ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Соответствует ли клиническим рекомендациям медикаментозная терапия, назначаемая пациентам с сердечной недостаточностью?

Ракишева А.Г., Беркинбаев С.Ф., Мусагалиева А.Т., Жусупов Б.С.

1Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней, Алматы, Республика Казахстан; 2Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы, Республика Казахстан
Цель исследования. Оценка соответствия медикаментозной терапии, назначенной пациентам с сердечной недостаточностью (СН), госпитализированным в Научно-исследовательский институт (НИИ) кардиологии и внутренних болезней, клиническим рекомендациям. Материал и методы. В анализ были включены данные из 565 историй болезни пациентов с СН, госпитализированных в НИИ кардиологии и внутренних болезней с 1 января по 31 декабря 2014 г., с фракцией выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) менее 50% и последующим разделением на группы с ФВ <40% и 40—49%. Результаты. Пациентам с ФВ ЛЖ менее 40% достоверно чаще назначались ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ, 70,4%), β-адреноблокаторы (89,6%), спиронолактон (55,4%), диуретики (76,7%), комбинация ингибитора АПФ и диуретика, а также трехкомпонентная комбинация ингибитора АПФ, β-адреноблокатора и спиронолактона. Результаты. Многофакторный анализ показал наличие зависимости назначения основных групп препаратов от возраста, пола, коронарной болезни сердца и ФВ ЛЖ. Статистически чаще ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина II (БРА), комбинация ингибитора АПФ и β-адреноблокатора назначались пациентам моложе 75 лет, а также лицам мужского пола. При коронарной болезни сердца достоверно чаще назначались ингибиторы АПФ, β-адреноблокаторы, сочетание ингибитора АПФ и β-адреноблокатора. Пациентам с ФВ ЛЖ менее 40% статистически чаще назначались ингибиторы АПФ, β-адреноблокаторы, спиронолактон и комбинация ингибитора АПФ и β-адреноблокатора. Заключение. Проведенный анализ показал строгое соблюдение врачами НИИ кардиологии и внутренних болезней Алматы рекомендаций по терапии пациентов с СН со сниженной ФВ ЛЖ.

Ключевые слова

хроническая сердечная недостаточность
приверженность
рекомендации

Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) является важной проблемой общественного здравоохранения, которая влечет за собой высокую смертность, ухудшение качества жизни, повторные госпитализации по поводу декомпенсации, а также высокую финансовую нагрузку на систему здравоохранения. По данным V.L. Roger, распространенность ХСН высокая и составляет более 23 млн случаев во всем мире [1]. Это связано как с увеличением продолжительности жизни, так и с совершенствованием терапии самой сердечной недостаточности (СН), а также основных сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), ведущих к ее развитию. Главной причиной развития СН служит инфаркт миокарда (ИМ) [2]. В ряде исследований продемонстрировано улучшение прогноза у пациентов с СН на фоне медикаментозной терапии [3].

Одним из наиболее важных событий в ведении пациентов с СН было внедрение ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента (АПФ). В ряде крупных исследований (CONSENSUS, SOLVD, ATLAS, SOLVD-Prevention trial, SAVE, AIRE, TRACE) назначение ингибиторов АПФ больным с СН со сниженной фракцией выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) оказывало положительное влияние на прогноз ХСН [4—8], а при их непереносимости назначение валсартана и кандесартана (VAL-HEFT и CHARM-added) приводило к снижению относительного риска (ОР) смерти и частоты повторных госпитализаций [9—12].

Эффективность назначения β-адреноблокаторов у пациентов с СН в снижении ОР смерти и уменьшении частоты повторных госпитализаций доказана в рандомизированных клинических исследованиях (РКИ) CIBIS-II, COPERNICUS и MERIT-HF [13—16].

В исследованиях RALES, EMPHASIS-HF, EPHESUS назначение пациентам с СН антагонистов минералокортикоидных рецепторов способствовало снижению ОР смерти и повторных госпитализаций в связи с декомпенсацией на 30 и 37% соответственно. В исследовании EPHESUS, в которое были включены пациенты с СН после острого ИМ, снижение ОР смерти составило 15% [17—19].

Несмотря на доказанную эффективность названных групп препаратов у больных с ХСН, в клинической практике отмечается недостаточная приверженность к их назначению [20]. По данным регистра IMPACT-RECO, проводившегося во Франции с сентября 2004 г. по март 2005 г., самыми часто назначаемыми препаратами при СН были петлевые и тиазидные диуретики (83%), ингибиторы АПФ (71%), β-адреноблокаторы (65%), антагонисты минералокортикоидных рецепторов (АМКР, 35%) и блокаторы рецепторов ангиотензина II (БРА; 21%) [21]. При этом наблюдали довольно низкий процент достижения целевых терапевтических доз препаратов ингибиторов АПФ — только в 49% случаев, β-адреноблокаторов — в 18%, БРА — в 9%.

В связи с изложенным целью настоящего исследования была оценка соответствия медикаментозного лечения пациентов с ХСН, проводимого в Научно-исследовательском институте (НИИ) кардиологии и внутренних болезней, Рекомендациям Европейского общества кардиологов (ЕОК).

Материал и методы

Мы провели ретроспективный анализ историй болезней госпитализированных пациентов с ССЗ в НИИ кардиологии и внутренних болезней за период с 1 января по 31 декабря 2014 г. Всего за 2014 г. стационарное лечение получили 3087 больных ССЗ. Диагноз СН устанавливали при наличии у пациентов симптомов и признаков, характерных для СН, данных, подтверждающих наличие ССЗ и приведших к развитию СН, а также на основании уровня ФВ ЛЖ, определенной путем трансторакальной эхокардиографии [2]. При проведении анализа главным критерием включения было определение ФВ ЛЖ. Таким образом, отобраны 565 (18,3%) историй болезней пациентов с ФВ ЛЖ менее 50% с последующим разделением на группы в зависимости от ФВ ЛЖ: <40% — 240 пациентов и 40—49% — 325 пациентов.

Статистический анализ проводили с использованием пакета прикладных статистических программ SPSS 21.0. Для количественных показателей рассчитывали среднее арифметическое значение и стандартное отклонение, данные представлены в виде M±SD, где М — среднее значение, SD — стандартное отклонение, а также абсолютные числа и проценты для дихотомических переменных.

При проведении анализа факторов, влияющих на назначение терапии, построены таблицы сопряженности, на основании которых вычисляли критерий χ2. Различия считали достоверными при р<0,05.

Клиническая характеристика пациентов, включенных в ретроспективный анализ, представлена в табл. 1.

Средний возраст пациентов составил 60,8±12 лет, на долю мужчин пришлось 70%. Наиболее частыми ССЗ были артериальная гипертония (АГ) и коронарная болезнь сердца (КБС) — 79,2 и 78,4% соответственно; 42,3% пациентов ранее перенесли ИМ, 23,5% страдали сахарным диабетом (СД). Нарушения ритма по типу фибрилляции/трепетания предсердий (ФП/ТП) встречались у 26,4% пациентов.

Все пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от ФВ ЛЖ. В 1-ю группу вошли пациенты с ФВ ЛЖ менее 40%, во 2-ю группу — с ФВ ЛЖ от 40 до 49%. Клиническая характеристика пациентов в зависимости от уровня ФВ ЛЖ представлена в табл. 2. При сравнении двух групп пациентов не отмечается статистически значимых различий.

Анализ медикаментозной терапии (табл. 3) показал, что наиболее часто назначаемыми препаратами были β-адреноблокаторы (85,7%), ацетилсалициловая кислота (80,4%), ингибиторы АПФ (64,1%) петлевые диуретики (42,3%), спиронолактон (39,8%), реже — пероральные антикоагулянты (18,8%), БРА (18,1%), нитраты (14,3%), сердечные гликозиды (10,3%), антагонисты кальция — 7,8%.

Необходимо отметить и то, что пациентам с СН назначали не рекомендованные препараты [2]. Так, моксонидин (III B) получали 3,4% пациентов, 2,5% ― дилтиазем/верапамил (III C).

Из ингибиторов АПФ наиболее часто назначался периндоприл (47,8%) (табл. 4). Из β-адреноблокаторов в 50,9% случаев был предписан бисопролол, в 1,5 раза реже назначался карведилол (34,2%). В группе БРА наиболее часто назначался валсартан, из диуретиков ― петлевые. Так, торасемид получали 26,01% пациентов, фуросемид —16,3%.

Пациентам с ФВ ЛЖ менее 40% достоверно чаще, чем пациентам с ФВ ЛЖ более 40%, назначались ингибиторы АПФ (70,4%), β-адреноблокаторы (89,6%), спиронолактон (55,4%), диуретики (76,7%).

Следует отметить, что комбинация ингибитор АПФ/БРА и β-адреноблокатор назначалась 80,8% пациентов с ФВ ЛЖ менее 40%, и это в 1,2 раза чаще, чем у пациентов с ФВ ЛЖ более 40%. Комбинация ингибитор АПФ и диуретик, а также трехкомпонентная комбинация ингибитор АПФ, β-адреноблокатор и спиронолактон в 2 раза чаще назначалась пациентам с ФВ ЛЖ менее 40% (табл. 5).

Результаты многофакторного анализа (табл. 6) показали наличие зависимости назначения основных групп препаратов (ингибиторы АПФ, β-адреноблокаторы, БРА, спиронолактон) от возраста, пола, наличия КБС и ФВ ЛЖ. Статистически значимо чаще ингибиторы АПФ, БРА, комбинацию ингибитор АПФ и β-адреноблокатор получали пациенты моложе 75 лет, а также мужчины. При КБС достоверно чаще назначались ингибиторы АПФ, β-адреноблокаторы, сочетание ингибитор АПФ и β-адреноблокатор. Пациентам с ФВ ЛЖ менее 40% статистически значимо чаще назначались ингибиторы АПФ, β-адреноблокаторы, спиронолактон и комбинация ингибитор АПФ и β-адреноблокатор.

Обсуждение

Вопрос о приверженности врачей рекомендациям по ведению пациентов с СН всегда был актуальным, особенно в части терапии, и неоднократно изучался при проведении регистров и исследований [21—24].

С 90-х годов прошлого века по настоящее время отмечается рост числа назначения препаратов основных групп для лечения пациентов с СН со сниженной ФВ ЛЖ. Так, в регистрах, проведенных в середине 90-х—начале 2000-х годов, отмечается стабильно высокая частота назначения ингибиторов АПФ, в то же время выявлен недостаточный уровень назначения β-адреноблокаторов [21—24]. В исследовании EPICAL доля назначения ингибиторов АПФ составила 75%, в то время как β-адреноблокаторов — только 5% [22]. В регистре IMPROVEMENT, в который были включены более 100 тыс. пациентов из 15 европейских стран, частота назначения ингибиторов АПФ составила 60%, β-адреноблокаторов — 34% [23]. По данным EuroHeart Failure Survey, в котором собраны данные 11 304 пациентов из 24 стран за 2000—2001 гг., частота назначения ингибиторов АПФ составила 61,8%, β-адреноблокаторов — 36,9%, спиронолактона — 20,5%. [24]. В одном из последних регистров ESC-HF Pilot, в котором общее число пациентов составило 5118, ингибиторы АПФ были назначены в 88,5% случаев, β-адреноблокаторы – в 86,7% и антагонисты альдостерона — в 43,7% [25].

Результаты нашего исследования показали, что ингибитор АПФ/БРА получали 82,2% пациентов, β-адреноблокатор — 85,7%, спиронолактон — 39,8%, что сопоставимо с данными, полученными в регистре ESC-HF Pilot.

Среди пациентов с ФВ ЛЖ менее 40% ингибиторы АПФ получали 70,4%, что соответствует результатам исследования IMPACT-RECO [21]. Частота назначения β-адреноблокаторов составила 89,6%, что значительно выше, чем в описанных выше регистрах и исследованиях [21—24]. По всей видимости, это связано с числом пациентов с КБС, которое было значительно больше, чем в описанных ранее исследованиях. Диуретики также были одними из наиболее часто назначаемых препаратов (76,7%) в группе пациентов с ФВ ЛЖ менее 40%, аналогично данным ранее приведенных регистров и исследований [22—26]. В нашем исследовании спиронолактон назначался значительно чаще, чем в исследованиях EuroHeart Failure Survey (20,5%), IMPACT-RECO (35%), и более чем в 3,5 раза чаще, чем в исследовании IMPROVEMENT (12%) [21, 23,24].

Мультифакторный анализ показал, что лицам старше 75 лет реже назначались ингибиторы АПФ, БРА, особенно комбинация ингибитор АПФ и β-адреноблокатор. Аналогичные зависимости выявлены в различных международных регистрах. Вероятно, данная тенденция обусловлена боязнью врачей назначать данные препараты лицам старческого возраста. Однако следует учитывать, что распространенность СН среди данной категории достигает 10% [27] и, следовательно, возраст не должен быть фактором, ограничивающим назначение базовых препаратов (ингибиторы АПФ, β-адреноблокаторы и их комбинации) в терапии СН.

Заключение

Проведенный анализ показал высокую приверженность врачей к рекомендованной терапии сердечной недостаточности со сниженной фракцией выброса левого желудочка, в частности, назначению ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, β-адреноблокаторов, спиронолактона, а также комбинации ингибитор ангиотензинпревращающего фермента и β-адреноблокатор.

Однако следует обратить внимание врачей на более широкое назначение ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента и β-адреноблокаторов пожилым людям, а также пациентам с сопутствующей патологией.

Список литературы

  1. Roger V.L. Epidemiology in heart failure. Circ Res 2013;113:646–659.
  2. Stewart S., Maclntyre K., Hole D.J., Capewell S., McMurray J.J. More «malignant» than cancer? Five-year survival following a first admission for heart failure. Eur J Heart Fail 2001;3:315–322.
  3. Ponikowski P., Voors AA., Anker S.D., et al. 2016 ESC Guidelines for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure. The Task Force for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure of the European Society of Cardiology (ESC). Developed with the special contribution of the Heart Failure Association (HFA) of the ESC. Eur Heart J 2016;37:2129–2200.
  4. The CONSENSUS Trial Study Group. Effects of enalapril on mortality in severe congestive heart failure. Results of the Cooperative North Scandinavian Enalapril Survival Study (CONSENSUS). N Engl J Med 1987;316:1429–1435.
  5. The SOLVD Investigators. Effect of enalapril on survival in patients with reduced left ventricular ejection fractions and congestive heart failure. N Engl J Med 1991;325:293–302.
  6. Packer M., Poole-Wilson P.A., Armstrong P.W., et al. Comparative effects of low and high doses of the angiotensin-converting enzyme inhibitor, lisinopril, on morbidity and mortality in chronic heart failure. ATLAS Study Group. Circulation 1999;100(23):2312–2318.
  7. The SOLVD Investigators. Effect of Enalapril on Mortality and the Development of Heart Failure in Asymptomatic Patients with Reduced Left Ventricular Ejection Fractions. N Engl J Med 1992;327:685–691.
  8. Flather M.D., Yusuf S., Køber L., et al. Long-term ACE-inhibitor therapy in patients with heart failure or left-ventricular dysfunction: a systematic overview of data from individual patients. Lancet 2000;355(9215):1575–1581.
  9. Cohn J.N., Tognoni G. A randomized trial of the angiotensin-receptor blocker valsartan in chronic heart failure. N Engl J Med 2001;345:1667–1675.
  10. McMurray J.J., Ostergren J., Swedberg K., et al. Effects of candesartan in patients with chronic heart failure and reduced left-ventricular systolic function taking angiotensin-converting-enzyme inhibitors: the CHARM-Added trial. Lancet 2003;362:767–771.
  11. Granger C.B., McMurray J.J., Yusuf S., et al. Effects of candesartan in patients with chronic heart failure and reduced left-ventricular systolic function intolerant to angiotensin-converting-enzyme inhibitors: the CHARM-Alternative trial. Lancet 2003;362:772–776.
  12. Maggioni A.P., Anand I., Gottlieb S.O., et al. Effects of valsartan on morbidity and mortality in patients with heart failure not receiving angiotensin-converting enzyme inhibitors. J Am Coll Cardiol 2002;40:1414–1421.
  13. The Cardiac Insufficiency Bisoprolol Study II (CIBIS-II): a randomised trial. Lancet 1999;353:9–13.
  14. MERIT-HF study group. Effect of metoprolol CR/XL in chronic heart failure: Metoprolol CR/XL Randomised Intervention Trial in Congestive Heart Failure (MERIT-HF). Lancet 1999;353:2001–2007.
  15. Hjalmarson A., Goldstein S., Fagerberg B., et al. Effects of controlled-release metoprolol on total mortality, hospitalizations, and well-being in patients with heart failure: the Metoprolol CR/XL Randomized Intervention Trial in congestive heart failure (MERIT-HF). MERIT-HF Study Group. JAMA 2000;283:1295–1302.
  16. Packer M., Fowler M.B., Roecker E.B., et al. Effect of carvedilol on the morbidity of patients with severe chronic heart failure: results of the carvedilol prospective randomized cumulative survival (COPERNICUS) study. Circulation 2002;106:2194–2199.
  17. Pitt B., Zannad F., Remme W.J., et al. The effect of spironolactone on morbidity and mortality in patients with severe heart failure. Randomized Aldactone Evaluation Study Investigators. N Engl J Med 1999;341:709–717.
  18. Zannad F., McMurray J.J., Krum H., et al. Eplerenone in patients with systolic heart failure and mild symptoms. N Engl J Med 2011;364:11–21.
  19. Pitt B., Remme W., Zannad F., et al. Eplerenone, a selective aldosterone blocker, in patients with left ventricular dysfunction after myocardial infarction. N Engl J Med 2003;348:1309–1321.
  20. Arutyunov A.G., Dragunov D.O, Arutyunov G.P., Sokolova A.V. The effect of the dose of basic drugs on the risk of re-hospitalization of patients with chronic heart failure. Terapevtichesky arkhiv 2016;88(1):29–34. Russian (Арутюнов А.Г., Драгунов Д.О., Арутюнов Г.П., Соколова А.В. Влияние величины дозы основных препаратов на риск повторной госпитализации пациентов с хронической сердечной недостаточностью. Терапевтический архив 2016;88(1):29–34).
  21. de Groote P., Isnard R., Assyag P., et al. Is the gap between guidelines and clinical practice in heart failure treatment being filled? Insights from the IMPACT RECO survey. Eur J Heart Fail 2007;9:1205–1211.
  22. Zannad F., Briancon S., Juilliere Y. et al. and the EPICAL Investigators. Incidence, clinical and etiologic features and outcomes of advanced Chronic Heart Failure: the EPICAL Study. J Am Coll Cardiol 1999;33:734–742.
  23. Cleland J.G.F., Cohen-Solal A., Cosin-Aguilar J., et al. An International Survey of the management of heart failure in primary care. The IMPROVEMENT of Heart Failure Programme. Lancet 2002;360(9346):1631–1639.
  24. Komajda M., Follath F., Swedberg K., et al. The Study Group of Diagnosis of the Working Group on Heart Failure of the European Society of Cardiology. The EuroHeart Failure Survey programme — a survey on the quality of care among patients with heart failure in Europe. Eur Heart J 2003;24:464–474.
  25. Maggioni A.P., Dahlstro¨m U., Filippatos G., et al. 18 on behalf of the Heart Failure Association of the ESC (HFA). EURObservational Research Programme: The Heart Failure Pilot Survey (ESC-HF Pilot). Eur J Heart Fail 2010;12:1076–1084.
  26. Arutyunov A.G., Dragunov D.O., Arutyunov G.P. et al. The first open study of the syndrome of acute decompensation of heart failure and co-morbities in Russian Federation. The independent register ORACUL-RF. Kardiologiya 2015;5(55):12–21. Russian (Арутюнов А.Г., Драгунов Д.О., Арутюнов Г.П. и др. Первое открытое исследование синдрома острой декомпенсации сердечной недостаточности и сопутствующих заболеваний в Российской Федерации. Независимый регистр ОРАКУЛ-РФ. Кардиология 2015;5(55):12–21).
  27. McMurray J.J.V., Adamopoulos S., Anker S.D., et al. The Task Force for the Diagnosis and Treatment of acute and chronic heart failure. Developed in collaboration with the Heart. Eur J Heart Fail 2012;14:803–869.

Об авторах / Для корреспонденции

Ракишева А.Г. - докторант Казахского Национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, Алматы, Республика Казахстан; зав. соматическим хозрасчетным отделением НИИ кардиологии и внутренних болезней, Алматы, Республика Казахстан.
Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней, Алматы, Республика Казахстан
Беркинбаев С.Ф. - д.м.н., проф., директор Института.
Мусагалиева А.Т.- к.м.н., руков. отдела кардиологии.
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы, Республика Казахстан
Жусупов Б.С.- магистр наук, зав. кафедрой биостатистики и основ научного исследования.
E-mail: amikosha82@gmail.com

Также по теме