ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Проатерогенные метаболические нарушения при хронической болезни почек недиабетического генеза: возможности коррекции статинами

Соломенчук Т.Н., Семеген-Бодак К.В., Слаба Н.А., Чнгрян Г.В., Мысышин М.Б.

Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого, 79010 Львов, ул. Пекарская, 69
С целью изучения состояния коронарных артерий (КА), динамики показателей функции почек, липидного обмена, уровня гликированного гемоглобина (HbA1c) и мочевой кислоты на фоне применения аторвастатина в комплексе стандартного кардиопротективного лечения обследованы 54 больных хронической болезнью почек (ХБП) недиабетического генеза. Пациенты были распределены в 2 группы: 1-я — 31 больной со скоростью клубочковой фильтрации (СКФ) <60 мл/мин, которым дополнительно назначали аторвастатин в дозе 20 мг/сут; 2-я — 23 пациента с СКФ ≥60 мл/мин. При госпитализации и через 6 мес лечения определяли уровни артериального давления — АД (систолического — САД, диастолического — ДАД, пульсового — ПАД), липидный состав крови, уровень мочевой кислоты, HbA1c и СКФ по формуле Кокрофта—Гаулта. Для выяснения состояния КА проводили коронарографию. Установлено, что у 3 из 4 пациентов выявлен значимый стеноз хотя бы одной КА (> 50%). При более выраженном стенозе (> 50%) регистрировалось более существенное повышение уровней атерогенных фракций липидов, HbA1c и мочевой кислоты. Применение аторвастатина в комплексной терапии ХБП позволило достичь достоверного уменьшения уровней атерогенных фракций липидов, HbA1c и мочевой кислоты, а также дополнительного снижения САД и ПАД на 4—5 мм рт.ст. Шестимесячная статинотерапия сопровождалась повышением СКФ на 11,5% у пациентов с ее изначально сниженным уровнем (<60 мл/мин). Таким образом, у больных ХБП недиабетического генеза статинотерапия не только улучшает состояние липидного обмена, но и способствует снижению уровней HbA1c и мочевой кислоты, улучшает контроль АД и функциональное состояние почек, особенно у лиц с гемодинамически значимыми стенозами КА.

Ключевые слова

хроническая болезнь почек
липидный
углеводный и пуриновый обмены
коронарный атеросклероз
скорость клубочковой фильтрации

Наличие продолжительного (более 3 мес) поражения почек с развитием или без протеинурии и/или дисфункции почек (ДП), приводящей к снижению скорости клубочковой фильтрации (СКФ), является признаком хронической болезни почек (ХБП) [1]. Чаще всего к ее развитию приводят сахарный диабет (СД) и артериальная гипертензия (АГ), реже — непосредственно первичная гломерулярная патология. ХБП ассоциируется с чрезвычайно высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и в первую очередь ишемической болезни сердца (ИБС) [2]. На всех стадиях ХБП у пациентов регистрируется повышенный риск развития сердечно-сосудистых осложнений (ССО), в несколько раз превышающий вероятность терминальной стадии почечной недостаточности или диализа [3]. В связи с этим, согласно современным взглядам, пациенты с ХБП (СКФ ниже 60 мл/мин) относятся к группе лиц с очень высоким риском развития ССО [4].

Центральную роль в формировании высокого риска развития ИБС у пациентов с ХБП играют проатерогенные метаболические расстройства, ускоряющие также прогрессирование ренального континуума. Например, часто возникающая при ХБП дислипидемия способствует не только повышению вероятности тяжелых ССО, но и усугубляет ДП [5]. Признаки нарушения липидного, углеводного и пуринового обменов в их взаимосвязи нередко выявляют уже на ранних стадиях заболевания. Их выраженность существенно возрастает при снижении СКФ.

В частности, гиперурикемия — независимый фактор риска развития ССЗ, часто регистрируется у пациентов с АГ и коррелирует с тяжестью нефросклероза. Повышенный уровень гликированного гемоглобина (HbA1c) — критерий адекватности контроля гликемии у пациентов с СД, также является маркером высокого риска развития ССО и смерти в общей популяции, в том числе у лиц с ХБП недиабетического генеза [3, 6]. При этом, несмотря на тесную связь между ДП и развитием ИБС, до настоящего времени накоплено недостаточно данных, касающихся состояния коронарных артерий (КА) у пациентов с ХБП, особенно у больных с гломерулярной патологией недиабетического генеза.

В последние годы в литературе довольно широко обсуждаются результаты ряда проспективных исследований, свидетельствующих о прогностически благоприятном влиянии статинотерапии на течение ХБП и интенсивность прогрессирования кардиоренального континуума. По данным одного из них, статинотерапия, проводимая на фоне базового лечения ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента (АПФ)/антагонистами ангиотензиновых рецепторов (сартанами), приводит к более существенному снижению уровня протеинурии и темпов прогрессирования ХБП [7].

Цель исследования: изучить состояние КА и динамику показателей липидного обмена, уровня HbA1c, мочевой кислоты и СКФ на фоне применения аторвастатина в комплексе стандартного ангиопротективного лечения больных ХБП недиабетического генеза.

Материал и методы

Обследованы 54 пациента (41 мужчина и 13 женщин, средний возраст 60,2±1,5 года). Их них 31 (57,4%) пациент с хроническим гломерулонефритом, 23 (42,6%) — с гипертензивной нефропатией.

С целью определения состояния КА и верификации диагноза ИБС пациентам с ХБП проводили коронарографию (КГ).

Функцию почек оценивали по уровню креатинина в крови и СКФ, которую определяли прямым методом по клиренсу эндогенного креатинина и расчетным методом (в мл/мин) по формуле Кокрофта—Гаулта (1976).

В зависимости от СКФ все пациенты были распределены в 2 группы: 1-я включала 31 больного со СКФ <60 мл/мин (средний возраст 60,2±2,2 года), 2-я — 23 пациента со СКФ≥60 мл/мин (средний возраст 60,2±1,9 года). В группах мужчины составляли соответственно 87,1 и 60,9%, пациенты с гипертензивной нефропатией — 25,8 и 56,5%, с хроническим гломерулонефритом — 74,2 и 43,5%.

Все обследованные пациенты получали ингибиторы АПФ или сартаны и антиагреганты. Пациентам 1-й группы дополнительно назначали аторвастатин 20 мг/сут. При госпитализации больных и через 6 мес определяли уровни артериального давления — АД (систолического — САД, диастолического — ДАД и пульсового — ПАД), общего холестерина (ОХС), холестерина (ХС) липопротеидов низкой плотности (ЛНП), ХС липопротеидов очень низкой плотности (ЛОНП), ХС липопротеидов высокой плотности (ЛВП), триглицеридов (ТГ). Состояние углеводного обмена оценивали по уровню гликемии и содержанию HbA1c методом V. Cromy и соавт. (1986). Состояние пуринового обмена оценивали по концентрации в плазме крови мочевой кислоты, определенной колориметрическим методом Мюллера—Зейферта.

Селективную КГ выполняли через феморальный или радиальный доступ диагностическим катетером 6F. Изображения были записаны во многих проекциях для левой и правой КА.

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакетов программ Excel 2007 и Statistica 6.0. Данные представлены в виде средних значений и их стандартных отклонений (M±m). Достоверность различий между группами определялась по непарному t-критерию Стьюдента или U-критерию Манна-Уитни. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Результаты недавно проведенных клинических исследований свидетельствуют о том, что прогрессирование ХБП приводит к увеличению риска возникновения ИБС [2].

В то же время данных, касающихся состояния артерий коронарного бассейна у больных ХБП гломерулярного генеза, недостаточно.

Мы провели КГ всем включенным в исследование больным ХБН. При этом у 41 (75,9%) из них выявлены существенные атеросклеротические поражения КА (стеноз более 50%). В большинстве случаев у больных 1-й и 2-й групп наблюдалось поражение передней нисходящей межжелудочковой артерии — 77,4 и 73,4%, а у каждого третьего пациента еще и правой КА – 32,3 и 34,7% соответственно. Поражение ствола левой КА достоверно чаще наблюдали у больных со СКФ<60 мл/мин: 12,9 и 4,3%. Существенные патологические изменения (стеноз более 50%) в 1, 2 и 3 КА выявлены соответственно, у 45,2, 19,4 и 12,9% пациентов 1-й группы и у 41,2, 29,4 и 5,9% — 2-й группы.

Анализ показателей липидного обмена до лечения показал, что повышение средних уровней атерогенных фракций липидов выше целевых для пациентов из группы высокого риска [4] отмечалось у всех (100%) больных ХБП обеих групп. Достоверно более высокими уровни ОХС, ХС ЛНП, ХС ЛОНП и ТГ были у лиц с изначально более низкой СКФ (<60 мл/мин), т. е. у больных 1-й группы по сравнению со 2-й группой. Через 6 мес наблюдения наблюдалось достоверное уменьшение уровня атерогенных фракций липидов у больных, получавших статинотерапию (1-я группа): ОХС — с 6,49±0,15 до 5,05±0,07 ммоль/л (p<0,001), ХС ЛНП — с 4,22±0,15 до 3,23±0,15 ммоль/л (p<0,001). У пациентов 2-й группы существенной динамики средних значений этих показателей не выявлено (табл. 1).

Прием аторвастатина приводил к некоторому снижению уровня HbA1с, среднее значение которого до лечения также было достоверно выше у пациентов со СКФ<60 мл/мин (1-я группа), несмотря на отсутствие у них СД. В динамике наблюдения в этой группе больных содержание HbA1с снизилось с 7,13±0,13 до 6,44±0,15% (p<0,001), концентрация мочевой кислоты в крови — с 0,32±0,02 до 0,23±0,01 ммоль/л (p<0,001). В то же время во 2-й группе эти показатели практически не изменились (HbA1с — с 6,41±0,22 до 6,29±0,31%, уровень мочевой кислоты — с 0,29±0,02 до 0,28±0,02 ммоль/л) (см. табл. 1).

При включении в исследование повышение АД отмечали у 31 (100%) пациента 1-й группы (САД — 162,90±4,21 мм рт.ст.; ДАД — 97,42±1,57 мм рт.ст.; ПАД — 65,48±3,20 мм рт.ст.) и у 22 (95,7%) лиц 2-й группы (САД — 162,26±3,16 мм рт.ст.; ДАД — 96,17±1,11 мм рт.ст.; ПАД — 66,09±2,51 мм рт.ст.) (см. табл. 1). После лечения, которое включало базовую терапию ингибиторами АПФ или сартанами, установлено достоверное снижение средних уровней АД у пациентов обеих групп. У больных, получавших аторвастатин, уровни САД и ПАД оказались ниже, чем у тех, кто его не принимал: в 1-й и 2-й группе соответственно САД — 128,52±1,22 и 133,00±1,14 мм рт.ст.; ПАД — 42,77±1,34 и 47,78±1,14 мм рт.ст. (p<0,01).

В 1-й группе удалось достичь дополнительного достоверного снижения САД на 5 мм рт.ст., а ПАД — на 4 мм рт.ст. (p<0,01), что согласуется с результатами мета-анализа P. Strazzullo (2007) [8].

На фоне 6-месячной терапии у пациентов 1-й группы констатировано улучшение функции почек, о чем свидетельствовало достоверное увеличение средней СКФ с 54,09±2,50 до 61,13±4,61 мл/мин (см. табл. 1). У больных, не принимавших статины, уровень СКФ, наоборот, имел тенденцию к снижению (с 78,14±5,82 до 71,42±5,28 мл/мин).

Нами изучена динамика СКФ на фоне лечения аторвастатином у больных со стенозом хотя бы одной КА, превышающим 50% (табл. 2). Следует подчеркнуть, что в начале исследования в обеих группах у пациентов с гемодинамически значимым стенозом КА по сравнению с больными без такового наблюдалась более низкая средняя СКФ. Лечение аторвастатином сопровождалось улучшением фильтрационной функции почек, о чем свидетельствовало достоверное повышение СКФ у лиц с изначально более низкими ее уровнями (1-я группа, СКФ<60 мл/мин) — с 53,15±3,21 до 59,62±4,81 мл/мин (р<0,001). В то же время у больных, которые не получали статинов (2-я группа, СКФ≥60 мл/мин), через 6 мес наблюдения отмечали тенденцию к снижению СКФ: с 92,76±6,85 до 76,69±7,97 мл/мин.

Таким образом, у больных ХБП недиабетического генеза статинотерапия не только улучшает состояние липидного обмена, но и способствует некоторому снижению уровней HbA1c и мочевой кислоты, а также улучшает контроль АД и функциональное состояние почек, особенно у лиц с гемодинамически значимыми стенозами КА.

Выводы

  1. Приблизительно у 75% пациентов с хронической болезнью почек недиабетического генеза при коронарографии диагностируют стенозы коронарных артерий, превышающие 50% их просвета, у остальных — стенозы менее 50%. Чаще всего гемодинамически значимые изменения сосудов регистрируются в передней нисходящей межжелудочковой артерии (77,4% в 1-й группе, 73,4% во 2-й группе).
  2. При хронической болезни почек наблюдается повышение средних уровней атерогенных фракций липидов, гликированного гемоглобина и мочевой кислоты. Более выраженные метаболические изменения проатерогенного характера регистрируются в группе пациентов с более низкой скоростью клубочковой фильт­­рации (<60 мл/мин).
  3. Прием аторвастатина в составе комплексной терапии хронической болезни почек недиабетического генеза позволяет существенно снижать уровни не только атерогенных фракций липидов, но и гликированного гемоглобина и мочевой кислоты. На фоне аторвастатина достигается достоверное дополнительное снижение средних уровней систолического и пульсового артериального давления по сравнению с таковыми у больных хронической болезнью почек, не получавших статины.
  4. Шестимесячная терапия аторвастатином в суточной дозе 20 мг способствует улучшению фильтрационной функции почек при хронической болезни почек, что особенно важно для больных с гемодинамически значимыми стенозами коронарных артерий. У больных с изначально сниженной скоростью клубочковой фильтрации последняя достоверно увеличилась на 11,5%, в то время как у больных, не получавших статины, наблюдалась тенденция к ее снижению через 6 мес наблюдения.

Список литературы

  1. Weir M.R. Recognizing the Link Between Chronic Kidney Disease and Cardiovascular Disease. Am J Manag Care 2011;17:396—402.
  2. Bartnicki P., Stolarek R., Rysz J. et al. Coronary artery atherosclerosis in patients with the initial and the early stage of chronic renal failure. Central Eur J Med 2009;1:32—36.
  3. Selvin E., Steffes M.W., Zhu H. Glycated hemoglobin, diabetes, and cardiovascular risk in nondiabetic adults. N Engl J Med 2010;362:800—811.
  4. Perk J., De Baker G., Gohlke H. et al. European Guidelines on Cardiovascular disease prevention in clinical practice (version 2012). The Fifth Joint Task Force of the European Society of Cardiology and Other Societies on Cardivascular Disease Prevention in Clinical Practice (constituted by representatives of nine societies and by invited experts). Developed with the special contribution of the European Association for cardiovascular Prevention & Rehabilitation (EACPR). Eur Heart J 2012;33:1635—1701.
  5. Sheng X., Murphy M.J., Macdonald T.M., Wei L. Effectiveness of statins in chronic kidney disease. Q J Med 2012;105:641—648.
  6. Moraes T.P., Fortes P.C., Ribeiro S.C. et al. Comparative analysis of lipid and glucose metabolism biomarkers in non-diabetic hemodialysis and peritoneal dialysis patients. J Bras Nefrol 2011;33:173—179.
  7. Bianchi S., Bigazzi R., Caiazza A. et al. A controlled, prospective study of the effects of atorvastatin on proteinuria and progression of kidney disease. Am J Kidney Dis 2003;41:565—570.
  8. Strazzullo P., Kerry S.M., Barbato А. et al. Do Statins Reduce Blood Pressure? Hypertension 2007;49:792—798.

Об авторах / Для корреспонденции

Сведения об авторах:
Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого
Кафедра семейной медицины факультета последипломного образования
Соломенчук Т.Н. - д.м.н., проф. кафедры.
Семеген-Бодак К.В. - аспирант.
Слаба Н.А. - к.м.н., доцент.
Чнгрян Г.В. - ассистент.
Мысышин М.Б.- клин. ординатор.
E-mail: tanya_ua@mail.ru

Также по теме