Россия занимает первое место среди экономически развитых стран по смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Министерства здравоохранения РФ, в возрастной группе 25–64 лет она более чем в 4 раза превосходит смертность населения этого возраста в США, Японии, большинства европейских стран. Если в конце прошлого века российские показатели были в 2 раза выше европейских, то в начале XXI столетия они стали больше в 8 раз [1]. Чтобы понять причины сложившегося положения, для которого характерна столь высокая смертность населения страны, мы обратились к данным Росстата.
По сравнению с 1995 г. в 2010 г. количество больниц в России сократилось на 3900. Особенно большие потери понесло первичное звено здравоохранения. За это время закрылись 8000 фельдшерско-акушерских пунктов, свыше 7000 амбулаторных учреждений. В 11 раз (с 4400 до 382) уменьшилось число участковых больниц, и это притом, что 136 000 сельских населенных пунктов и поселков городского типа, в которых живет практически половина населения страны, разбросаны на огромной территории, в большинстве случаев – на расстоянии в десятки и сотни километров друг от друга. Естественно, что в сложившихся условиях проблему радикального снижения смертности населения от болезней системы кровообращения, достигшей угрожающих размеров, наша медицина с ее стремлением к развитию сложных дорогостоящих технологий не решит. Миллионы больных, не имеющих достаточных средств, не смогут доехать до ближайшего медицинского учреждения. Нельзя также забывать и о нехватке транспорта, о крайне плохом состоянии сельских дорог. В зимнее время во многих регионах сообщение наземным транспортом вообще прекращается, и жители поселков остаются без медицинской помощи.
Единственным выходом из создавшегося в стране катастрофического положения в настоящее время может стать оснащение лечебно-профилактических учреждений первичного звена здравоохранения, в которых лечится до 80% населения, простой в эксплуатации и недорогой аппаратурой. Эту аппаратуру, обладающую высокими диагностическими возможностями, должен обслуживать персонал со средним медицинским образованием или любой человек, имеющий начальные навыки работы с компьютером [2]. Во всех случаях необходимо обеспечить возможность передачи результатов обследований в вышестоящее или профильное медицинское учреждение.
Одним из примеров решения этой задачи может стать аппаратурно-программный комплекс «АПКО-8-РИЦ-М», разработанный на основе технологии объемной компрессионной осциллометрии (ОКО) [3, 4], разрешенной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на применение в диагностике заболеваний системы кровообращения (ФС № 2010/064 от 03.03.2010). В его состав входят: электронный блок, который можно выпускать в массовом порядке, ноутбук и обычная манжета. Программное обеспечение аппаратуры позволяет в процессе регистрации определять 18 функционально связанных, дополняющих друг друга показателей системы кровообращения (рис. 1). Имеется также дополнительная программа, обеспечивающая регистрацию давления в венах плеча по их передаточной пульсации. Комплекс многофункционален, имеет малые габариты, может одинаково хорошо использоваться как при обследовании глубоких стариков, так и новорожденных с первых минут их появления на свет, даже при больших сроках недоношенности. Не требует специального помещения для установки и привлечения технического персонала для обслуживания. Данные автоматически расшифровываются, анализируются, отображаются в цифровом и графическом вариантах, хранятся в памяти аппаратуры, при необходимости могут передаваться по любым каналам связи.
Применительно к поставленной задаче комплекс был апробирован при обследовании 580 жителей Новохоперского района Воронежской области в поликлинике, амбулатории, фельдшерском пункте и двух участковых больницах (рис. 1). Персонал со средним медицинским образованием не испытывал затруднений с проведением обследований на аппаратуре. Работал добросовестно, с интересом. Качество регистраций было высоким. Установленный сервер позволял в оперативном режиме передавать протоколы обследований в центральную районную больницу.
Программа «АПКО-8-РИЦ-М» обеспечивала при обследовании больных в лечебно-профилактическом учреждении первичного звена здравоохранения раннюю диагностику гипертонической болезни. В соответствии с рекомендациями Европейского общества по артериальной гипертензии, Европейского общества кардиологов [5] и Всероссийского научного общества кардиологов [6] определяли степень и стадию гипертонической болезни, уровень дополнительного риска сердечно-сосудистых осложнений, вероятность их развития, а также развития фатальных исходов, связанных с атеросклеротическим поражением аорты, в ближайшие 10 лет. Формировалось заключение с указанием наиболее предпочтительных для обследуемого лекарственных препаратов.
Скрининговые обследования выявили большое число лиц, находящихся в зоне высокого риска сердечно-сосудистых осложнений. Для значительного числа обследуемых была характерна увеличенная жесткость аорты. Впервые была создана возможность отслеживания характера изменений в системе кровообращения жителей села при регистрации показателей гемодинамики на протяжении многих лет и их документального подтверждения, лишенного субъективного компонента.
Таким образом, комплекс «АПКО-8-РИЦ-М» обеспечивает принципиально новый уровень обследования сельского населения и может рассматриваться как базовый наряду с электрокардиографией в ранней диагностике нарушений функции кровообращения и профилактике их осложнений. Уже одно то, что этот метод позволяет с высокой точностью измерять артериальное давление (АД) в плечевой артерии, делает его незаменимым при обследовании больных, т.к. от точности измерения АД зависят и диагноз, и оценка тяжести заболевания, и эффективность назначаемой терапии.
Особое значение имеет возможность измерения на аппаратуре «АПКО-8-РИЦ-М» центрального АД, которое в большей мере, чем АД, определенное на руке аускультативным методом, характеризует кровоток в коронарных и мозговых сосудах [7, 8].
Хорошие результаты получены при сравнении данных определения сердечного выброса (СВ) крови методами ОКО и термодилюции как при плановых обследованиях, так и при поступлении больных в приемное отделение с острым инфарктом миокарда (таблица). Как известно, аппаратура для определения СВ методом термодилюции имеется далеко не во всех даже крупных больницах. Метод ОКО, реализованный в комплексе «АПКО-8-РИЦ-М», позволяет делать это практически с той же точностью в первичном звене здравоохранения. Особый интерес, на наш взгляд, представляют результаты одновременного измерения СВ методами термодилюции и ОКО при кардиогенном шоке под номерами 3, 4, 5, 6, 7, 24, 69, 70.
Применительно к сельской местности оснащение «АПКО-8-РИЦ-М» машин скорой помощи района позволило бы в считанные минуты передать данные через интернет в диспетчерскую и, получив указания врача, приступать к лечению больного у его кровати, т.е. на доклиническом уровне.
В связи с высокой актуальностью оценки жесткости артериальных сосудов [9–12] одной из задач при разработке ОКО являлось определение ее возможностей для исследования состояния стенок артерий. Были предложены формулы расчета скорости распространения пульсовой волны, податливости стенок плечевой артерии и артериальной системы в целом [4]. Выполненные исследования показали, что контур ОКО тесно связан с жесткостью стенок аорты [13]. У молодых здоровых людей амплитуда осцилляций после достижения максимума в точке АДср. резко снижается (рис. 2а) благодаря эластичности стенок аорты. У больных с высокой жесткостью стенок аорты после повышения давления в манжете до АДср. амплитуда осцилляций сохраняется на достигнутом уровне или увеличивается (рис. 2б).
Являясь индикатором жесткости стенок аорты, изменение контура ОКО отражает также состояние сократительной способности левого желудочка сердца. У тяжелых больных, например, с выраженной ишемической болезнью сердца или с повторными инфарктами миокарда, контур ОКО может стать таким же, как у молодых практически здоровых людей, т.е. с уменьшением амплитуды осцилляций после достижения давления в манжете величины АДср. Но здесь уже другая причина: не высокая эластичность аорты, а слабость миокарда левого желудочка. У этих больных фракция выброса, как правило, не превышает 40%, СВ снижается до 3,5–3,7 л/мин.
Таким образом, несомненное преимущество «АПКО-8-РИЦ-М» перед существующей аппаратурой заключается в простоте, доступности учреждениям первичного звена здравоохранения, возможности комплексного исследования системы кровообращения больных и передачи полученных данных на любые расстояния для консультации в вышестоящих или профильных медицинских учреждениях.