ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Роль терапии без статинов для снижения концентрации холестерина липопротеинов низкой плотности и уменьшения риска развития атеросклеротических сердечно-сосудистых осложнений

Константинов В.О.

ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Минздрава РФ,  Санкт-Петербург
В статье приводятся комментарии к решению совета экспертов Американской коллегии кардиологов о роли нестатиновой терапии в снижении уровня холестерина липопротеинов низкой плотности и уменьшении риска развития сердечно-сосудистых осложнений, принятому 1 апреля 2016 г. Рассматриваются предпосылки этого решения, в частности, результаты проведенных в последние 3 года рандомизированных клинических исследований, показавших высокую эффективность новых лекарственных препаратов нестатинового ряда. Приводятся описание этих гиполипидемических средств, показания, противопоказания и возможные побочные эффекты, а также порядок их предпочтительного назначения в комбинации со статинами у пациентов разных категорий.

Ключевые слова

нестатиновая терапия
уровень холестерина
липопротеины низкой плотности
рекомендации
Американская коллегия кардиологов

Опубликовано решение совета экспертов Американской коллегии кардиологов (АКК), принятое 1 апреля 2016 г., о роли нестатиновой терапии в снижении холестерина (ХС) липопротеинов низкой плотности (ЛНП) и уменьшении риска развития сердечно-сосудистых осложнений (ССО) [1], получившее широкий резонанс среди специалистов и медицинской общественности. В чем основная суть этого решения и почему оно было принято именно сейчас?

Хорошо известны сравнительно недавние рекомендации АКК и Американской ассоциации сердца (ААС) от 2013 г. по снижению содержания ХС в крови с целью уменьшения риска развития атеросклеротических ССО у взрослых [2] и сопутствующие им рекомендации по уменьшению риска азвития ССО у пациентов в отсутствие симптомов [3]. И те, и другие рекомендации основаны на результатах многочисленных рандомизированных клинических исследований (РКИ), главным образом, с использованием статинов. В табл. 1 приводятся варианты терапии дислипидемий разной интенсивности с целью уменьшения риска развития атеросклеротических сердечно-сосудистых заболеваний (АССЗ) согласно рекомендациям АКК и ААС от 2013 г.

В результате анализа огромного материала, полученного в РКИ, были гипотетически идентифицированы 4 группы пациентов, у которых польза от применения статинов с высокой степенью доказательности превышает риск развития побочных эффектов. Первая группа — лица старше 21 года с клиническими проявлениями АССЗ; вторая — лица того же возраста с уровнем ХС ЛНП выше 190 мг/дл (5 ммоль/л), не связанным с вторичным заболеванием; третья — пациенты 40—75 лет без признаков АССЗ, но с сахарным диабетом (СД) и уровнем ХС ЛНП от 70 до 189 мг/дл (1,8—4,9 ммоль/л); четвертая — лица 40—75 лет без АССЗ и СД, но с высоким риском развития ССО (≥7,5%), определяемым по специальным шкалам [3]. Главная концепция этих рекомендаций — вероятность предотвращения большого АССЗ либо смерти при использовании лекарственной терапии в каждой из перечисленных групп должна быть выше возможности развития нежелательных побочных эффектов. Такой результат был доказан до сих пор только при использовании статинов. Применение других гиполипидемических лекарственных средств к 2013 г. показало лишь очень небольшое снижение риска развития ССО и в целом не увеличивало положительный эффект статинов при комбинированной терапии. Тем не менее в последние 3 года существенно изменились наши представления и подходы к этой проблеме. Именно устранению пробела в рекомендациях 2013 г. с учетом результатов последних клинических исследований посвящено данное решение АКК.

Использование гиполипидемических лекарственных средств нестатинового ряда для получения дополнительного эффекта по снижению риска развития ССО имеет свою историю. Так, еще в рекомендациях АКК/ААС от 2013 г. были упомянуты не закончившиеся к тому времени РКИ, такие как HPS2-THRIVE (воздействие на ХС ЛВП с помощью ниацина/ларопипранта для снижения частоты развития АССЗ) [4], IMPROVE-IT (исследование исходов заболевания на фоне терапии симвастатином в комбинации с эзетимибом) [5]. Результаты первого из упомянутых РКИ разочаровали исследователей. Добавление ниацина/ларопипранта к симвастатину, несмотря на дополнительное снижение уровня ХС ЛНП, не только не показало уменьшения риска развития ССО по сравнению с чистым симвастатином, но и значительно увеличило число нежелательных побочных эффектов. Исследование IMPROVE-IT, длившееся 7 лет, наоборот, продемонстрировало хотя и небольшое, но достоверное уменьшение частоты развития всех ССО на фоне применения комбинации симвастатина и эзетрола по сравнению с монотерапией, при этом частота нежелательных побочных эффектов осталась неизменной.

В качестве альтернативной или дополнительной терапии дислипидемий и атеросклероза ранее рассматривалось назначение фибратов. Эта группа препаратов, особенно — фенофибрат, показала наибольшую эффективность у больных СД 2-го типа и с метаболическим синдромом, у которых дислипидемия характеризуется высоким уровнем триглицеридов, низкой концентрацией ХС высокой плотности (ЛВП), наличием мелких плотных частиц ЛНП. Применение фенофибрата вызывало положительные сдвиги именно в этих липидных фракциях. Однако главный интерес исследователей и практикующих врачей все же связан с возможностью уменьшения риска развития АССЗ. Ключевыми в изучении этого вопроса явились два РКИ с фенофибратом у больных СД 2-го типа — FIELD [6] и ACCORD [7]. В исследовании FIELD после 5 лет приема фенофибрата пациенты продемонстрировали незначительное (11%) уменьшение частоты конечных точек (смерть от ишемической болезни сердца — ИБС, или нефатальный инфаркт миокарда) — на 5,2% в группе фенофибрата и на 5,9% в группе плацебо (р=0,16). Тем не менее фенофибрат дал существенный положительный эффект в группе пациентов, не имевших первоначально признаков ИБС. В этой подгруппе снижение частоты первичных конечных точек составило 25%, а всех конечных точек — 19%. Кроме того, фенофибрат существенно уменьшил частоту развития микрососудистых осложнений — снизилась потребность в лазерной коррекции ангиопатии сетчатки, частота развития альбуминурии.

Задачей исследования ACCORD была оценка эффективности комбинированной терапии симвастатином и фенофибратом. В липидной части этого проекта приняли участие 5518 человек с СД 2-го типа, принимавшие симвастатин 20—40 мг/сут и рандомизированные на группы фенофибрата или плацебо. Согласно основным результатам исследования, ежегодная частота развития ССО в группе комбинированной терапии составила 2,2%; в группе симвастатина — 2,4% (снижение риска на 8% недостоверное). Таким образом, было установлено, что добавление фенофибрата к терапии симвастатином у больных СД 2-го типа не снижает существенно риск развития ССО. Эта группа препаратов не рассматривается сейчас как серьезная альтернатива статинам, хотя в последнем решении АКК о применении нестатиновой терапии все же дается ссылка на рекомендации по использованию фибратов и омега-3 полиненасыщенных жирных кислот у больных с тяжелой гипертриглицеридемией [18]. С нашей точки зрения, применение фибратов все же может быть рассмотрено в определенных клинических ситуациях. Так, в Российских рекомендациях по диагностике и коррекции нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза [8] указывается на то, что фибраты наиболее эффективно снижают уровень триглицеридов (ТГ) — класс доказательности I B, а также могут быть использованы для профилактики микро- и макрососудистых осложнений у больных СД 2-го типа, с метаболическим синдромом с высоким уровнем ТГ и низкой концентрацией ХС ЛВП — класс доказательности IIa C.

Совсем недавно были зарегистрированы моноклональные антитела к пропротеин конвертазе субтилизин кексин типа 9 (PCSK9) — алирокумаб и эволокумаб, ингибирующие связывание этого фермента с ЛНП рецепторами, что приводит к увеличению их количества на поверхности клетки и дополнительному клиренсу ХС из плазмы. Оба препарата показаны для лечения семейной гетерозиготной гиперхолестеринемии (СГХС) либо пациентов с АССЗ, которым требуется более значительное снижение уровня ХС ЛНП как дополнение к диете и максимально переносимым дозам статинов. Показанием к применению эволокумаба является также гомозиготная СГХС в дополнение к статинам, эзетимибу и ЛНП аферезу [9, 10]. Эти лекарственные средства продемонстрировали резкое снижение концентраций ХС ЛНП как при монотерапии, так и в комбинации со статинами, а также благоприятные клинические исходы при относительно краткосрочном наблюдении (18 мес) [9, 10]. В настоящее время проводятся долгосрочные исследования с изучением клинических исходов при использовании алирокумаба, эволокумаба и не зарегистрированного пока бокоцизумаба.

Решение АКК дает ответы на 3 ключевых вопроса: 1) каким пациентам требуется нестатиновая терапия; 2) в каких именно клинических ситуациях следует предполагать нестатиновую терапию (при недостаточном или неадекватном проценте снижения уровня ХС ЛНП либо в отсутствие достижения его целевого уровня, у пациентов с толерантностью к статинам и др.); 3) если нестатиновая терапия все же показана, то какие средства предпочтительнее и в каком порядке.

Стратегия нестатиновой терапии с целью профилактики АССЗ представлена в табл. 2.

Еще раз подчеркивается, что подходы к лечению при дислипидемии подразумевают соблюдение пациентами здорового образа жизни (гиполипидемической диеты, регулярных физических нагрузок, отказа от курения и снижения избыточной массы тела) [11]. Одобряется использование пищевых добавок, таких как фитостеролы и пищевые растворимые волокна [14] (см. табл. 2).

Решение совета экспертов АКК фактически восстанавливает концепцию о целевых уровнях ХС ЛНП, понятие о которых было практически утрачено в рекомендациях АКК/ААС от 2013 г., но продолжало использоваться в Европе и России. Указывается, что измерение концентраций общего ХС, ТГ, ХС ЛВП и расчет уровня ХС ЛНП должно осуществляться натощак, через 4—12 нед после изменений в лечении, в том числе при назначении нестатиновой терапии, и в дальнейшем через каждые 3—12 мес.

Очень важной с нашей точки зрения для решения совета экспертов АКК является выработка адекватных критериев непереносимости статинов. На практике при использовании статинов в определенном проценте случаев могут встретиться побочные эффекты в виде повреждения мышечной или печеночной ткани, однако истинная непереносимость статинов — редкое явление [12, 13]. При определении толерантности к статинам должны учитываться следующие критерии: отсутствие эффекта от временной приостановки приема статина, снижения его дозы, использования других статинов, имеющих разные пути метаболизма, наконец, применения прерывистого типа дозирования (1–3 раза в неделю) — для статинов с длинным периодом полувыведения [14].

В отдельных группах пациентов высокого риска (с наличием АССЗ либо уровнем ХС ЛНП выше 190 мг/дл) назначение нестатиновой терапии может быть рассмотрено в случае, если лечение статинами не вызывает снижения уровня ХС ЛНП на 50% от исходного.

При назначении нестатиновой терапии должны учитываться и другие, часто нелипидные факторы, а именно стоимость лечения, удобство применения (антитела к PCSK9 и ряд других препаратов вводятся парентерально), хранение и транспортировка (часто требуют хранения в холодильнике) и, наконец, предпочтения самого пациента.

Пациенты с СГХС и непереносимостью статинов, беременные женщины и дети с высокими уровнями ХС ЛНП должны быть направлены к специалисту (липидологу) [19].

И наконец, очень важный вопрос — выбор лекарственного средства нестатинового ряда. АКК поставила здесь на первое место эзетимиб (см. табл. 2). Действительно, это первое нестатиновое средство, которое должно рассматриваться в большинстве случаев лечения дислипидемии. Исследование IMPROVE-IT подтвердило широко распространенную концепцию — «чем ниже (уровень ХС ЛНП) — тем лучше». Ранее показано, что снижение уровня ХС ЛНП на 1 ммоль/л (38,7 мг/дл) вызывает уменьшение риска развития АССЗ примерно на 20% [16]. Корреляция между улучшением клинического эффекта и снижением уровня ХС ЛНП продолжается по крайней мере до достижения 53 мг/дл (1,37 ммоль/л) [5]. Исследование IMPROVE-IT продемонстрировало высокую безопасность значительного снижения уровня ХС ЛНП, превышавшего 70 мг/дл (1,8 ммоль/л) на протяжении 7 лет лечения, эффективность у пожилых пациентов, а также целесообразность использования стратегии целевых уровней липидных показателей крови у больных атеросклерозом и ИБС. Показано, что с помощью комбинированной терапии легче удается достигнуть целевых значений ХС ЛНП [17]. Следует, однако, заметить, что эффективность эзетимиба доказана лишь при лечении больных, перенесших острый коронарный синдром [5].

Секвестранты желчных кислот (СЖК, смолы) могут теоретически рассматриваться как препараты второго ряда при непереносимости эзетимиба (в России секвестрант желчных кислот колесевелам не зарегистрирован) [15]. Смолы не следует назначать при уровне ТГ более 300 мг/дл (3,4 ммоль/л). Исходя из нашего опыта, использование холестирамина (16—32 г/сут) наряду с повышением уровня ТГ вызывало большое количество побочных эффектов в виде запоров [20].

Назначение алирокумаба и эволокумаба должно быть рассмотрено в отсутствие достижения целевых уровней ХС ЛНП на фоне максимально переносимых доз статинов и эзетимиба у пациентов из группы высокого риска (с клиническими проявлениями АССЗ либо с СГХС). Пациентов с гомозиготной СГХС рекомендуется направлять к липидологу. Этим пациентам показаны статины, эзетимиб, смолы, при необходимости — эволокумаб, аферез ЛНП. Последний одобрен и у больных с гетерозиготной СГХС.

Решение АКК о роли нестатиновой терапии в снижении концентрации ХС ЛНП и риска развития ССО, бесспорно, заполнило брешь, имевшуюся в рекомендациях АКК/ААС от 2013 г., и адресовано в первую очередь врачам и пациентам с целью ознакомления их с доступными в настоящее время нестатиновыми средствами борьбы с этим тяжелым заболеванием.

Список литературы

  1. Lloyd-Jones D.M., Morris P.B., Ballantyne C.M. et al. 2016 ACC Expert Consensus Decision Pathway on the Role of Non-Statin Therapies for LDL-Cholesterol Lowering in Management of Atherosclerotic Cardiovascular Disease Risk A Report of the American College of Cardiology Task Force on Clinical Expert Consensus Documents J Am Coll Cardiol 2016;68(1):92–125. doi: 10.1016/j.jacc.2016.03.519
  2. Stone N.J., Robinson J.G., Lichtenstein A.H. et al. 2013 ACC/AHA guideline on the treatment of blood cholesterol to reduce atherosclerotic cardiovascular risk in adults: a report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Practice Guidelines. J Am Coll Cardiol 2014;63:2889–2934.
  3. Goff D.C., Lloyd-Jones D.M., Bennett G. et al. 2013 ACC/AHA guideline on the assessment of cardiovascular risk: a report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Practice Guidelines. J Am Coll Cardiol 2014;63:2935–2959.
  4. Landray M.J., Haynes R., Hopewell J.C. et al. HPS2-THRIVE Collaborative Group Effects of extended-release niacin with laropiprant in high-risk patients. N Eng J Med 2014;371:203–212.
  5. Cannon C.P., Blazing M.A., Giugliano R.P. et al. Ezetimibe added to statin therapy after acute coronary syndromes. N Eng J Med 2015;372:2387–2397.
  6. Keech A., Simes P., Barter P. et al. Field study investigators. Effects of long-term fenofibrate therapy on cardiovascular events in 9795 people with type 2 diabetes mellitus (the FIELD study): randomized controlled trial. Lancet 2005;366:1849–1861.
  7. The ACCORD Study Group. Effects of combination lipid-lowering therapy in type 2 diabetes mellitus. N Eng J Med 2010;362:1563–1574.
  8. Diagnosis and correction of lipid metabolism disorders for the purpose of prevention and treatment of atherosclerosis. Russian recommendations V revision. Atherosclerosis and dyslipidemia 2012;4(9):5–52. Russian (Диагностика и коррекция нарушений липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза. Российские рекомендации V пересмотр. Атеросклероз и дислипидемии 2012;4(9):5–52).
  9. Robinson J.G., Farnier M., Krempf M., et al. Efficacy and safety of alirocumab in reducing lipids and cardiovascular events. N Eng J Med 2015;372:1489–1499.
  10. Sabatine M.S., Giugliano R.P., Wiviott S.D.. et al. Efficasy and safety of evolocumab in reducing lipids and cardiovascular events. N Eng J Med 2015;372:1500–1509.
  11. Eckel R.H., Jakicic J.M., Ard J.D. et al. 2013 AHA/ACC guideline on lifestyle management to reduce cardiovascular risk: a report of the American College of Cardiology/American Heart Association Task Force on Practice Guidelines. J Am Coll Cardiol 2014;63:2960–2984.
  12. Guyton J.R., Bays H.E., Grundy S.M. et al. An Assessment by the Statin Intolerance Panel: 2014 update. J Clin Lipidol 2014;8:S72–S81.
  13. Ahmad Z. Statin intolerance. Am J Cardiol 2014;113:1765–1771.
  14. Jacobson T.A., Ito M.K., Maki K.C. et al. National Lipid Association recommendations for patient-centered management of dyslipidemia: part 1-full report. J Clin Lipidol 2015;9:129–169.
  15. Aggarwal S., Loomba R.S., Arora R.R. Efficacy of colesevelam on lowering glycemia and lipids. J Cardiovasc Pharmacol 2012;59:198–205.
  16. Mihaylova B., Emberson J., Blackwell L. et al. The effects of lowering LDL cholesterol with statin therapy in people at low risk of vascular disease: meta-analysis of individual data from 27 randomised trials. Lancet 2012;380(9841):581–590.
  17. Masana L., Pedro-Botet J., Civeira F. IMPROVE-IT clinical implications. Should the «high-intensity cholesterol-lowering therapy» strategy replace the high-intensity statin therapy»? Atherosclerosis 2015;240(1):161–162.
  18. Miller M., Stone N.J., Ballantyne C. et al. Triglicerides and cardiovbascular disease: a scientific statement from the American Heart Association. Circulation 2011;123:2292– 2333.
  19. Goldberg A.C., Hopkins P.N., Toth P.P. et al.; Familial hypercholesterolemia: screening, diagnosis and management of pediatric and adult patients: clinical guidance from the National Lipid Association Expert Panel on Familial Hypercholesterolemia. J Clin Lipidol 2011;5:133–140.
  20. Konstantinov V.O. Preclinical atherosclerosis (diagnosis and treatment) S-Pb.: INKART 2006;160 с. Russian (Константинов В.О. Доклинический атеросклероз (диагностика и лечение) С-Пб.: ИНКАРТ 2006;160 с.).
  21. Baigent C., Landray M.J., Reith C. et al. The effects of lowering LDL cholesterol with simvastatin plus ezetimibe in patients with chronic kydney disease (Study of Heart and Renal Protection): a randomised placebo controlled trial. Lancet 2011;377:2181–2192.
  22. Merck and Co., Inc. Zetia Prescribing Information. Revised August 2013. Available at: www.merck.com/products/usa/pi_circulars/z/zetia/zetia_pi.pdf. Accessed February 27, 2016.
  23. Sanofi Aventis, US, LLC. Praluent Prescribing Information. Revised October 2015. Available at: http://products.sanofi.us/praluent/praluent.pdf. Accessed February 27, 2016.
  24. Amgen Inc. Repatha Prescribing Information. Revised August 2015. Available at: http://pi.amgen.com/united_states/repatha/repatha_pi_hcp_english.pdf. Accessed February 27, 2016.

Об авторах / Для корреспонденции

ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Минздрава РФ,
Санкт-Петербург
Константинов В.О. - д.м.н., проф. кафедры госпитальной терапии и кардиологии им. М.С. Кушаковского.
E-mail: atherosclerosis@mail.ru

Также по теме