Causes of decompensation of 1 type diabetes mellitus in hospitalized to reanimation and intensive care department patients


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2018.5.40-46

V.M. Plakhotnyaya, E.Ju. Martynova, T.Ju. Demidova, Ju.E. Poteshkin

1 The Department of endocrinology of general medicine faculty of FSBEI of Higher Education «N.I. Pirogov Russian national research medical university», Moscow, Russia; 2 The Department of endocrinology of the general medicine faculty of I.M. Sechenov First Moscow state medical university, Moscow, Russia
The results of retrospective analysis of case histories of patients with acute complications of type 1 diabetes (DM1) hospitalized in the intensive care unit are represented in the study. Material and methods. Patients were divided into groups depending on the causes of decompensation: 104 patients with a violation of lifestyle recommendations ; 53 – with errors of insulin therapy; 55 – with newly diagnosed CD1. Results. The attendance of the diabetes school was analyzed: among hospitalized patients, 44,8% of them do not visit it. Frequency of chronic complications was 81,6%. There were revealed correlations between diabetes school attendance and frequency of chronic complications of diabetes mellitus. Conclusions. The main reason of type 1 diabetes mellitus decompensation was determines as a lack of orientation of patients in their disease.
Keywords: type 1 diabetes, diabetic ketoacidosis, hyperglycemic hyperosmolar syndrome, hypoglycemia, chronic complications of diabetes mellitus, school of diabetes, distant learning of patients

ВВЕДЕНИЕ

Распространенность сахарного диабета (СД) во всем мире растет с угрожающей скоростью. Число человек с этим заболеванием среди взрослого населения в России, по данным IDF (International Diabetes Federation), в 2017 г. составило 8 455 300 человек [1]. Что же касается распространенности сахарного диабета 1 типа (СД1) в России, то она, по данным Федерального регистра сахарного диабета от 31.12.2016, составила 199 298 человек в возрасте старше 18 лет, за год было зарегистрировано 5430 новых случаев СД1 среди взрослого населения [2].

У пациентов с СД1 выявляют следующие хронические осложнения: диабетическую невропатию у 33,6%, диабетическую ретинопатию (ДР) – у 27,2%, диабетическую нефропатию (ДН) – у 20,1%, артериальную гипертензию – у 17,1%, диабетическую макроангиопатию – у 12,1%, синдром диабетической стопы – у 4,3%, ишемическую болезнь сердца – у 3,5%, цереброваскулярные нарушения – у 1,5%, инфаркт миокарда – у 1,1% пациентов [2]. В связи с декомпенсацией ежегодно госпитализируют от 10 до 30% от общего числа пациентов с СД1.

Крайними формами декомпенсации СД являются диабетический кетоацидоз (ДКА) и гипергликемический гиперосмолярный синдром (ГГС). Их патогенез связан с абсолютным или относительным дефицитом инсулина и повышенными уровнями контринсулярных гормонов, которые приводят к изменению метаболизма углеводов, жиров, белков, а также к развитию различной степени осмотического диуреза и обезвоживания, кетоза и кетоацидоза [3]. Причинами декомпенсации СД являются недостаточная терапия инсулином (снижение дозы или неадекватная схема введения инсулина), инфекции (чаще всего пневмонии или инфекции мочеполового тракта) [4, 5], инфаркт миокарда, цереброваскулярные нарушения, легочная эмболия, панкреатит, злоупотребление алкоголем [5] и наркотиками [6, 7], прием некоторых лекарственных средств [8]. Имеются сообщения о случаях развития кетоацидоза как первичного проявления акромегалии [9].

Другое жизнеугрожающее состояние, гипогликемическую реакцию, может вызвать нерациональная инсулинотерапия, нарушение режима питания и физической активности. У пациентов с повторными эпизодами гипогликемии риск смертности увеличен в 6 раз по сравнению с пациентами, которые не испытывали тяжелых гипогликемий. У данных пациентов повышен риск развития ишемического инсульта головного мозга, инфаркт миокарда, нарушений когнитивных функций и потери зрения [10]. Причинами развития гипогликемии могут стать некорректная по отношению к приему пищи или физической нагрузке доза вводимого инсулина, пропуск приема пищи, снижение синтеза эндогенной глюкозы на фоне приема алкоголя, снижение массы тела и гастропарез [11, 12].

Опыт многих международных исследований показал, что высокая информированность пациентов о контроле и лечении своего заболевания помогает значительно снизить риск развития декомпенсации, свести к минимуму вероятность возникновения осложнений диабета [14], улучшить психологическое состояние и повысить экономическую эффективность лечения [15]. Было показано, что интенсивный гликемический контроль и принятие верных решений пациентами, прошедшими обучение в школе диабета, снижает риск развития ДР в 4, а раннего поражения почек – в 3 раза. Регулярный самоконтроль уровня гликемии и артериального давления у пациентов позволяет снизить риск развития фатальных сердечно-сосудистых осложнений и потери зрения более чем в 3 раза [14]. Плохая ориентированность пациентов в своем заболевании и страх перед развитием гипогликемии влияют на гликемический контроль и увеличение частоты ошибок инсулинотерапии у пациентов с СД1, причем связь между обучением и гликемическим контролем была независимой от стажа СД [16].

В нашем исследовании было уделено внимание анализу причин декомпенсации СД1 и статистики обучения пациентов в школе диабета.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Мы провели ретроспективный анализ 218 историй болезней пациентов, госпитализированных в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) ГБУ «Городская клиническая больница им. В.П. Демихова» Москвы в связи с декомпенсацией СД1. Среди выбранных для исследования пациентов были 99 женщин и 119 мужчин (средний возраст 28,6±9,9 и 28,8±8,7 года соответственно). У 55 пациентов СД1 был диагностирован впервые. У пациентов, уже имеющих СД, стаж составил от 3 мес до 49 лет.

Были проанализированы следующие данные: основное заболевание и его осложнения; причины декомпенсации СД; информация о посещении школы диабета; данные физикального осмотра, общего и биохимического анализов крови, общего анализа мочи, кислотно-основного состояния (КЩС); уровни гликированного гемоглобина (HbA1c), микроальбумина в моче, скорость клубочковой фильтрации. Статистический анализ данных производился с помощью пакета программного обеспечения Statistica 8.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По причинам декомпенсации СД1 пациенты были разделены на 3 группы: пациенты, декомпенсация которых произошла на фоне нарушения рекомендаций по образу жизни (n=104); пациенты, декомпенсация который произошла из-за ошибок инсулинотерапии (n=53); пациенты с впервые выявленным СД1 (n=55).

Средний возраст пациентов в первой группе составил 28,6±8,9 года. К нарушению рекомендаций по образу жизни были отнесены следующие причины: прием алкоголя, наркотиков, пропуск приема пищи, психоэмоциональный стресс, инфекция, беременность, травма, отсутствие самоконтроля глюкозы. Первое место по частоте встречаемости заняло нарушение диеты (36,5%), второе – декомпенсация на фоне инфекции (21,2%), третье (16,3%) – прием алкоголя и психоэмоциональный стресс.

Средний возраст пациентов во второй группе составил 30,7±14,1 года. К ошибкам инсулинотерапии были отнесены пропуск введения дозы инсулина, неэффективность выбранной дозы инсулина, неисправность инсулиновой помпы, нарушение техники введения инсулина. Ведущими причинами декомпенсации были пропуск инъекции инсулина (50,9%) и неэффективность выбранной дозы инсулина (41,5%). У шестерых пациентов указания на причину декомпенсации обнаружено не было.

СД1 был диагностирован впервые у пациентов в возрасте от 18 до 58 лет. В 58,2% случаев наблюдалась его манифестация на фоне инфекционного заболевания, в 20% случаев – на фоне сильного психоэмоционального стресса, в остальных случаях причина была неизвестна.

В своем исследовании мы рассматривали следующие острые осложнения СД: ГГС, кетоз, ДКА, гипогликемическая реакция.

ГГС – острая декомпенсация СД с резко выраженной гипергликемией (уровень глюкозы плазмы – ГП >35 ммоль/л), высокой осмолярностью плазмы (>320 мосмоль/л) и резко выраженной дегидратацией при отсутствии кетонемии (<3 ммоль/л) и ацидоза (pH >7,3; бикарбонат >15 ммоль/л) [17, 18]. ГГС был диагностирован у 37 пациентов.

ДКА был диагностирован у 75 пациентов со следующими показателями: ГП >13 ммоль/л, кетонемия >5 ммоль/л, кетонурия ≥3,8 ммоль/л, метаболический ацидоз (pH ≤7,3; бикарбонат ≤18 ммоль/л, анионная разница >10–12 ммоль/л). При этом степень нарушения сознания бывает различной [18, 19].

Кетоз был диагностирован у 96 пациентов. Критерии для постановки диагноза аналогичны ДКА, но нарушения КЩС не выявляются (pH >7,3 и уровень бикарбонатов сыворотки крови >15 ммоль/л) [20].

С гипогликемической реакцией были госпитализированы 10 пациентов. У 3 пациентов гипогликемия была спровоцирована пропуском приема пищи, у 3 – ошибочной коррекцией дозы инсулина, у 4 пациентов причина выявлена не была. Критерием постановки диагноза был уровень ГП <3,9 ммоль/л [20, 21]. При этом степень нарушения сознания была различна: от спутанности до гипогликемической комы.

В группе пациентов с нарушением образа жизни наиболее частой формой декомпенсации был ДКА (46,2%), в группе пациентов с ошибками инсулинотерапии почти с равной частотой развивались ГГС (32,1%) и ДКА (34%). Впервые выявленный СД1 в 80% случаев манифестировал кетозом.

Одним из факторов, лежащих в основе развития поздних осложнений СД, является уровень гликемии, поэтому крайне важно достижение индивидуальных для каждого пациента целевых значений HbA1c. В нашем исследовании только у 1,8% пациентов это значение было достигнуто, у остальных пациентов данный показатель варьировался в пределах 10,3±1,7%. По результатам исследования, частота диагностирования хронических осложнений составила 81,6%. Очевидно, что больший процент осложнений, чем в целом по популяции, обусловлен в том числе и неконтролируемым течением заболевания.

ДН была диагностирована у 19,3% пациентов. У 17 пациентов была выявлена хроническая болезнь почек (ХБП) C1, у 18 – ХБП С2, у 2 – С3а, у 4 – С3б. Было обнаружено, что частота выявления ДН была выше в группе пациентов с ошибками инсулинотерапии (p <0,05). ДР обнаруживалась при офтальмологическом осмотре в 29,8% случаев. При этом у преобладающего числа пациентов была непролиферативная форма (n=48), у 5 пациентов была диагностирована препролиферативная стадия, а у 12 – пролиферативная. Диабетическая периферическая ангиопатия (ДПА) выявлена у 56% пациентов, а периферическая симметричная полиневропатия – у 79,4%.

Обучение людей с СД является важным и неотъемлемым компонентом лечения диабета, который должен быть доступным для всех. По данным IDF, меньше чем половина пациентов СД и меньше чем 1 из 4 родственников больных имеют доступ к обучающим программам [22]. А те пациенты, которые имеют возможность получать образование в школе диабета, зачастую пренебрегают ею. В связи с этим был произведен анализ посещаемости школы диабета среди пациентов, вошедших в выборку. Среди пациентов с СД1 55,2% посещают школу диабета, а 44,8% – нет. Было выявлено достоверное различие в этих двух группах пациентов по возрасту и стажу заболевания (см. таблицу), различия по полу выявлено не было. Также были выявлены корреляционные связи между стажем СД1 и посещением школы диабета (r=-0,6245; p <0,05) и между возрастом пациентов и посещаемостью школы диабета (r=- 0,31; p <0,05). Таким образом, школу диабета в основном посещают более молодые пациенты и/или пациенты, имеющий меньший стаж СД (в среднем меньше 5 лет).

Мы предполагаем, что обучение пациентов и их активное участие в проводимом лечении позволит успешнее контролировать уровень гликемии и способствовать снижению риска развития хронических осложнений. При проведении сравнительного анализа среди пациентов, посещающих и не посещающих школу диабета, в отношении хронических осложнений СД было выявлено достоверное различие: среди пациентов не посещающих школу диабета в 2 раза чаще была диагностирована ДР, а ДПА выявлялась чаще на 25%, чем в группе пациентов, посещающих школу диабета. Однако полученные результаты также могут быть объяснены тем, что в группе не посещающих пациенты старше и стаж СД1 у них больше. Были выявлены корреляционные связи между стажем СД1 и ДР (r = 0,56; p <0,05); между стажем СД1 и ДПА (r = 0,31; p <0,05); между стажем СД1 и ДН (r = 0,30; p <0,05). Полученные результаты закономерны, но следует обратить внимание, что наиболее чувствительной к длительности течения заболевания оказалась патология сетчатки. Для пациентов с большим стажем СД снижение остроты зрения является колоссальной проблемой, значительно ухудшающей качество жизни.

Далее были проанализированы связи между посещаемостью школы диабета и ДР (r=-0,29); между посещением школы диабета и выявлением ДПА (r=-0,27). Выявленные корреляционные связи гораздо слабее, нежели между данными осложнениями и длительностью течения СД, однако на их наличие стоит обратить внимание, так как в отличие от стажа заболевания обучение пациентов в школе диабета является модифицируемым фактором риска поздних осложнений. Модернизация и совершенствование программ обучения, несомненно, является эффективным способом улучшения результатов лечения СД и его глобального прогноза. Дальнейшие детальные исследования и анализ клинической практики смогут подтвердить или опровергнуть наши выводы о важнейшей роли обучения пациентов СД1, что приведет к уменьшению числа госпитализаций, гипогликемических состояний, уменьшит процент отдаленных осложнений, позволит достичь стабильности и управляемости метаболическими параметрами.

ОБСУЖДЕНИЕ

На основании полученных данных мы обратили внимание на то, что отсутствие систематического обновления знаний, недостаточное обучение пациентов с СД1 увеличивает частоту развития острых и хронических осложнений. Однако выявленная корреляция не объясняет, почему декомпенсация состояния развивалась у пациентов, которые по полученным данным посещали школу диабета.

Нам представляется, что данный факт может объясняться несколькими причинами. Так, было установлено, что количество и качество усвоения информации во многом зависит от формы подачи материала, многопрофильности обучения, индивидуального подбора программ обучения для пациентов, имеющих различный стаж диабета, возраст, пол, социально-экономическое положение, тип диабета, а также наличие просторного комфортного помещения для обучения [13]. Ошибками классических схем обучения пациентов являются:

  • повторяющийся материал, который полезен пациентам с впервые выявленным СД, но снижает желание пациентов со стажем посещать данные курсы;
  • избыточная интенсивность и длительность каждого занятия влечет за собой снижение внимания и неустойчивость выносимых с курса знаний;
  • форма подачи материала в основном в виде лекций [13].

Эти проблемы можно решить разделением курсов для пациентов с различным стажем и результатом предыдущего обучения, уменьшением времени одного занятия и увеличением их числа для повышения качества получаемых знаний, а также возможности контроля полученных умений, внедрением в систему образования интерактивных методов преподавания, дискуссий и бесед с использованием большого количества визуального материала, печатной продукции с краткими рекомендациями.

Недостатки классических школ диабета могут восполнить технологические преимущества телемедицины и создание дистанционных платформ обучения пациентов [15]. Сервисы телемониторинга успешно протестированы и работают в странах Европы [22], Индии [23], Бразилии [24]. В некоторых медицинских центрах России внедрена система телемониторинга, однако ее распространение пока не повсеместное [25, 26]. Данные технологии направлены на сбор информации об уровне гликемии, артериального давления, принимаемых препаратах и их дозах, приемах пищи, физической активности, сопутствующей патологии с помощью смартфонов со встроенным глюкометром и специальной программой по обработке этой информации и ее передаче лечащему врачу. Новые дистанционные технологии позволят врачу структурировано получать полную информацию о состоянии пациента, течении его заболевания и поможет вовремя скорректировать терапию и рекомендации. Сводная статистика по реальной клинической практике поможет эффективно выявлять пациентов, входящих в группы риска, и осуществлять разработку индивидуализированных программ по их ведению.

Интересно, что пациенты, достигшие целевого уровня HbA1c, условно «здоровые», воспринимают обучение охотнее и более эффективно применяют полученные знания, выполняют рекомендации, чем пациенты с декомпенсацией [27]. Это указывает на вклад обучения в понимание пациентами своей роли, уверенности в своих возможностях управлять болезнью. Данный аспект замыкает порочный круг: декомпенсация СД происходит из-за отсутствия необходимых знаний и умений, а сама декомпенсация снижает желание и возможность их получения. В такой ситуации необходимо искать альтернативные подходы к обучению пациентов.

В эру информационных технологий закономерным является существование не только традиционных школ диабета, врачей-консультантов, но и ди­станционных программ обучения. Международной федерацией диабета (IDF) была разработана онлайн-платформа D-NET, которая представляет собой форум, объединяющий специалистов со всего мира, и позволяет обсуждать новейшие разработки в области лечения, ухода за пациентами с диабетом и обучения [22]. Интегральный опыт и возможность в любой момент обратиться за мнением другого специалиста повышает эффективность назначаемого лечения. В нашей стране пока подобной платформы нет, однако уже началось внедрение телемедицинских систем для совместной работы специалистов разных организаций для решения трудных лечебно-диагностических задач и обмена опытом [28].

IDF были разработаны несколько онлайн-программ для обучения пациентов, в ходе которых они могут обучаться с помощью видеоуроков, получать консультации разнопрофильных специалистов и делиться друг с другом опытом самоконтроля [22]. В нашей стране предпринимаются попытки разработать похожую дистанционную обучающую платформу для пациентов с СД, однако пока данный проект не получил финансовой поддержки [29]. Дистанционное обучение должно также решить проблему обучения и консультирования пациентов, живущих на расстоянии от крупных городов.

Таким образом, низкий процент компенсации среди пациентов с СД зависит как от регулярности и возможности получения знаний о своем заболевании, так и от качества организации обучения. Внедрение в ближайшем будущем дистанционных методов обучения сможет улучшить текущее положение дел.

ВЫВОДЫ

Согласно полученным данным, ведущей причиной декомпенсации СД1, приведшей к госпитализации, является плохая ориентированность пациентов в своем заболевании. Почти половина обследованных пациентов с СД1 не обновляют свои знания, не посещают периодически школу диабета. Это объясняет низкий уровень знаний пациентов об особенностях инсулинотерапии в различных условиях, плохую приверженность лечению и нарушение рекомендаций врача. Пациенты должны принимать активное участие в управлении своим заболеванием, осуществлять регулярный самоконтроль и при необходимости проводить коррекцию доз инсулинотерапии. Пациенты должны быть хорошо информированы о возможных осложнениях в органах-мишенях, вызванных нескорректированной гликемией, и осуществлять их профилактику, получить все необходимые современные знания о тактике лечения своего заболевания. Содействие со стороны пациента, соблюдение рекомендаций при грамотно подобранной инсулинотерапии может помочь уменьшить число больных, госпитализированных в ОРИТ, и значительно улучшить прогноз в отношении хронических осложнений.

Мы полагаем, что регулярное посещение школы диабета позволит минимизировать риск развития осложнений СД1. В связи с выявленными закономерностями рекомендуется посещение школы в соответствии с алгоритмами специализированной медицинской помощи. Повышение приверженности пациентов и эффективности обучения может быть достигнуто введением новых методов образовательных программ по управлению СД.


Literature


  • The IDF Diabetes Atlas, 8th Edition, Russia Country Report 2017. Available at: http://www.diabetesatlas.org/resources/2017-atlas.html.
  • Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. Эпидемиология сахарного диабета в Российской Федерации: клинико-статистический анализ по данным Федерального регистра сахарного диабета. Сахарный диабет. 2017;20(1):13–41.
  • Magee M.F., Bhatt B.A. Management of decompensated diabetes. Diabetic ketoacidosis and hyperglycemic hyperosmolar syndrome. Crit. Care Clin. 2001;17(1):75–106.
  • Kitabchi A.E., Umpierrez G.F., Miles J.M., Fisher J.N. Hyperglycemic crises in adult patients with diabetes. Diabetes Care. 2009;32(7):1335–43.
  • Bhansali A., Sukumar S.P. Hyperosmolar hyperglycemic state. World Clin. Diabetol. 2016;2(1):1–10.
  • Nyenwe E.A., Loganathan R.S., Blum S., Ezuteh D.O., Erani D.M., Wan J.Y., Palace M.R., Kitabchi A.E. Active use of cocaine: an independent risk factor for recurrent diabetic ketoacidosis in a city hospital. Endocr. Pract. 2007;13(1):22–9.
  • Asma Abu-Abed Abdin, Muhammad Hamza, Muhammad S. Khan and Awab Ahmed. Euglycemic Diabetic Ketoacidosis in a Patient with Cocaine Intoxication. Case Rep. Crit. Care. 2016;2016:4275651.
  • Kitabchi A.E., Umpierrez G.E., Murphy M.B., Kreisberg R.A. Hyperglycemic crises in adult patients with diabetes: a consensus statement from the American Diabetes Association. Diab. care. 2006;29:2739–48.
  • Hannon A.M., Thompson C.J., Sherlock M. Diabetes in Patients With Acromegaly. Curr. Diab. Rep. 2017;17(2):8.
  • Sanjay Kalra, Jagat Jyoti Mukherjee, Subramanium Venkataraman, Ganapathi Bantwal, Shehla Shaikh, Banshi Saboo, Ashok Kumar Das, Ambady Ramachandran. Hypoglycemia: The neglected complication. Ind. J. Endocrinol. Metab. 2013;17(5):819–34.
  • MacNaught N., Holt P. Type 1 diabetes and alcohol consumption. Nursing Standard. 2015;29(50):41–7.
  • Kedia N. Treatment of severe diabetic hypoglycemia with glucagon: An underutilized therapeutic approach. Diab. Metab. Syndr. Obes. 2011;4:337–46.
  • Leila Mardanian Dehkordi, Samereh Abdoli. Diabetes Self-Management Education; Experience of People with Diabetes. J. Caring. Sci. 2017;6(2):111–8.
  • Chaudhary Muhammad Junaid Nazar, Micheal Mauton Bojerenu, Muhammad Safdar, and Jibran Marwat. Effectiveness of diabetes education and awareness of diabetes mellitus in combating diabetes in the United Kingdom; a literature review. J. Nephropharmacol. 2016;5(2):110–5.
  • Аметов А.С., Валитов Б.И., Черникова Н.А. Терапевтическое обучение больных: прошлое, настоящее, будущее. Сахарный диабет. 2012;(1):71–7.
  • Marden S., Thomas P.W., Sheppard Z.A., Knott J., Lueddeke J., Kerr D. Poor numeracy skills are associated with glycaemic control in type 1 diabetes. Diab. Med. 2012;29:662–9.
  • The management of the hyperosmolar hyperglycaemic state (HHS) in adults with diabetes. Joint British Diabetes Societies. Inpatient Care Group. August 2012. Available at: http://www.diabetologists-abcd.org.uk/JBDS/JBDS_IP_HHS_Adults.pdf.
  • Клинические рекомендации «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом». Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова, 8-й выпуск. Сахарный диабет. 2017;20(Suppl. 1):1–112.
  • Gosmanov A.R., Gosmanova E.O., Dillard-Cannon E. Management of adult diabetic ketoacidosis. Diab. Metab. Syndr. Obes. 2014;7:255–64.
  • Sudhakar Basetty, Yeshvanth Kumar G.S., Martina Shalini, Ruby Pricilla Angeline, Kirubah Vasandhi David, Sunil Abraham. Management of diabetic ketosis and ketoacidosis with intramuscular regular insulin in a low-resource family medicine setting. J. Family Med. Prim. Care. 2017; 6(1): 25–28.
  • Guideline on clinical investigation of medicinal products in the treatment or prevention of diabetes mellitus. 2012. Available at: http://www.ema.europa.eu/docs/en_GB/document_library/Scientific_guideline/2012/06/WC500129256.pdf.
  • IDF School of Diabetes: https://www.idf.org/our-activities/education/idf-school-of-diabetes.html.
  • Jothydev Kesavadev, Banshi Saboo, Arun Shankar, Gopika Krishnan, and Sunitha Jothydev. Telemedicine for diabetes care: An Indian perspective - feasibility and efficacy. Ind. J. Endocrinol. Metab. 2015;19(6):764–9.
  • Timm R., Sparenberg AL.F., Bubolz C.B., Timm A. A Diabetic Patients Remote Monitoring System in a Rural Community of Brazil: A Report of the Technological Implementation. Журн. телемедицины и электронного здравоохранения. 2017;1(3):11–3.
  • Дистанционное наблюдение и лечение детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа. Протокол клинической апробации метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Доступен на: https://static-3.rosminzdrav.ru.
  • Пустозеров Е.А., Юлдашев З.М. Дистанционный мониторинг состояния больных сахарным диабетом. Мед. техника. 2014;2(284):15–8.
  • Laursen D.H. et al. Patients’ perception of disease and experience with type 2 diabetes patient education in Denmark. Scand. J. Caring. Sci. 2017;31(4):1039–47.
  • Cisco: https://www.cisco.com/c/ru_ru/about/press/press-releases/2016/04-04c.html.
  • Фонд президентских грантов: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/Project/View/8543.

  • About the Autors


    Victoria M. Plakhotnaya, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «N.I. Pirogov Russian national research medical university». Тel.: +7 (962) 176-15-40. E-mail: vplahotnyaya@gmail.ru.
    Evgenia Ju. Martynova, postgraduate student of the Department of endocrinology of the medical faculty of the I.M. Sechenov First Moscow state medical university. Tel .: +7 (963) 976-30-61. E-mail: doctor.martynova@gmail.com.
    Tatyana Ju. Demidova, MD, professor of the Department of endocrinology of the faculty of physiotherapy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «N.I. Pirogov Russian national research medical university». E-mail: t.y.demidova@gmail.com.
    Yury E. Poteshkin, MD, associate professor of the Department of ndocrinology of the faculty of physiotherapy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «N.I. Pirogov Russian national research medical university». Tel.: +7 (916)173-64-62. E-mail: dr.yep@yandex.ru.


    Бионика Медиа