Кредиты: новая форма учета непрерывного образования врачей


А.И. Мартынов, А.А. Спасский

В течение последних двух лет Российское научное медицинское общество терапевтов (РНМОТ) принимает активное участие в реализации пилотного проекта программы непрерывного медицинского образования (НМО). В соответствие с действующей законодательной базой под термином «непрерывное медицинское образование» понимают обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни. Программу контролирует Координационный совет по медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) (Приказ МЗ РФ от 08.10.2012 № 402).

К настоящему моменту в рамках пилотного проекта НМО уже накоплен достаточный опыт для того, чтобы был подготовлен приказ МЗ РФ, в котором будут отражены принципиально новые подходы к оценке квалификации врача. Что касается РНМОТ, то оно будет заявлено как одно из крупнейших обществ, которому поручена определенная часть реализации НМО в России.

С 2016 г. все врачи должны будут проходить аккредитацию на базах 9 медицинских вузов страны. Для успешного ее прохождения, помимо положительной характеристики с места работы и отчета о результатах своей деятельности, врач должен будет набрать в течение 5 лет 250 кредитов (баллов).

Из чего складываются эти 250 кредитов? 116–140 кредитов – это обучение на кафед­ре повышения квалификации медвуза с отрывом от производства. Остальные кредиты врач может получить за участие в образовательных школах (так, РНМОТ в 2014 г. были проведены 54 школы в разных регионах России), практических конференциях и симпозиумах, семинарах, содержание которых будет сертифицировано Координационным советом МЗ РФ. Кроме того, будут учитываться: обучение на курсах, в том числе дистанционных, в симуляционных центрах, научная работа, наставничество. Кредиты будут начисляться также за защиту диссертации, публикации работ в научных журналах и пр.

К основным принципам новой модели обучения, помимо непрерывности, относятся: бесплатность большинства видов обучения для медицинских работников, комплексность получаемых знаний и гармонизация требований к образованию с международными нормами.

В рамках пилотного проекта используются два вида образовательной активности: очное участие в обучающих мероприятиях и электронное обучение. В первом случае 1 ч работы равен 1 кредиту, во втором – кредиты начисляются за каждый пройденный модуль. Сложность пока состоит в организации обратной связи для контроля усвоения полученных знаний. Сейчас эта технология отрабатывается, и есть надежда, что система обратной связи будет налажена уже в ближайшее время.

Кредиты врач получает, имея индивидуальный номер, который позволяет идентифицировать его на уровне МЗ РФ. Этот номер врач может получить, пройдя регистрацию в РНМОТ либо на том или ином профессиональном мероприятии, после чего у него появится виртуальный личный кабинет, где будет отражена его история повышения квалификации. Каждому зарегистрированному участнику будет выдаваться сертификат государственного образца с указанием количества заработанных кредитов.

Сегодня каждый врач должен знать о грядущей аккредитации. Помнить о том, что если по истечении 5 лет он не будет иметь 250 кредитов, то его документы на аккредитацию приниматься не будут. Новые решения о контроле повышения квалификации и работе над собой каждого специалиста не должны вызывать негативную реакцию; просто надо знать формы, в которых можно заработать кредиты без чрезвычайных усилий.


Об авторах / Для корреспонденции


А.И. МАРТЫНОВ, президент РНМОТ, академик РАН, д.м.н., проф.
А. А. Спасский, генеральный секретарь РНМОТ, д.м.н., проф.


Бионика Медиа