Medical errors: character, causes, consequences, ways of prevention


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2018.5.109-115

G.B.Fedoseev

The Department of hospital therapy named after acad. M.V.Chernoruzkiy of acad. I.P. Pavlov Saint Petersburg state medical university
Article considers a problem, actual for doctors of all specializations. Because of what reason mostly are medical errors occuring? Which of them are the most typical and common? What measures are needed to reduce their risk and improve the quality of medical care?
Dear readers! We invite you to share your professional thoughts on that aspect. Write to us, and the most interesting opinions will be printed under the heading «Invite to discussion».
Keywords: medical errors, compliance, iatrogeny

Существует три основных вида действий врача, наносящих ущерб здоровью больных: профессио­нальные преступления, несчастные случаи, врачебные ошибки.

На профессиональных преступлениях подробно останавливаться не будем, хотя и перечислим основные из них: неоказание помощи больному, халатное отношение к своим обязанностям, выдача ложных документов, незаконное врачевание, нарушение правил борьбы с инфекциями, обращения с сильнодействующими и наркотическими веществами. Под несчастным случаем в медицинской практике понимают неблагоприятный исход врачебного вмешательства, связанный со случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть и предотвратить. В таких случаях считается, что он действовал правильно и свое­временно, в полном соответствии с нормами и методами медицины. Подчеркнем, что для официального отнесения результатов врачебного вмешательства в категорию «несчастный случай» необходимо качественное и тщательное оформление медицинских документов, подтверждающих правильность действий специалиста. Также заметим, что в реальности такой вердикт выносится крайне редко.

Врачебные ошибки могут быть объективными и субъективными. Первые связаны с несовершенством науки, невозможностью выполнения адекватных диагностических и лечебных действий, т.е. с обстоятельствами, не зависящими от врача. Ошибки же субъективного свойства возникают из-за недостаточной квалификации конкретного врача, дефектов сбора анамнеза и объективного обследования больного, невыполнения специальных методов исследований, переоценки или недооценки полученных данных, изъянов клинического мышления специалиста.

В целом считается, что объективный характер имеют 30–40%, а субъективный – 60–70% врачебных ошибок [1]. На практике они нередко сочетаются, что имеет наиболее тяжелые последствия для врача.

Медицинская ошибка – понятие собирательное, подразумевающее неадекватное (неправильное) мышление или действие специалиста. Ее квалифицируют по трем градациям:

  • заблуждение – несоответствие знаний сущности болезни;
  • упущение – не проведенное профессиональное мероприятие, которое определило развитие патологического процесса или установление ошибочного диагноза;
  • небрежность – некачественно выполненная работа.

Упущение и небрежность обусловлены отрицательными характеристиками медицинского работника. В этом случае возможна юридическая квалификация действий врача.

Врачебная работа связана со всеми тремя этапами «познания истины»:

  1. «живое созерцание» – сбор жалоб, анамнеза, объективное исследование пациента;
  2. «абстрактное мышление» – постановка диагноза, дифференциальный диагноз;
  3. «практика» – лечение, профилактика.

Ошибки могут происходить на любом из этих этапов.

ОШИБКИ «ПЕРВОГО УРОВНЯ»

Субъективные ошибки на этапе «живого созерцания» больного возникают, если:

  • каждое проявление болезни не анализируется по локализации и иррадиации;
  • не учитываются качественная (характер, качество, свойства, особенности) и количественная характеристики симптома (сила, выраженность, степень, величина, частота, множественность);
  • динамика проявления симптома не оценивается с учетом анамнеза (давность, время появления, темп развития, постоянство или периодичность развития, нарастает или убывает со времени появления);
  • не уделяется должного внимания предположительной причинности или обусловленности симп­тома, его взаимосвязи с другими проявлениями болезни и не оценивается, чем купируется симп­том.

Ошибки врача на начальном этапе ведения пациента возможны и в тех случаях, когда история болезни представлена неполно, отсутствует наследственный анамнез, не учитываются периодичность течения заболевания, лечение, условия труда, быта и отдыха, вредные привычки и др. Отметим, что низкое качество объективного обследования характеризуется тем, что врач отдает предпочтение лабораторным и инструментальным методам, пренебрегая простыми исследованиями (взвешивание больного, суточный диурез и др.) и не проявляя надлежащего интереса медицинским документам (амбулаторным картам, электрокардио­граммам и др.).

К серьезным врачебным заблуждениям зачастую приводят неспособность определить ведущую жалобу и ее природу, истинную цель обращения пациента за медицинской помощью, а также неумение оценить достоверность полученных сведений, выявить основные и отбросить побочные данные, нежелание переоценки значения ведущей жалобы и замены ее на другую.

Увы, перечисленные огрехи повсеместно встречаются на практике. В докладе о больном врачи часто опускают действительно важную клиническую информацию, начинают рассказывать, какие исследования проводились, какие были осуществлены консультации. Нередко «остаются за кадром» начальные этапы развития болезни, эффекты от лечения, наследственный анамнез и многие другие, очень важные для диагностики и выбора индивидуальной терапии аспекты.

ОШИБКИ «ВТОРОГО УРОВНЯ»

Субъективные ошибки при постановке диагноза – это проявление дефектов клинического мышления врача:

  • приоритет «диагностики по аналогии»;
  • привычка ставить шаблонные, «излюбленные» диагнозы без намека на индивидуальный подход или, наоборот, стремление ставить редкие диагнозы;
  • отсутствие навыков диагностики методом «анализ – синтез».

Сокращенная и неполноценная диагностика методом прямого или перекрестного дифференциального диагноза по наиболее информативному синдрому или симптому приводит к врачебной ошибке. Опасно, когда при оценке диагностической значимости отдельных проявлений болезни предпочтение отдается данным инструментальным и лабораторным исследований, а не клиническим данным. Ошибочные заключения консультантов, которые не подвергаются должной критике, недооценка особенностей течения болезни в пожилом и старческом возрасте, возможность ятрогенного действия проводившегося лечения – все эти факторы могут привести к серьезной врачебной ошибке.

Добавим, что с изъянами клинического мышления врача могут быть связаны и такие источники профессиональных ошибок, как «когнитивные ловушки», предвзятость мнений, стереотипность мышления.

Объективные причины врачебных диагностических ошибок на этапе «абстрактного мышления» связаны прежде всего с маскировкой признаков и атипичностью течения основного заболевания, особенно при наличии другой болезни. Обычно врача вводят в заблуждение яркость, выраженность и кажущаяся значимость результатов лабораторного и инструментального исследований. Врач может недооценивать возможность «извращения» первичной клинической симптоматики осложнениями, обусловленными лечением, влиянием условий труда, быта, профилактических мероприятий или с другими причинами.

Причинами ошибок на этапе дифференциальной диагностики могут стать симптомы или синдромы, симулирующие другие заболевания; симптомы, атипичные для часто встречающихся заболеваний, или симптомы заболеваний, встречающиеся как казуистика, а также наличие симптомов, присущих сразу нескольким заболеваниям.

ОШИБКИ «ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ»

Ошибки на этапе лечения могут быть обусловлены множеством предпосылок:

  • не учитываются варианты, формы болезни, эффект от предшествующей терапии, лекарственная непереносимость, т.е. происходит недостаточная индивидуализация лечебного процесса;
  • не формируются планы лечения: в острую фазу болезни – тактическая терапия, а в фазу ремиссии – стратегическая;
  • не уделяется достаточного внимания таким сторонам лечения, как режим, питание, устранение вредных привычек;
  • вовсе игнорируются немедикаментозные методы лечения;
  • допускаются погрешности в фармакотерапии – полифармация, шаблонное назначение лекарств;
  • не контролируются время, последовательность, длительность приема и совместимость препаратов, не учитываются возрастные особенности реагирования на лекарства;
  • врач допускает некорректное отношение к коллегам при оценке эффекта предшествующей терапии.

Подчеркнем, что лечение должно проводиться с учетом действующих стандартов, отклонение от которых в связи с индивидуальными особенностями больного должно быть обосновано и зафиксировано в медицинских документах.

Нельзя забывать, что в процессе лечения оказать вредные и жизнеопасные влияния на течение заболевания может не только какое-либо действие, но и бездействие врача, т. е. пассивная форма поведения специалиста и несовершение им тех действий, которые представляют собой необходимую и возможную в конкретной ситуации помощь больному. Обязанность совершения этих действий определяются законом, профессиональными и служебными инструкциями, этическими нормами. Бездействие в таком случае следует рассматривать как акт поведения, способный вызывать серьезные и даже необратимые негативные последствия для здоровья и жизни больного.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

В России в системе обязательного медицинского страхования ежегодно выявляется порядка 10 млн дефектов оказания медицинской помощи [2]. Например, в четырех крупных больницах Москвы в 21,6% случаев поставленный при жизни диагноз оказался неправильным, в 20% случаев не диагностировалась имевшая место пневмония, а в 30–40% – злокачественное новообразование [1].

В Москве и Санкт-Петербурге частота расхождений диагнозов составляет 20%, т.е. в каждом пятом случае установленный в больнице диагноз является неправильным. Правда, эти ошибки в основном связаны с недочетами в оформлении медицинских документов и не сопровождаются непосредственными отрицательными действиями на больных.

По данным Следственного комитета России, в 2015 г. жертвами врачебных ошибок были 888 человек, 712 из них скончались [3].

А как обстоят дела с врачебными ошибками в других странах? В Испании за 10 лет из-за них погибли 3000 больных. В Германии каждый по этой причине умирают 25 000 больных. В Австралии каждая девятая смерть связана с врачебными ошибками, около 50 000 человек становятся инвалидами после лечения в больнице [2].

Особого внимания требуют к себе врачебные ошибки, приводящие к тяжелым последствиям. В глобальном масштабе в 2013 г. 142 000 больных умерли от неблагоприятного воздействия лечения [4]. Каждый год больше американцев умирает от врачебных ошибок, чем в автомобильных авариях [5]. В 2015 г. в США из-за них скончались 251 454 больных [6].

Риск и последствия врачебных ошибок для больных различны у врачей различных специальностей: так, у представителей «агрессивных» врачебных специальностей (реаниматоры, анестезиологи, хирурги и др.), которые подчас работают с умирающими больными, такие риски выше, чем у врачей терапевтического звена [1]. Участковый врач в этом плане – самая «безопасная» специальность [2]. Непосредственной угрозы для здоровья больных его ошибки, как правило, не несут, но отдаленные последствия просчетов на уровне первичного звена могут быть очень серьезными.

КОРНИ ПРОБЛЕМЫ

Первопричины врачебных ошибок, с одной стороны, могут крыться в недостаточной компетентности и особенностях характера самого специалиста: пробелах в знаниях, завышенной самооценке, крайне узкой специализации, отсутствии интереса к работе и профессии, агрессивности, бескомпромиссности и нетерпимости в поведении, мздоимстве [7].

С другой стороны, врачебные ошибки могут быть обусловлены главным образом проблемами и недостатками в организации лечебной и профилактической работы. Это прежде всего дефицит времени на прием больных в поликлинике, нехватка врачей и медицинских сестер, недочеты в оформлении и ведении медицинской документации, плохой микроклимат в учреждении, эмоциональное «выгорание» специалистов, вынужденные совместительства, обусловленные низкой зарплатой. Качество работы может всерьез страдать в случаях, когда пациенты оплачивают не лечение в целом, а процедуры, в связи с чем у врачей появляется заинтересованность в увеличении числа ненужных пациенту процедур [2]. Нередко обследование больного затягивается из-за отсутствия четкого плана и системы в назначениях, или же проводится неполноценное обследование, при котором не используются методы, показанные при предполагающемся заболевании. Встречаются случаи назначения в стационаре без достаточных на то оснований повторных исследований, ранее выполненных в поликлинике. Проявляется недостаточное внимание к сопутствующим патологиям, наличие которых может быть причиной трудной курабельности основного заболевания. С другой стороны, порой наблюдается использование инвазивных и ятрогенных исследований без строгих показаний и учета того, что уточнение диагноза может не сказаться ни на лечении, ни на исходе болезни.

КРИЗИС ДОВЕРИЯ

Поскольку от взаимоотношений между больным и врачом в значительной степени зависят приверженность пациента лечению, полноценность выполнения им врачебных назначений, то негативный характер этих взаимоотношений, в частности, необоснованные претензии больного и его родственников при ухудшении течения болезни, нередко становится причиной врачебных ошибок и ятрогении. Доверие к специалисту остается непременным условием успешного лечения.

Слово врача – самый главный врачебный инструмент при общении с больными, особенно имеющими невротические расстройства. Оно может оказывать исключительное положительное воздействие на больного, но для этого требуется достаточное время для контакта врача с пациентом [8]. Дефицит этого времени отрицательно сказывается на приверженности больного лечению и его эффективности. В повседневной работе врач должен учитывать особенности характера больных, их психологический и материальный статус. Это важно хотя бы потому, что 65% больных не в состоянии выполнять все назначения врача из-за отсутствия необходимых средств [2].

К сожалению, многие врачи находятся в «аппаратно-лабораторной зависимости», которая оттесняет клинические методы и личностный контакт врача с больным [9]. Из-за дефицита времени на контакт с больным врач начинает исполнять роль диспетчера, утрачивается целительная роль контакта врача с больным.

Следует помнить, что фактором возникновения медицинских ошибок могут быть различные виды неадекватного отношения пациентов к своей болезни, вытекающие в том числе из недостаточного доверия к специалисту. Так, в случае гиперсоматонозогнозии больные преувеличивают значимость и опасность симптомов и последствий. При гипосоматонозогнозии, наоборот, они недооценивают тяжесть своего состояния, равнодушно относятся к обследованиям и лечению, зачастую вовсе не желают обращаться к врачу. Различают также диссоматонозогнозию, когда больные отрицают наличие, преуменьшают значение клинических симптомов, не желают говорить о заболевании, скрывают его проявления, и парасоматонозогнозию, при которой больные имеют извращенное представление о своей болезни, насыщенное собственными теориями и легендами.

Кроме того, есть целая группа больных, с которыми в процессе лечения трудно установить контакт. Это недоверчивые и мнительные больные, которые к каждой рекомендации относятся критически, а порой вовсе отказываются от диагностических процедур и назначенного лечения. Как правило, они имеют собственную установку на лечение, и переубедить их бывает очень трудно.

Еще сложнее обстоит дело с пациентами, которые требуют постоянного лечения, проходят многочисленные, в том числе инвазивные исследования, принимают огромное количество лекарств, и в большинстве случаев имеют психические отклонения; здесь уже не обойтись без консультирования с психиатром. Настоящей головной болью для врача и «провокаторами» врачебных ошибок нередко становятся так называемые пациенты-шантажисты, которые постоянно демонстрируют свое недовольство действиями специалиста, угрожают жалобами и судебными наказаниями за неисполнение их требований.

В связи с этими требованиями нельзя не отметить и следующий момент. Если раньше врач в интересах пациента действовал строго в соответствии со своим представлением о диагностике и лечении и не сообщал об этом больному, то сегодня пациента зачастую посвящают в детали лечебного процесса, исходя из постулата, что отношения медицинского специалиста с подопечным должны строиться на сотрудничестве. Мое мнение: сотрудничество сотрудничеством, однако нельзя больного, особенно не имеющего медицинского образования, посвящать во все подробности диагностического и лечебного процесса. В этом случае у него может сложиться извращенное представление о характере и течении болезни, возникнуть негативное отношение к лечению, что приведет к снижению эффективности терапии и создаст условия для появления врачебных ошибок. Назначая же те методы обследования и лечения, которые предлагает сам пациент, хотя они имеют сомнительную эффективность, врач утрачивает свой авторитет и увеличивает риск ятрогении.

Кризис доверия больного к врачу напрямую связан и с социально-экономическими отношениями сторон. В настоящее время врачебная помощь отнесена к сфере услуг, а пациентам отведена роль клиентов. Негативные отношения больных проявляются не только к врачам, но и к среднему медицинскому персоналу.

В связи с этим следует особо остановиться на недавних изменениях в законодательстве. В Федеральном законе от 21 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» повторно указывается: «…в наименовании слов «в оказании медицинских услуг» заменить словами «в осуществлении медицинской деятельности». Стремление исправить допущенные ранее ошибки и восстановить достойное отношение общества к врачам и медицине, отказавшись от включения медицинской помощи в сферу «услуг», несомненно, заслуживает высокой оценки.

Завоевать доверие пациента – сложная задача, ведь для этого требуется длительное, заинтересованное общение с ним. И здесь с горечью приходится констатировать, что в реальной жизни первичного звена при регламенте 15 минут на больного этого сделать невозможно, и общение с больным носит в значительной мере формальный характер. Со всеми вытекающими из этого ошибками.

МИНИ-КОНТАКТ И МАКСИ-ВРЕД

Нормы времени приема у врачей специалистов, утвержденные Минздравом (Приказ от 2 июня 2015 г. № 290н), создают неудовлетворительные условия для выполнения врачебных функций, приводят к так называемому мини-контакту с больным и способствуют «эмоциональному выгоранию» специалистов. Терапевтам и педиатрам на первичном амбулаторном приеме предоставлено на каждого больного 15 минут, врачам общей практики – 18 минут, неврологам и гинекологам – 22 минуты, офтальмологам – 14 минут, оториноларингологам – 16 минут. Повторное посещение врача-специалиста составляет 70–80% от норматива первичного приема.

Следует учитывать, что утвержденные Минздравом России нормы не носят обязательного характера, они являются рекомендациями. Этот приказ в большей степени касается руководителей лечебных учреждений и работников отделов кадров для определения потребности региона в кадрах, расчета ставок, нагрузки и др. На практике, если организационная документация будет исходить из этих нормативов, врачей будут стараться ограничить этими нормативами.

По нашей просьбе д.м.н., главный терапевт Вологодской области Г.Т. Банщиков провел хронометраж рабочего времени участкового врача-терапевта (табл. 1).

Феномен «мини-контакта врача и больного» имеет серьезные последствия для обеих сторон. Для пациента он чреват поздним и недостоверным диагнозом, назначением неэффективного лечения, отсутствием профилактических мероприятий, хронизацией заболеваний, ятрогенией и в конечном итоге инвалидностью и смертью. Все это способствует формированию в обществе негативного отношения к медицинским работникам, подрывает веру в возможности медицины.

Врач в таких условиях испытывает чрезмерные моральные, психологические, умственные и физические нагрузки, у него появляются и прогрессируют заболевания, постепенно утрачивается профессионализм. Наносится вред не только здоровью врача, но и его материальному благополучию.

По данным специальной литературы, у 32,1% терапевтов уже сформирован синдром эмоционального выгорания, у 30,4% он выявляется на этапе формирования [10]. Условия работы участкового терапевта по показателям тяжести и напряженности трудового процесса относятся к третьему классу («вредные условия труда») [10].

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗА

Ятрогения – одно из самых распространенных последствий врачебных ошибок (табл. 2). Всемирная организация здравоохранения возвела ятрогении в ранг основных заболеваний, дав им следующее определение: «… любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств или процедур, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти».

Считается [1], что ошибки в лечении встречаются в 3 раза реже, чем в диагностике. Особое место среди ятрогений занимает лекарственная ятрогения, впервые описанная У. Ослером в 1882 г. В настоящее время подробно изучены и описаны многочисленные возможные неблагоприятные действия лекарственных препаратов:

  1. негативные действия, обусловленные фармакологическим влиянием препарата (например, гипогликемический шок после введения инсулина);
  2. лекарственные интоксикации, включая токсическое, мутагенное, онкогенное, тератогенное, эмбриотоксическое, иммуннодепрессивное действие;
  3. побочные эффекты (НВПП, глюкокортикоиды, антибиотики и др.);
  4. вторичные реакции (суперинфекция, дисбактериоз);
  5. лекарственная аллергия;
  6. лекарственная псевдоаллергия;
  7. лекарственная зависимость;
  8. индивидуальная непереносимость;
  9. идиосинкразия;
  10. синдром отмены;
  11. лекарственные психозы;
  12. реакции, обусловленные лекарственными взаимодействиями;
  13. поствакцинальные реакции и осложнения.

Полифармация как фактор лекарственной ятрогении в настоящее время очень распространена. Формируется следующий замкнутый круг: полиморбидность → полифармация → ятрогения → лекарственная болезнь → осложнения → новые лекарства → осложнения.

На долю побочных эффектов лекарств приходится 2–5% всех случаев госпитализации в терапевтические и педиатрические отделения. Летальность при лекарственных осложнениях среди госпитализированных больных составляет 2–12%. Применение лекарственных средств во время беременности и родов может пагубно повлиять на плод и новорожденного. У 10% пожилых больных по меньшей мере 1 раз в год возникают побочные эффекты лекарств. До 90% побочных эффектов обусловлены применением ацетилсалициловой кислоты и других НПВП, дигоксина, антикоагулянтов, диуретиков, глюкокортикоидов, антимикробных, противоопухолевых, сахароснижающих средств.

Всегда нужно помнить, что новые жалобы и симп­томы могут быть обусловлены нежелательными эффектами лекарств. Впрочем, при имеющейся в настоящее время низкой приверженности больных лечению есть основание рассчитывать, что они не принимают многие из назначенных лекарств, и это в определенной степени предохраняет их от ятрогении.

Причинами полифармации являются:

  • ложная психологическая посылка: чем больше лекарств, тем лучше для больного;
  • много болезней, и хочется лечить все сразу;
  • суммация деятельности нескольких врачей разных специальностей – консультантов, которые не обращают внимания на назначения других.

Когда у больного 5–6 и более болезней, нельзя все их лечить по полной программе одновременно. Необходимо выбрать основное патологическое состояние и на нем сконцентрировать лекарственное воздействие, остальные же заболевания лечить, по возможности, без лекарств. Как писал Б.Е. Вотчал: «… лечить лекарствами надо тогда, когда нельзя не лечить; …поменьше лекарств, только самые необходимые; …у постели больного врач должен думать не о том, что еще можно назначить, а о том, без чего можно обойтись» [11].

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Так что же нужно сделать для уменьшения числа врачебных ошибок и ятрогении? Ответы очевидны.

Увеличить время обучения для получения необходимых врачу знаний.

Расширить и усовершенствовать систему обучения по применению знаний в практической врачебной работе.

Использовать в повседневной работе современные диагностические и лечебные технологии и стандарты.

Увеличить время общения врача с больным.

Преодолеть негативное отношение части населения к врачам и медицине.

Восстановить принципы отечественного патернализма отношения врача к больному. Обеспечить некарательный подход к ошибкам врачей, учиться на ошибках.

Улучшить материальное положение медицинского персонала.

Каждый врач должен помнить, что от его работы зависит здоровье, а иногда и судьба больного. Каждая ошибка должна анализироваться и использоваться для совершенствования врачебного мастерства. Успешная врачебная работа – залог морального благополучия врача.

Напоследок уместно вспомнить наказ С.П. Боткина, сделанный еще в 1886 г.: «необходимо иметь истинное призвание к деятельности практикующего врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах».


Literature


  • Акопов В.И., Маслов Е.Н.. Право в медицине. – М., 2002. – 352 с.
  • Врачебные ошибки (дискуссия за круглым столом) 16 марта 2017 г. https://otr-online.ru/programmy/prav-da/vrachebnie-oshibki-25430.html
  • Заседание коллегии Следственного комитета России по вопросам организации работы по расследованию ятрогенных преступлений в 2016 г. http://www.interfax.ru/russia/530428
  • GBD 2013 Mortality and Causes of Death Collaborators. Global, regional, and national age-sex specific all-cause and cause-specific mortality for 240 causes of death, 1990-2013: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2013. Lancet. 2015 Jan 10; 385(9963): 117–171. Published online 2014 Dec 18. doi: 10.1016/S0140-6736(14)61682-2
  • Blendon R.J., Des Roches C.M., Brondie M. et al. Views of practicing physicians and the public on medical errors. New Engl. J. Med. 2002; 347: 1933–40.
  • Makary M.A., Daniel M. Medical error-the third leading cause of death in the US. BMJ. 2016 May 3; 353: i2139. doi: 10.1136/bmj.i2139.
  • La Pietra L., Calligaris L., Molendini L. et al. Medical errors and clinical risk management: state of art. Acta. Oto. rhinolaryngol. Ital. 2005; 25(6): 339–46.
  • Дворецкий Л.И. Путешествие в страну ятрогения (Сообщение 2). Архив внутренней медицины. 2017; 7(3):1 65–70.
  • Яковлев В.М., Ягода А.В. Взгляд клинициста на дегуманизацию отношений «врач-пациент». Архив внутренней медицины. 2015; 5(13): 32–34.
  • Вебер В.Р., Рубанова М.П., Сухенко И.А.. Синдром эмоционального выгорания у практических врачей разных специальностей. Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. 2006; 4: 69–71.
  • Вотчал Б.Е. Очерки клинической фармакологии. М., 1965. 430 с.

  • About the Autors


    Gleb B. Fedoseev, corresponding member of RAS, MD, professor, the Department of hospital therapy named after acad. M.V.Chernoruzkiy of acad. I.P. Pavlov Saint Petersburg state medical university. 197022. Saint Petersburg, 6/8, Appt.10 Lva Tolstogo Str.. Теl: +7 8124997188.


    Бионика Медиа