Роль Учебного центра Российского научного медицинского общества терапевтов в непрерывном медицинском образовании


А.И. Мартынов, А.А. Спасский, А.А. Михайлов

«Есть только один путь формирования врача: больной – книга, книга – больной», – говорил Евгений Михайлович Тареев, председатель правления созданного им Всероссийского научного медицинского общества терапевтов (сегодня Российское научное медицинское общество терапевтов, РНМОТ). Именно это задачу – задачу повышения уровня квалификации врачей – продолжает РНМОТ, это задача проходит красной нитью через все проводимые Обществом образовательные и научные мероприятия.

На основании решения Пленума центрального совета РНМОТ от 15 октября 2015 г. и Президиума РНМОТ от 19 декабря 2015 г. Учебному центру РНМОТ дано поручение реализовывать приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) по непрерывному медицинскому образованию (НМО) путем проведения различных образовательных мероприятий, в том числе школ.

За первое полугодие 2016 г. Учебным центром РНМОТ проведены 16 школ (7 в Москве и 9 в региональных отделениях). Тематика школ была разнообразной, затрагивала наиболее актуальные вопросы внутренней медицины, имела междисциплинарных подход («Стратегия диаг­ностики и лечения острых респираторно-вирусных инфекций и гриппа в практике терапевта», «Современные возможности диагностики и лечения сердечно-сосудистой патологии в клинике внутренних болезней», «Мультиморбидный пациент с ревматическими заболеваниями в клинической практике терапевта», «Лабораторные исследования в современной терапевтической клинике. Часть 1. Общий анализ крови», «Особенности ранней диагностики и лечения орфанных заболеваний в практике терапевта», «Гастроэнтерологические заболевания в практике терапевта», «Место цитопротективной терапии в клинике внутренних болезней», «Гастроэнтерологические заболевания в практике терапевта» и др.). Школы очно посетили 2536 участников, 1709 слушателей смогли увидеть мероприятия в режиме реального времени через мобильное приложение. Лекторский состав был представлен ведущими специалистами как московских, так и региональных учебных заведений. Каждое из проведенных мероприятий было аккредитовано Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ. Количество зачетных единиц в зависимости от продолжительности составило 5–6 кредитов. Все мероприятия согласовывались с местным органом управления здравоохранением, каждый учебный курс подтверждался распоряжением или информационным письмом. Информационное обеспечение осуществлялось путем индивидуального приглашения участника через интернет или по телефону. Тематика каждого мероприятия составлялась с учетом региональных особенностей и имела междисциплинарный подход (инфекционисты, клинические фармакологи, иммунологи, ЛОР и др.). Каждый участник получал раздаточный материал, который включал в себя рабочую тетрадь, план проведения школы, анонс мероприятий, входной и выходной тесты, анкету с оценкой мероприятия и др. В процессе разработки находятся следующие опции: регистрация участников на сайте, входной тест, отзыв о школе, оценка лекторов, комментарии, т.н. обратная связь.

На основании регистрационных форм Учебный центр проводит мониторинг. Так, в структуре участников мероприятий 79% – представители лечебно-профилактических учреждений департаментов здравоохранения, 16% – федеральных, 5% – коммерческих учреждений. Преобладали врачи-терапевты – 69%, другие специалисты: гастроэнтерологи (9%), кардиологи (8%), врачи общей практики (6%), инфекционисты (4%), другие специальности (4%); эти цифры несколько варьировали в зависимости от тематики школы. На основании анализа результатов входного и выходного тестов можно сделать вывод, что каждый участник повысил на 37% количество правильных ответов (по сравнению с первоначальным уровнем знаний). Обращает на себя внимание достаточно низкий уровень знаний слушателей (31% правильных ответов входного теста). Оценка мероприятия проводилась участниками добровольно (количество положительных ответов), так «полезность» и «доступность» информации была положительно оценена 97% участников, «связь с работой» – 93%, общая оценка мероприятия – 99%. Мы считаем, что это очень высокий показатель.

Специалисты Учебного центра приглашают посетить новую IT-платформу РНМОТ – РНМОТ.РФ. На этой платформе реализовано единое интегрированное решение, позволяющее использовать данные, находящиеся как на сайте, так и в приложении. Пользователь сможет войти в приложение, воспользовавшись личным кабинетом, созданным на сайте, и прочитать последние новости и любую информацию как на сайте, так и в приложении. Возможности мобильного приложения значительно расширены, оно повторяет функционал сайта, добавляя удобства возможностей мобильного устройства (интеграция с календарем и почтой, геолокация и карты, push-уведомления и др.). Функционал Учебного центра позволяет использовать все возможности современных систем управления обучением (интерактивные электронные модули для дистанционного обучения с тестовым контролем, on-line вебинары, гибкое управление пользователями, расширенная отчетность). Интеграция Учебного центра с системой Координационного совета НМО позволяет отображать в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении не только полную статистику обучения, но и накопленные баллы в системе НМО. Дальнейшее развитие преду­сматривает разработку различных инструментов коммуникации между врачами (социальная интеграция); сервис консультирования врачей; объединение публикационной и исследовательской активностей врачей на платформе.

Если обратиться к истории вопроса, можно отметить несколько этапов развития последипломного образования врачей. Так, в 2013 г. стартовал федеральный пилотный проект по НМО для врачей первичного звена, который был инициирован МЗ РФ. Профессиональные медицинские общества по различным специальностям, в том числе РНМОТ, принимают активное участие в его реализации. Проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ с целью отработки основных принципов внедрения НМО. В 2015 г. пилотный проект, в котором участвовали 9 регионов РФ, стал действующим на всей территории страны. РНМОТ активно участвует в реализации процесса НМО путем внедрения его элементов во все образовательные мероприятия и проекты. В составе РНМОТ имеется Учебный центр, который путем разработки различных образовательных программ (международных, национальных и региональных конференций, круглых столов, мастер-классов, школ, тренингов, семинаров и др.) обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» НМО является дополнительным профессиональным образованием, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки. Развитие системы НМО происходит в целях выполнения положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным МЗ РФ. За предоставление всем врачам равных возможностей непрерывного совершенствования своего образования ответственность несут медицинские школы, клиники и профессиональные ассоциации. 16 июня 2016 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ МЗ РФ от 02 июня 2016 г. № 334н, в соответствии с которым будет организована и проводится процедура аккредитации специалистов. Данный приказ подробно разъясняет, кто будет проходить аккредитацию, какие документы необходимы для допуска к аккредитации, как будет формироваться аккредитационная комиссия, как будет оцениваться специалист и что делать, если последний не смог пройти аккредитацию. Письмо первого заместителя министра здравоохранения РФ от 24 марта 2016 г. рекомендовало руководителям медицинских профессиональных некоммерческих организаций активизировать работу по подготовке электронных образовательных модулей и регистрации образовательных мероприятий в Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ.

НМО – это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций. Основными принципами НМО являются: персонифицированность, непрерывность, партнерство с профессиональными обществами, использование дистанционных технологий, ведение врачами персонального отчета (портфолио).

Система повышения квалификации в рамках НМО включает в себя:

  1. Очное последипломное обучение (на базе образовательных учреждений):
    • обучение в вузе (практические занятия, лекции, семинары и обсуждения, очные экзамены);
    • дистанционное обучение (дистанционные лекции, вебинары, учебные модули с итоговыми тестами для контроля).
  2. Обучение на рабочих местах и самостоятельное обучение:
    • обучение на рабочих местах (обсуждение с коллегами, проведение аудита, разборы сложных случаев);
    • самостоятельное обучение (посещение конференций и семинаров, написание научных работ, чтение медицинских журналов и национальных руководств с последующим тестированием).

Дистанционная система позволяет повышать квалификацию постоянно через электронное обучение. Оно подразумевает применение информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов с помощью электронных учебных материалов (электронные образовательные модули). Электронные образовательные модули – это учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения и размещенные на образовательных сайтах. Они представляют собой особый формат электронного издания для НМО, содержащий текстовую информацию, иллюстрации, видео- и аудиоряд и механизмы для контроля полученных знаний.

Реализация принципа непрерывности обучения врача предусматривает в течение всего календарного года его очное участие в отдельных учебных мероприятиях и самостоятельное (заочное) дистанционное обучение по учебным циклам (вебинарам) или электронным образовательным модулям.

Формирование учебных программ проводится совместно государственными образовательными учреждениями и профессиональными общественными организациями (РНМОТ) с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения тех субъектов России, которые участвуют в проекте. Региональный компонент образовательной программы формируется на основании предложений органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

В реализации НМО участвуют четыре участника: государственные образовательные организации, профессиональные врачебные общества, регионы и сами врачи (слушатели). За каждой группой участников закреплены соответствующие функции.

Образовательные организации (вузы) разрабатывают компоненты образовательной программы, в том числе с использованием дистанционных обучающих технологий, электронного и симуляционного обучения; по согласованию с другими разработчиками образовательной программы формируют график проведения обучения; обеспечивают проведение сертификационного экзамена для слушателей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ.

Общественные профессиональные организации (РНМОТ), принимающие участие в реализации модели, разрабатывают компоненты образовательной программы, включающие перечень общенациональных и региональных конференций, круглых столов, мастер-классов, тренингов, семинаров и др.; принимают участие в проведении государственными образовательными организациями сертификационного экзамена для слушателей.

Органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья предоставляют предложения по формированию регионального компонента в образовательной программе; формируют реестр слушателей (врачей); обеспечивают материально-технические условия для дистанционного и электронного обучения слушателей. В их задачу также входит обеспечение обучающихся врачей выходом в интернет на рабочих местах, доступом к обязательным для обучения электронным и печатным информационно-образовательным ресурсам и пр.

Для врачей участие в НМО является добровольным и бесплатным. Слушатели зачисляются в образовательную организацию по направлению работодателя. Для отчета о своей деятельности они формируют индивидуальный план обучения и ведут его в процессе обучения в электронном виде на сайте sovetnmo.ru. На этом же сайте будут размещены электронные образовательные модули для дистанционного обучения врачей.

Обязанности работодателя по отношению к врачам:

  • предоставить 50 ч в год для обучения;
  • предоставить возможность выбора через образовательный сертификат;
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы;
  • обеспечить доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.

Освоение программы завершается сдачей сертификационного экзамена в образовательной организации. К экзамену допускаются медицинские работники, прошедшие обучение в рамках программы в полном объеме и представившие документы, подтверждающие ее освоение. За участие в аккредитованных мероприятиях, проводимых РНМОТ, врачам выдается свидетельство с определенным числом образовательных кредитов. Для того, чтобы кредиты активировать, необходимо произвести простые процедуры, а именно:

  1. Зарегистрироваться и сформировать личный кабинет (www.sovetnmo.ru и www.edu.rosminzdav.ru).
  2. Заявить о желании получить образовательный кредит (пройти процедуру регистрации).
  3. Забрать на стойке регистрации свидетельство (по окончании мероприятия).
  4. Внести индивидуальный код в личный кабинет (www.sovetnmo.ru или www.edu.rosminzdav.ru). Зачисленные образовательные кредиты отобразятся в индивидуальном учебном плане.

По нашему мнению, внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.

РНМОТ приглашает врачей активно внедрять новые формы НМО. Сегодня Учебный центр РНМОТ является межрегиональным, что позволяет ему более активно участвовать в реализации процесса НМО. Разработанные образовательные программы адаптированы для конкретного региона, учитывают особенности течения заболеваний, в их реализации обязательно участвуют ведущие специалисты местных вузов. Надеемся, что участие в научных и образовательных мероприятия, проводимых под эгидой РНМОТ, повысит ваш профессиональных уровень и облегчит получение аккредитации.

Желаем вам успехов!

А.И. Мартынов, президент РНМОТ, акад. РАН, д.м.н., проф.,
А.А. Спасский, генеральный секретарь РНМОТ, д.м.н., проф.,
А.А. Михайлов, старший преподаватель АНО «Учебный центр Российского научного медицинского общества терапевтов», д.м.н., доцент


Бионика Медиа