ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Распространенность некоторых управляемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди студенческой молодежи

А.М. Кардангушев, З.А. Шугушева, И.Х. Бекулова, Н.М. Бекалдиева

1 ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», кафедра пропедевтики внутренних болезней, г. Нальчик 2 ГБУЗ «ЦРБ» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района, г. Баксан 3 ФКУЗ Санаторий им. С.М. Кирова ФСИН России, г. Нальчик 4 ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Целью исследования являлась оценка распространенности поведенческих и психосоциальных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний среди студентов медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета для разработки профилактических мер. С использованием стандартных эпидемиологических методов и унифицированных критериев оценки указанных факторов были обследованы 268 студентов (24% юношей, 76% девушек (р <0,0001); средний возраст 20,6±3,7 года). Чаще были зарегистрированы нерациональное питание, высокие уровни тревожности, пассивное курение, реже - низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости усиления профилактической работы и определяют приоритеты в этой работе.

Ключевые слова

студенты
факторы риска
сердечно-сосудистые заболевания
профилактика

Одной из актуальных проблем практического здравоохранения последних лет является регистрируемый повсеместно процесс омоложения заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [1]. Современное понимание проблемы позволяет аргументировать приоритетность научных исследований, направленных на разработку профилактических мероприятий. Эксперты ВОЗ подчеркивают, что превентивные меры должны базироваться на научных данных и быть адаптированы к региональному и национальному контексту [1]. Наиболее перспективно в этом плане исследование факторов риска (ФР) ССЗ у студентов. Последнее обусловлено широкой распространенностью ФР ССЗ среди лиц молодого возраста, высокой устойчивостью некоторых из них во времени и возможностями реализации превентивных мер в образовательных организациях [2, 3].

К настоящему времени исследований, посвященных изучению ФР ССЗ в студенческой популяции, недостаточно, а потребности в этих исследованиях высоки во всех регионах России. Последнее обусловлено существенными различиями в распространенности ФР ССЗ в различных регионах. В Кабардино-Балкарии ранее проводились эпидемиологические исследования распространенности ФР неинфекционных заболеваний среди студентов, последнее из которых было реализовано в 2011 г [4]. Вместе с тем, профилактическая работа среди лиц молодого возраста должна базироваться на реальной оценке состояния их здоровья с учетом особенностей поведения и распространенности основных ФР. Эти процессы динамичны, зависят от условий жизнедеятельности студентов и требуют постоянной оценки.

Цель исследования: оценка распространенности поведенческих и психосоциальных ФР ССЗ среди студентов медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета для разработки профилактических мер.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Обследовали 266 студентов (юношей - 24%, девушек -76% (р<0,0001), средний возраст 20,6±3,7 года). Скрининг включал анкетный опрос для регистрации паспортных данных, уровня образования, получения сведений о курении, употреблении алкоголя, уровне физической активности (ФА), пищевых привычках [5], а также психологическое тестирование по методике Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина [6]. Статус питания и уровни ФА оценивали по критериям ВОЗ [7, 8]. Курившими считали лиц, выкуривающих не менее одной сигареты в день. Степень потребления алкоголя определяли по употреблению чистого этанола в граммах в неделю [5]. При анализе уровней тревожности сумму баллов <30 оценивали как низкую, от 31 до 45 - как умеренную и ≥46 - как высокую тревожность [6].

Статистический анализ данных проводили с использованием программы STАTISTICА 6.0 (StаtSoft Inc, США) [9]. Результаты представили как среднее и его стандартное отклонение для непрерывных переменных и как доля (в процентах) - для категориальных переменных. За критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Чрезвычайно актуальными проблемами среди лиц молодого возраста в большинстве регионов России являются курение и употребление алкоголя [2, 5]. В Кабардино-Балкарии среди студентов-медиков отмечается традиционно низкая распространенность как курения, так и употребления спиртных напитков, о чем свидетельствуют и проведенные ранее исследования [4]. В нашем исследовании ежедневно курили 14,1% юношей и 1% девушек (р <0,0001). Курение сигарет зарегистрировано у 44,4% курящих юношей. Употребление курительных смесей для кальяна имело место у 55,6% юношей и у всех курящих девушек. Не менее чем за год до начала исследования прекратили курение 3,1% юношей и 0,5% девушек. Средний возраст приобщения к курению составил 18,2 года, что выше, чем в большинстве регионов России [2, 5]. Заслуживает внимания, что 55,4% юношей и 24,6% девушек (р <0,0001) являются пассивными курильщиками.

Сравнивая полученные нами результаты с данными проведенного в 2011 г. исследования [4], необходимо отметить, что число регулярно курящих студентов за шесть лет статистически значимо не увеличилось (12,9 против 14,1% у юношей и 0,7 против 1% у девушек). Вместе с тем, требуют пристального внимания студенты, употребляющие курительные смеси для кальяна и подвергающиеся пассивному курению. Алкогольные напитки не употребляли никогда 64,6% юношей и 86,7% девушек (р <0,0001). Из числа употреблявших когда-либо алкоголь в течение последнего месяца его потребляли 34,8% юношей и 33,3% девушек, а в течение последней недели - лишь 3,7% девушек. Все студенты, употребляющие алкоголь, относились к категории умеренно пьющих, т. к. юноши потребляли менее 84 г этанола в неделю, а девушки - менее 42 г.

Малоподвижный образ жизни является одним из ведущих ФР ССЗ во всем мире [1, 2, 5]. Вместе с тем, в литературе содержатся противоречивые данные по распространенности низкой ФА, что в большей степени обусловлено различным инструментарием для изучения образа жизни и критериями оценки уровня ФА, и в меньшей степени - региональным фактором. В научной литературе представлены как субъективные (опросники), так и объективные (шагомеры, акселерометры) методики оценки ФА. Понятно, что данные, полученные при использовании различных методов и критериев оценки уровня ФА, несопоставимы и не могут составить полную картину ФА населения. В области методологии изучения ФА еще много нерешенных вопросов, и работа над созданием идеального для эпидемиологических исследований метода оценки физической нагрузки продолжается. На сегодняшний день эксперты ВОЗ рекомендуют индикатор Globаl Questionnаire on Physicаl Аctivity [8], который мы использовали в своем исследовании. Низкую ФА мы выявили только у девушек, среди которых ее частота составила 18,8%. При обследовании студентов медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета в 2011 г., когда согласно дизайну исследования мы не учитывали повседневную активность, передвижение и досуг, а ориентировались только на занятия спортом и физкультурой, низкая ФА регистрировалась у 76,3% студентов [4]. Это еще раз доказывает необходимость унификации оценочных критериев. По данным Зволинской Е.Ю. [2], распространенность низкой ФА среди студентов вузов Москвы выше, чем в нашем исследовании, при сопоставимых гендерных различиях.

Наряду с ФА, вопросы изучения особенностей питания всегда представляли трудности из-за отсутствия единых методик и критериев оценки при разнообразии культурных и национальных моделей питания населения в разных странах. Нерациональное питание оказалось ведущим ФР ССЗ у обследованных нами студентов. Так, 96,0% девушек и 93,8% юношей потребляли менее 5 порций овощей и фруктов в день. Частота потребления в неделю пищи, приготовленной вне дома, у юношей составила 4,5±2,1, а у девушек - 4,3±1,5. Причем, пищу, приготовленную вне дома, 5-10 раз в неделю потребляли 47,7% девушек и 54,5% юношей. Большинство студентов (91,5% девушек и 75,8% юношей; р <0,01) на вопрос: «Какой вид растительных или животных жиров чаше всего используется для приготовления пищи в Вашей семье?» ответили: «растительное масло».

Известно, что высокая тревожность отрицательно влияет на состояние здоровья. Доказана связь психосоциальных факторов с риском развития ССЗ [10, 11]. Мы выявили умеренные уровни реактивной тревожности как у юношей (40,7±6,6 балла), так и у девушек (39,7±8,5 балла). Вместе с тем, показатели личностной тревожности соответствовали умеренным уровням у юношей (43,3±6,8 балла) и высоким уровням у девушек (50,6±7,5 балла; р<0,0001). Распространенность высоких уровней реактивной тревожности составила 18,8% у юношей и 11,4% у девушек, высоких уровней личностной тревожности - 35,9% у юношей и 73,3% у девушек (р <0,0001). Более благоприятный профиль реактивной тревожности, чем личностной, отмеченный в нашем исследовании, по всей видимости, связан с тем, что мы проводили опрос в комфортных условиях, вне зачетно-экзаменационной сессии и контрольных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что среди всех модифицируемых ФР ССЗ в студенческой среде наиболее распространенными являются нерациональное питание и высокие уровни тревожности. Распространенность курения и низкой ФА оказалась невысокой. Однако заслуживает внимания высокий процент пассивного курения среди обследованных нами студентов и превалирование употребления курительных смесей для кальяна среди курящих юношей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости усиления профилактической работы и определяют приоритетные направления этой работы: рационализация питания в студенческих столовых, оптимизация психологического сопровождения обучения, адресная профилактика пассивного курения.

Список литературы

  1. Глобальный план действий по профилактике и контролю неинфекционных заболеваний на 2013-2020 гг. Женева: ВОЗ., 2013; 49.
  2. Зволинская Е.Ю., Кимициди М.Г., Александров А.А. Распространенность некоторых модифицируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студенческой молодежи. Терапевтический архив. 2015;1: С. 57-63.
  3. Mungrue K., Fyzul A., Ramroop S., Persad T., Asgarali A. Are teenagers at risk for developing cardiovascular disease in later life. Int. J. Adolesc. Med. Health. 2013;25(1):75-80.
  4. Кучма В.Р., Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В., Уметов М.А., Захохов Р.М. Здоровье школьников и студентов: новые возможности профилактической медицины в образовательных организациях. М.: ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России., 2016. 276 с.
  5. Баланова Ю.А., Имаева А.Э., Концевая А.В. и дрт. Эпидемиологический мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении на региональном уровне. Методические рекомендации под редакцией С.А. Бойцова. М., 2016. 111 с.
  6. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград, 1976. 18 с.
  7. Здоровое питание. Информационный бюллетень N 394. 2015. URL: http://www.who.int/mediаcentre/fаctsheets/fs394/ru/ (дата обращения 04.07.2017).
  8. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья населения. Женева: ВОЗ., 2010. 58 с.
  9. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STАTISTICА. М.: МедиаСфера, 2002. 312 с.
  10. Kаwаchi I., Spаrrow D., Vokonаs P.S., Weiss S.T. Symptoms of аnxiety аnd risk of coronаry heаrt diseаse. The Normаtive Аging Study. Circulаtion. 1994;90:2225-9.
  11. Mittlemаn M.А., Voetsch B., Cаplаn R.L. Triggers of ischemic stroke: results from the stroke onset pilot study. Stroke. 2000;32:366-9.

Об авторах / Для корреспонденции

Кардангушева Аксана Мухамедовна, д.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». Адрес: 360004 КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. Тел.: (964) 031-10-50. Е-mail: kardangush@mail.ru

Шугушева Зарина Арсеновна, заведующая поликлиникой №1 ГБУЗ «ЦРБ» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района. Адрес: 361535 КБР, г. Баксан, ул. Толстого, 13. Тел.: (928) 083-10-60. E-mail: shugusheva85@bk.ru

Бекулова Индира Хабасовна, начальник отделения - врач ФКУЗ Санаторий им. С.М. Кирова ФСИН России. Адрес: 360000 КБР, г. Нальчик, ул. Шогенцукова, 3. Тел.: (938) 081-51-15. E-mail: indi.b19@yandex.ru

Бекалдиева Нарсана Муратовна, студентка ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». Адрес: 360004 КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. Тел.: (960) 430-05-15. Е-mail: narsana_b@mail.ru

Теунова Милана Хусейновна, студентка ФГАОУ ВО “Первый МГМУ им. И.М. Сеченова” Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2. Тел.: (965) 395-47-09. Е-mail: mila140394@mail.ru

Также по теме