ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ПРИВОЛЖСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

НИКИТИН К.И., ШИРЯЕВА А.В., КАРПУХИНА Е.В., ДОЩАННИКОВ Д.А., КАРПУХИН И.Б.

ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Актуальность. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) – это изменчивость продолжительности интервалов R–R последовательных циклов сердечных сокращений за определенные промежутки времени [1]. ВРС представляет собой интегральный показатель состояния сердечно-сосудистой системы, тонуса вегетативной нервной системы и общих адаптационных резервов организма. Именно этот метод может стать основой для скрининга субклинических функциональных расстройств в целях первичной профилактики заболеваний.

Цель – выявить наличие корреляции ВСР и уровня стресса у студентов старших курсов медицинского университета.

Материал и методы. Для оценки влияния стрессовых факторов на организм человека и возможностей адаптивных механизмов мы проанализировали результаты ВСР по итогам записи 5-минутной ритмограммы, а также баллы по шкале психологического стресса PSM-25 у студентов лечебного факультета Приволжского исследовательского медицинского университета. Обследуемые, в количестве 112 человек, были разделены на 3 группы в соответствии с курсом их обучения. В группу А вошли студенты 4-го курса (39 человек), в группу Б – 5-го курса (30 человек), в группу С – 6-го курса (43 человека). Оценка ВРС проводилась по двум показателям – SDNN и LF/HF.

Результаты. В группе А среднее значение SDNN составило 64,8, в группе В – 75,3, в группе С – 55,4 мс. Средние показатели индекса LF/HF в этих группах были равны 0,83, 0,85 и 0,99, средние значения баллов по шкале PSM-25 – 95,6, 77,5 и 91,3 соответственно. При анализе полученных результатов были выявлены следующие закономерности:

  • Во всех трех группах среднее значение баллов по шкале PSM-25 соответствовало низкому уровню стресса. Однако при детальном рассмотрении можно заметить, что значение этого показателя в группе Б было достоверно меньше, чем в группах А и С.
  • Средние значения LF/HF соответствовали норме для данной возрастной группы. В группе С отмечалось значимое повышение симпатического влияния по сравнению с обследуемыми других групп.
  • Средние значения SDNN в трех группах соответствовали нормальным значениям. В группах B и C наблюдалось значительное снижение этого показателя, что указывает на преобладание тонуса симпатической нервной системы.

Выводы. Проанализировав полученные результаты и анамнестические данные у исследованных групп учащихся, можно сделать вывод, что у студентов 4-го и 6-го курса лечебного факультета имеют место более высокий тонус симпатической нервной системы и низкие показатели ВРС по сравнению со студентами 5-го курса. Такую тенденцию можно объяснить тем, что в период обследования студенты 4-го курса испытывали сильное эмоциональное напряжение из-за интенсивной учебной нагрузки, а обследуемые 6-го курса – ввиду приближающихся государственных экзаменов.