ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

COVID-19/ВИЧ коинфекция: характеристика пациентов Московского мегаполиса

А.И. Мазус, М.В. Нагибина, Т.П. Бессараб, Е.В. Цыганова, Н.Г. Литвинова, Е.Г. Белова, Д.Р. Набиуллина, М.Ю. Кесаева

Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы
Аннотация. Цель исследования – изучить распространенность COVID-19 среди ВИЧ- инфицированных пациентов в Московском регионе и влияние эпидемии COVID-19 на оказание специализированной медицинской помощи пациентам, живущим с ВИЧ. Материалы и методы. За 2020–21 гг. проанализированы данные 158 пациентов в возрасте 20–71 года, наблюдающихся в Московском городском центре профилактики и борьбы со СПИДом Инфекционной клинической больницы № 2 (ИКБ № 2 ДЗМ) и имевших сочетанную патологию COVID-19/ВИЧ-инфекция. Кроме проведения стандартных методов обследования, у всех участников проводился забор мазка из носоглотки для исследования на коронавирус (полимеразная цепная реакция), определялись показатели иммунного статуса (CD4+-лимфоциты, СД8+-лимфоциты), вирусной нагрузки ВИЧ. При подозрении на COVID-19 выполнялась компьютерная томография органов грудной клетки (КТ ОГК). Результаты и заключение. Взаимное влияние инфицирования SARS-CoV-2 и ВИЧ рассматривалось в рамках возраста, пола, стадии ВИЧ-инфекции, иммунного статуса, виремии ВИЧ, условий оказания специализированной медицинской помощи, применения антиретровирусной терапии (АРТ), тяжести течения COVID-19 и прогноза заболевания. Показатели иммунного статуса, виремии ВИЧ, прием АРТ, стадия ВИЧ-инфекции, а также локация получения специализированной медицинской помощи (стационар/амбулаторное лечение) коррелировали с тяжестью течения коинфекции COVID-19/ВИЧ и имели прогностическое значение. Декомпенсация течения ВИЧ- инфекции с определяемой вирусной нагрузкой ВИЧ и снижением CD4+ <500 мкл-1 в крови, отсутствие АРТ и динамического наблюдения у специалиста Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом в большинстве случаев (89%) обусловили тяжелое течение COVID-19.

Ключевые слова

SARS-CoV-2
ВИЧ
ВИЧ-инфекция
COVID-19

С 2019 г. и по настоящее время человечество крайне озабочено проблемой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), вызванной SARS-CoV-2 [1]. Однако это не единственный вирус, методы борьбы с которым еще не до конца определены. С 1983 г. началась эпидемия, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), причем число больных ВИЧ-инфекцией продолжает увеличиваться, а заболевание все еще остается неизлечимым. ВИЧ-инфекция по-прежнему является одной из основных глобальных проблем общественного здравоохранения: более 80 млн человек были инфицированы ВИЧ с момента начала его регистрации, более 35 млн умерли. Из 40 млн ВИЧ-инфицированных пациентов в мире значительная часть жива благодаря антиретровирусной терапии (АРТ). Как утверждают эпидемиологи, в настоящее время мы фактически живем в условиях двойной эпидемии – коронавируса и ВИЧ [2, 3].

Учитывая подъем заболеваемости COVID-19, необходимо исследовать возможную уязвимость к нему людей, живущих с ВИЧ. Существует определенное сходство этих заболеваний в связи с сопутствующими им стигмой, сегрегацией и дискриминацией, а также социально-экономической значимостью вызываемых ими пандемий [4–6].

Одновременное развитие пандемий неизбежно вызывает их негативное взаимодействие, а характерный для ВИЧ-инфекции иммунодефицит предполагает более тяжелые проявления коморбидности, в особенности на фоне снижения качества оказания специализированной медицинской помощи в условиях всеобщего карантина [7–11]. В сегодняшних условиях возникает множество вопросов о взаимном влиянии инфицирования SARS-CoV-2 и ВИЧ. В доступной научной литературе имеются единичные сообщения о клиническом течении сочетанной патологии – ВИЧ- инфекции и COVID-19, однако представленные данные носят описательный характер и порой противоречивы.

Среди 17 регионов России с максимальным количеством заболевших COVID-19 большинство одновременно лидировали и по абсолютному числу зарегистрированных случаев выявления ВИЧ-инфекции. К этим регионам, в частности, относились Москва и Московская область [7].

Цель предлагаемого исследования – изучение распространенности коронавирусной инфекции среди ВИЧ-инфицированных пациентов в Московском регионе и влияние эпидемии COVID- 19 на оказание специализированной медицинской помощи пациентам, живущим с ВИЧ.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

За период 2020–2021 гг. проанализированы данные 158 амбулаторных и стационарных карт пациентов Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Инфекционной клинической больницы № 2 Департамента здравоохранения г. Москвы (ИКБ № 2 ДЗМ), имевших сочетанную патологию COVID-19/ВИЧ-инфекция. Возраст пациентов находился в пределах от 20 до 71 года, 66% из них составляли лица мужского пола.

Помимо стандартных методов обследования, всем больным был выполнен мазок из носоглотки на коронавирус (полимеразная цепная реакция, ПЦР), исследовались показатели иммунного статуса (CD4+-лимфоциты, СД8+-лимфоциты), вирусной нагрузки ВИЧ. При подозрении на COVID-19 проводилась компьютерная томография органов грудной клетки (КТ ОГК). Все исследуемые пациенты находились на диспансерном учете в поликлиническом отделении Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом и были включены в Федеральный регистр больных, инфицированных ВИЧ.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Характеристика когорты пациентов с сочетанием SARS-CoV-2/ВИЧ составлена на основании анализа групп больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 (ПЦР, КТ ОГК) в зависимости от места получения специализированной медицинской помощи (стационарно/амбулаторно), возрастного и гендерного различия, количества Т-лимфоцитов (СD4+/СD8+) и вирусной нагрузки ВИЧ в крови, приема АРТ, тяжести течения и исхода болезни.

В группе как амбулаторных, так и стационарных пациентов преобладали мужчины: 31 (58,5%) и 72 человека (68,6%) соответственно. Исключение составили женщины в возрасте старше 50 лет, которые чаще наблюдались и лечились во время болезни в поликлинике по месту регистрации. Проведенный анализ показал, что из 158 больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 на фоне ВИЧ-инфекции в поликлинике наблюдались и лечились 53 (33,5%) пациента, однако большинству, а именно 105 (66,5%) больным, по клиническим показаниям потребовалась госпитализация в ИКБ № 2 ДЗМ (табл. 1).

20-1.jpg (266 KB)

Как видно из таблицы 1, меньше всего больных было в возрастной категории до 30 и старше 60 лет – 15 человек (9,3%). Следует отметить, что из пациентов в возрасте до 30 лет наблюдалось 9 человек, и у большинства из них COVID-19 имел легкую и среднюю степень тяжести. Они лечились амбулаторно – 7 (77,8%). Старше 60 лет было 6 больных, и большинство из них – 4 человека (66,7%) – лечились в стационаре. При поступлении их состояние расценивалось как тяжелое, что объяснялось сопутствующими соматическими заболеваниями – гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом 2 типа, онкологическими заболеваниями. Такая картина соответствует общеизвестным наблюдениям относительно неблагоприятной фоновой патологии при COVID-19.

Больше всего пациентов с коморбидным статусом (СOVID-19/ВИЧ) было в возрасте 30–59 лет – 143 человека (90,5%), лечение проводилось в стационаре у 99 (62,6%) больных.

Стадия ВИЧ-инфекции у исследуемых пациентов и место оказания им специализированной медицинской помощи отражены в таблице 2.

После проведенного анализа распределения больных COVID-19 по стадиям ВИЧ-инфекции было установлено, что как при стационарном, так и амбулаторном лечении пациентов с 3 субклинической стадией ВИЧ-инфекции было меньше по сравнению с другими подгруппами – 56 (35,4%) человек. Большинство из них находилось на амбулаторном лечении – 33 (62,2%) пациента. У них отмечался COVID-19 легкой и средней тяжести с благоприятным исходом заболевания. Численно преобладающую когорту составили пациенты с 4 (А, Б, В) стадией ВИЧ-инфекции – 102 человека (64,6%), причем 4В стадию имела практически половина больных – 46 (45%), и большинству из них по клиническим показаниям потребовалась госпитализация в стационар. Стадии ВИЧ-инфекции 4Б и 4В были диагностированы у 66 лиц (63%), тяжесть состояния которых была обусловлена проградиентным течением COVID-19 на фоне развития не менее тяжелых оппортунистических заболеваний. Это неблагоприятно сказывалось на ходе течения COVID-19, и в данной когорте прогноз чаще был неблагоприятным.

По данным результатов оценки показателей иммунного статуса, представленных в таблице 3, пациенты с выраженным иммунодефицитом (CD4+ <200 мкл-1) в возрасте 30–59 лет составляли меньшинство – 45 человек (28%). Все они находились на стационарном лечении в тяжелом состоянии. В подавляющем большинстве они практически не наблюдались в Московском городском центре профилактики и борьбы со СПИДом и не получали АРТ; давность ВИЧ-инфекции в этой группе пациентов составляла в среднем 8,2±3,3 лет. Выраженная иммуносупрессия, оппортунистические инфекции, течение COVID-19 определяли тяжелое состояние этих пациентов.

21-1.jpg (246 KB)

Число пациентов в группах с уровнем Т-лимфоцитов 200–500 мкл-1 и ≥500 мкл-1 статистически не различалось: 55 (34,8 %) и 58 (36,7%) человек соответственно. Однако больным первой из указанных групп достоверно чаще требовалась госпитализация в стационар по сравнению с группой амбулаторного лечения: 40 (72%) против 15 человек (28%) соответственно; это также демонстрирует тяжесть коморбидного состояния.

Среди 58 пациентов (36,7%), у которых число CD4+-лимфоцитов было >500 мкл-1, 37 человек (63,8%) наблюдались и лечились амбулаторно. Их состояние расценивалось как средней тяжести, осложнения COVID-19 не выявлялись. В группе лиц с уровнем CD4+-лимфоцитов <200 мкл-1 всем больным лечение проводилось в стационаре, при этом среди них преобладали пациенты со стадией ВИЧ-инфекции 4В (66,7%); практически у всех состояние расценивалось как тяжелое. Пациентов с выраженным иммунодефицитом на амбулаторном лечении не было. В группе исследуемых с уровнем CD4+-лимфоцитов 200–500 мкл-1 преобладали стационарные больные, при этом у них стадии течения ВИЧ-инфекции были представлены поровну. А вот среди пациентов с уровнем CD4+-лимфоцитов 200–500 мкл-1, находившихся на амбулаторном лечении, преобладали лица с 3 и 4А стадиями ВИЧ-инфекции (25,46%). В группе, где пациенты имели сохранный иммунный статус и количество CD4+-лимфоцитов >500 мкл-1 (n=58), основная часть лечилась амбулаторно: у них была установлена ВИЧ-инфекция 3 стадии (46,55%), и все они имели благоприятный прогноз заболевания.

Дальнейший анализ влияния сочетанной патологии СOVID-19/ВИЧ на тяжесть состояния проводился в зависимости от состояния иммунного статуса (количества CD4+-лимфоцитов) и вирусной нагрузки ВИЧ. Определение РНК ВИЧ выполнялось методом ПЦР, позволяющим определять количественно РНК ВИЧ-1 в крови в диапазоне 20–10 000 000 копий/мл. Соответствующие данные приведены в таблице 4.

Среди 158 обследованных больных примерно у трети (n=56; 35,5%) количество РНК ВИЧ определялось в диапазоне от 100 000 до 1 896 000, причем чаще у пациентов, находящихся на стационарном лечении, при выраженной иммуносупрессии (CD4+ <200 мкл-1 у 68,9%) и отсутствии АРТ (n=28). Неопределяемая вирусная нагрузка ВИЧ имела место у 102 больных (64,5 %); среди них у 33 человек (56,9 %) количество CD4+ было >500 мкл-1. Основная часть больных в состоянии средней тяжести наблюдалась и лечились амбулаторно.

Анализ влияния применения АРТ на тяжесть течения СOVID-19 на фоне ВИЧ-инфекции в соответствии с нашими данными (табл. 5) показал, что из 116 (73,4%) пациентов, получающих такую терапию, 54 (46,5%) имеют физиологический иммунный статус (СD4+ >500 мкл-1). Следует отметить, что на тяжесть состояния и локацию места оказания специализированной медицинской помощи это не влияло. Амбулаторно лечились 51 (44%), стационарно – 65 человек (56 %), что, видимо, в большей степени связано со сроками начала терапии, ее длительностью, различием схем и возможной резистентностью ВИЧ к антиретровирусным препаратам. Однако в группе, где АРТ для лечения ВИЧ-инфекции не применялась, практически все больные с СOVID-19 по тяжести состояния нуждались в стационарном лечении: таковых было 40 человек (95%) – в основном пациенты с количеством CD4+-лимфоцитов <200 мкл-1 (62,2 %) и неблагоприятным прогнозом заболевания (см. табл. 5).

22-1.jpg (255 KB)

Тяжесть течения коинфекции ВИЧ/СOVID-19 у пациентов, включенных в исследование, отражена в таблице 6. Проведенный анализ течения COVID-19 у ВИЧ-инфицированных пациентов показал, что у большей части из них состояние расценивалось как легкое (n=70; 44,3%) и средней тяжести (n=67; 42,4%). Прогностически неблагоприятное, тяжелое течение болезни наблюдалось у 21 (13,3%) пациента. Летальные исходы были зафиксированы в основном у стационарных больных; все такие пациенты находились в тяжелом/крайне тяжелом состоянии при выраженной иммуносупрессии (СD4+-лимфоциты <200 мкл- 1). Это свидетельствует о крайне негативном прогнозе течения СOVID-19/ВИЧ-коинфекции у лиц с выраженной иммуносупрессией и взаимообразно осложняет течение коронаровирусной инфекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, среди больных с коморбидным течением инфекции COVID-19/ВИЧ в московском мегаполисе преобладали мужчины в возрасте 30–59 лет, лечившиеся в условиях инфекционного стационара.

Показатели иммунного статуса, виремии ВИЧ, прием АРТ, стадия ВИЧ-инфекции, а также локация получения специализированной медицинской помощи коррелировали с тяжестью течения коинфекции COVID-19/ВИЧ и имели прогностическое значение.

Декомпенсация течения ВИЧ-инфекции с определяемой вирусной нагрузкой ВИЧ в крови, наряду с отсутствием АРТ и динамического наблюдения у специалиста Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом, в подавляющем большинстве случаев (89%) обусловливали тяжелое состояние пациентов.

Список литературы

  1. Беляков Н.А., Рассохин В.В., Ястребова Е.Б. Коронавирусная инфекция COVID-19. Природа вируса, патогенез, клинические проявления. Сообщение 1. ВИЧ-инфекция и иммуносупрессия. 2020; 1: 7–21.
  2. Бобкова М.Р. Стратегии излечения ВИЧ-инфекции: основные методологические подходы и проблемы их реализации. ВИЧ-инфекция и иммуносупрессия. 2020; 1: 22–31.
  3. Ладная Н.Н., Покровский В.В., Дементьева Л.А., Соколова Е.В. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в 2019 г. Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2020; 3: 17–26.
  4. Gervasoni С., Meraviglia P., Riva A. et al. Clinical features and outcomes of HIV patients with coronavirus disease 2019. Clin Infect Dis. 2020; 71(16): 2276–78. doi: 10.1093/cid/ciaa579.
  5. Guo W., Ming F., Dong Y. et al. Driving force of COVID-19 among people living with HIV/AIDS in Wuhan, China. Res Sq. 2020; rs.3.rs-53351. doi: 10.21203/rs.3.rs-53351/v1. Preprint.
  6. Currier J.S., Havlir D.V. CROI-2018: Complications of HIV infection and antiretroviral therapy. Top Antivir Med. 2018; 26(1): 22–29.
  7. Childs K., Post F.A., Norcross C. et al. Hospitalized patients with COVID-19 and human immunodeficiency virus: A case series. Clin Infect Dis. 2020; 71(8): 2021–22. doi: 10.1093/cid/ciaa657.
  8. Пшеничная Н.Ю., Веселова Е.И., Семенова Д.А. с соавт. COVID-19 – новая глобальная угроза человечеству. Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2020; 1: 6–13.
  9. Etienne N., Karmochkine M., Slama L. et al. HIV infection and COVID-19: risk factors for severe disease. AIDS. 2020; 34(12): 1771–74. doi: 10.1097/QAD.0000000000002651.
  10. Cooper T.J., Woodward B.L., Alom S., Harky A. Coronavirus disease 2019 (COVID-19) outcomes in HIV/AIDS patients: a systematic review. HIV Med. 2020; 21(9): 567–77. doi: 10.1111/hiv.12911.
  11. Prabhu S, Poongulali S, Kumarasamy N. Impact of COVID-19 on people living with HIV: A review. J Virus Erad. 2020; 6(4):100019. doi: 10.1016/j.jve.2020.100019.

Об авторах / Для корреспонденции

Алексей Израилевич Мазус, д.м.н., заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 365-56-65. E-mail: aids@spid.ru. ORCID: 0000-0003-2581-1443.
Маргарита Васильевна Нагибина, д.м.н., профессор, врач-инфекционист отделения профилактики ВИЧ-инфекции Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 366-26-70. E-mail: infector03@gmail.com. ORCID: 0000-0001-5327-9824.
Тимур Петрович Бессараб, к.м.н., зав. отделением профилактики ВИЧ-инфекции Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 366-26-70. E-mail: bessarab@spid.ru. ORCID: 0000-0001-6565-7407
Елена Валерьевна Цыганова, к.м.н., зав. научно-клиническим отделом Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 365-21-52. E-mail: tsyganovaelena@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-3410-2510
Наталья Геннадьевна Литвинова, врач-инфекционист поликлинического отделения Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 366-62-38. E-mail: nlitvinova25@mail.ru. ORCID: 0000-0003-1257-2594
Елена Геннадьевна Белова, к.м.н., врач-инфекционист отделения профилактики ВИЧ-инфекции Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 366-26-70. E-mail: elena_belova@inbox.ru. ORCID: 0000-0002-0792-1107
Динара Ринатовна Набиуллина, врач-методист отделения профилактики ВИЧ-инфекции Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275,
г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 366-26-70. E-mail: dinara.nab@gmail.com. ORCID: 0000-0003-1862-245X
Мадина Юрьевна Кесаева, к.м.н., врач-инфекционист отделения профилактики ВИЧ-инфекции Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Департамента здравоохранения города Москвы. Адрес: 105275, г. Москва, 8-я ул. Соколиной Горы, д. 15. Тел.: 8 (495) 366-26-70. E-mail: kesaeva-m@mail.ru. ORCID: 0000-0003-3435-9583

Также по теме