Избранные страницы истории службы скорой медицинской помощи ведомственной медицины


В.В. Кириллов

ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» УД Президента РФ, Москва
В обзоре представлен уникальный материал об истории организации Лечебно-санитарного управления Кремля, создании и дальнейшем развитии системы Правительственной медицины (государственных лечебно-оздоровительных учреждений), призванной обеспечивать высокое качество медицинской помощи руководителям высших органов государственной власти страны. После реорганизации в 1953 г. Лечсанупра Кремля в Четвертое главное управление при Минздраве СССР были приняты меры по улучшению лечебной деятельности поликлиник путем организации в них отделений скорой и неотложной медицинской помощи (ОСНП) для лечения острых заболеваний. Более чем 50-летний опыт работы этих отделений в системе Правительственного медицинского центра (ПМЦ с 1992 г. правоприемник 4-го ГУ) подтвердил актуальность их создания. Достаточная оснащенность ОСНП лечебно-диагностическим оборудованием, наличие современного санитарного автотранспорта и высокая квалификация медперсонала позволяют профессионально оказывать скорую медицинскую помощь пациентам на догоспитальном этапе.

16 марта 1918 г. Правительство Федеративной Советской Республики и В.И. Ленин переезжают из Петрограда в Москву. Так Москва стала столицей Новой России, а Кремль – резиденцией ее высших государственных органов. [1]

Фактически в Кремле разместились основные правительственные учреждения, здесь же предоставлялись квартиры для проживания членов правительства, партийных руководителей и членов их семей. Часть сотрудников правительственных учреждений дополнительно разместили в так называемых домах ВЦИК (для этих целей использовали гостиницы «Националь», «Метрополь» и дома на ул. Моховой, Воздвиженка и Грановского). Переезд правительства в Москву состоялся в период продолжающейся гражданской войны, хозяйственной разрухи, отсутствия медикаментов, нехватки продуктов питания и неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. В стране наблюдался рост ряда эпидемических заболеваний, и в первую очередь сыпного тифа. К осени 1918 г. эпидемия охватила и Москву. Требовалось принятие срочных мер по предупреждению распространения сыпного тифа на территории Кремля. Эта задача была возложена на Управление делами Совнаркома республики [2].

Среди первоочередных задач возникла необходимость организации медицинской помощи сотрудникам правительственных учреждений, размещенных в Кремле и другим его жителям. Для выявления больных среди этой массы людей, а также среди многих приезжающих в Кремль из различных частей России и оказания им срочной медицинской помощи в конце 1918 г. в Кремле были организованы санпропускник, дезинфекционные камеры и больница на 10 коек, которая имела медицинское и хозяйственное оборудование.

Другой важной задачей было обеспечение надлежащего санитарного состояния помещений и территории Кремля. В этих целях «для борьбы с заразными болезнями и поддержанию санитарно-гигиенического устройства» в Кремле учреждалось Управление санитарного надзора Кремля и Санитарный комитет. По сути дела были разработаны Устав и План организации санитарного надзора, приказ о создании этих учреждений (22.02.1919) был подписан председателем ВЦИК Я.М. Свердловым и председателем СНК В.И. Лениным. Эти учреждающие документы стали первыми нормативными документами, положившими начало организации правительственной медицины в Российской Федерации, в задачи которой входило (прежде всего) обеспечение должного санитарно-эпидемиологического контроля территории Кремля и его служебно-хозяйственных помещений [1].

В ноябре 1919 г. Управлению санитарного надзора поручается санитарное обслуживание делегатов VII Всероссийского съезда Советов. С этого времени организация медико-санитарного обес­печения важнейших государственных мероприятий становится одним из направлений деятельности органов правительственной медицины.

Для оказания лечебной помощи государственным служащим в Кремле (1919) были организованы амбулатория, аптека, а в пяти домах ВЦИК медицинские пункты. В амбулатории также организуется служба помощи на дому и амбулаторный прием детей врачом-педиатром. В распоряжении выезжающих врачей передаются легковой автомобиль «Руссо-Балт» (Россия) и санитарный фургон, также автомашины «Рено», «Делане-Бельвиль» (Франция) и «Роллс-Ройс» (Великобритания). Парк автомобилей был разномарочным наследием Собственного Его Императорского Величества (Царского) гаража [3] и находился в удовлетворительном техническом состоянии [4].

В течение трех лет работы, проведенной Управлением санитарного надзора и лечебными учреждения Кремля, значительно улучшилось его санитарное состояние, а также снизилась инфекционная заболеваемость среди работающих и живущих в Кремле. Однако практика деятельности санитарного и лечебных подразделений выявила ряд недостатков, таких как как отсутствие единого медицинского руководства и подчиненность двум учреждениям: Наркомздраву и Горздравотделу. В 1922 г. Управление делами Совнаркома вносит организационные коррективы в работу санитарного управления. Согласно новому положению оно входит в состав учреждений Управления делами Совнаркома и находится в его административном подчинении, включая вопросы хозяйственного и финансового обеспечения. Одновременно было уточнено и его новое название – Санитарное управление Кремля, в задачи которого входило лечебное и санитарное обслуживание Кремля, Управления делами Совнаркома и домов ВЦИК. Здесь был определен и круг лиц, подлежащих персональному обслуживанию кремлевской больницей и другими лечебными учреждениями Санупра. Определением обслуживающего контингента был закреплен статус Санитарного управления как органа при правительстве РСФСР, а затем и СССР. Он был призван осуществлять руководство и организацию медицинского обеспечения должностных лиц (номенклатуры), работающих в высших органах законодательной и исполнительной власти страны [5].

Основное внимание с 1922 г. уделяется развитию лечебных учреждений: Кремлевская больница расширяется до 50 коек, увеличивается ее штат, организуется аналитическая лаборатория, физиотерапевтическая лечебница, создается рентгеновский кабинет. Расширяется объем амбулаторной помощи, в том числе и детям. Параллельно с увеличением мощности лечебных учреждений, ростом специализации медицинской помощи проводилось и их оснащение новым оборудованием, медицинской техникой и аппаратурой. В декабре 1924 г. больница (на 24 терапевтические и 6 неврологических коек) переводится с территории Кремля в здание на ул. Воздвиженка (напротив Румянцевской библиотеки). Тогда же открывается Кремлевская поликлиника по медицинскому обслуживанию только основного контингента, а в 1926 г. в больнице организуется и хирургический стационар с гинекологическим отделением. Для выезда на дом больница оснащалась легковыми автомобилями «Рено» (Франция), а для перевозки пациентов в стационар – новыми санитарными автомашинами «Мерседес-Бенц» (Германия), которые применялись и в службе скорой медицинской помощи 03 г. Москвы [6]. В дальнейшем (1927) появились первые отечественные автомобили АМО Ф-15, которые в губернских городах переоборудовались в санитарные автомашины [7]. К этому же времени в Сануправлении Кремля организуются санаторно-курортные учреждения для отдыха и лечения работников правительственных организаций. Первоначально в ближайшем Подмосковье были созданы дома отдыха, а к 1928 г. в Сочи, Крыму, на Кавказских Минеральных водах появились санаторно-курортные учреждения [8]. В связи со значительными изменениями основных направлений деятельности в октябре 1928 г. Санупр Кремля был преобразован в Лечебно-санитарное управление Кремля (Лечсанупр Кремля) [9].

Одновременно с расширением возможностей стационарной медицинской помощи развивается и сеть амбулаторно-поликлинических учреждений. В октябре 1929 г. амбулатория с ул. Воздвиженка переводится в Старопанский переулок, и на нее возлагаются функции медобслуживания членов семей руководящих работников правительственных учреждений, а в 1933 г. она переименовывается в Кремлевскую поликлинику № 1. В начале 1929 г. в Кремлевской больнице создается дежурное Бюро помощи на дому для организации и оказания (в том числе) и неотложной помощи контингенту силами врачей Кремлевской больницы. Расширение сети лечебных и санаторно-курортных учреждений и увеличение объема оказываемой ими медицинской помощи (к исходу 1936 г. в системе Лечсанупра Кремля обслуживалось более 24 тыс. человек) привело к росту посещаемости амбулаторных лечебных подразделений, которая достигала 750 тыс. обращений в год. Дальнейшему развитию служб помощи на дому и неотложной помощи способствовало создание в 1937 г. в системе Лечсанупра Кремля собственной автобазы. Она имела в своем составе до 65 автомашин различных марок, а ее техническая оснащенность была на высоком уровне. В составе автопарка были легковые и санитарные отечественные автомашины ГАЗ М1, КИМ-10 («Москвич»), НАМИ-1, а также новый санитарный автомобиль заводского производства ЗИС-101 [10]. Наличие собственного автотранспорта позволило увеличить объем помощи на дому с 46 тыс. посещений в 1930 г. до 96 тыс. посещений в 1938 г.

Наряду с увеличением объемов и повышением качества лечебной помощи Лечсанупр уделяет все большее внимание связи лечебного дела с профилактикой заболеваний. Исходя из этих задач с 1940 г. в повседневную практику поликлинических учреждений вводятся мероприятия по организации и проведению диспансеризации контингента силами врачей терапевтов с участием отделения функциональной диагностики и привлечением врачей других специальностей. Именно в предвоенные годы отрабатывались основы этапного и профилактического лечения (поликлиника–стационар) заболеваний сердечно-сосудистой системы (коронарная болезнь сердца, гипертоническая болезнь, нарушения ритма), органов дыхания, болезней органов пищеварения и нервной системы. Таким образом, к началу 40-х гг. Лечсанупр Кремля из небольшого санитарного учреждения выросло в крупный лечебный комплекс с мощной лечебной базой и хорошо технически оснащенными отделениями. В начале Великой Отечественной войны медицинские учреждения были эвакуированны в г. Куйбышев, но с апреля 1943 г. их деятельность в Москве удалось полностью восстановить, в том числе и выезды врачей для оказания медицинской помощи на дому. Для этого используется автопарк в 40 автомобилей, среди которых ГАЗ М1, НАМИ-1 и санитарные автомашины ЗИС-101А [11].

С окончанием войны перед Лечсанупром Кремля ставятся задачи по дальнейшему развитию и совершенствованию медицинского обслуживания пациентов. Это было обусловлено ростом числа сердечно-сосудистых, легочных, желудочно-кишечных и неврологических заболеваний за счет значительного психоэмоционального напряжения и тяжелых условий военного времени. Возрастающие потребности в оказании медицинской помощи в конце 40-х гг. привели к расширению лечебных баз Лечсанупра. Возобновляется строительство здания поликлиники по ул. Сивцев Вражек, которая вступает в эксплуатацию в декабре 1950 г. С 1947 г. полным ходом идет строительство новой больницы на 500 коек в поселке Кунцево. В это же время организуется служба неотложной помощи с круглосуточным дежурством врачей терапевтов и хирургов из штата Центральной поликлиники, выезжающих на специально оборудованных санитарных автомашинах ЗИС-110С.

Для службы помощи на дому было выделено 15 новых легковых автомашин «Победа» (ГАЗ М-20). При участи специалистов автобазы Лечсанупра ряд салонов был переоснащен в санитарные автомобили с установкой носилок для транспортировки больных. Создание специализированных лечебных и диагностических отделений в поликлинике № 1 (по Сивцеву Вражку), ее оснащение новой рентгеновской аппаратурой, оборудованием для диагностики ряда заболеваний с помощью рео- и фонографии, ЭКГ, гастроскопии и инфузионной урографии и других приборов позволили значительно повысить качество поликлинического обслуживания пациентов [1].

В 1953 г. Лечебно-санитарное управление Кремля было реорганизовано в Четвертое управление Минздрава СССР, в дальнейшем к 1956 г. оно получает новый статус – Четвертое ГУ при Минздраве СССР, имея самостоятельные полномочия и являя собой орган Управления правительственной медициной. В ведение 4 ГУ был передан весь комплекс лечебных, санаторно-курортных и вспомогательных учреждений бывшего Лечсанупра Кремля. Основной задачей Четвертого управления было медицинское обес­печение деятельности высших государственных и партийных органов, а также оказание высококвалифицированной медицинской помощи прикрепленному контингенту на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах лечения. Совершенствование терапевтической службы в целом и проведение медико-технических мероприятий в учреждениях 4 ГУ при Минздраве СССР, в частности в Первой поликлинике, позволили создать в ней специализированные кабинеты и подразделения гериатрической, кардиоревматологической и неотложной медицинской помощи. Прогрессивные формы медицинской помощи повысили качество участковой медицинской помощи больных с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) и улучшили догоспитальную диагностику инфаркта миокарда (ИМ) [12]. С 1963 г. отделение неотложной медицинской помощи (НМП) имело в своем составе две терапевтических и одну хирургическую бригаду. Свои выезды они выполняли на новых, специально изготовленных для нужд скорой медицинской помощи, санитарных микроавтобусах РАФ-977Д.

В 1969 г. с целью повышения качества неотложной медицинской помощи были организованы 1-я и 2-я специализированные кардиологические бригады. Такая бригада включала врача-кардиолога, прошедшего специальную подготовку по лечению критических состояний, двух фельд­шеров и санитара водителя. Бригады пользовалась специальным санитарным автотранспортом (автомашина «Юность» ЗИЛ-118МС), оснащенным необходимым оборудованием и аппаратурой, а также всеми современными лекарственными средствами для лечения инфаркта миокарда и его осложнений [13]. Результаты 3-летней деятельности спецбригад (1970–1973) показали, что их создание в значительной степени отразилось и на прогнозе жизни при ИМ, причем не только за счет улучшения диагностики, но и благодаря тому, что с 1972 г. в их штат был дополнительно введен врач анестезиолог-реаниматолог. Они получили наименование специализированных кардиореанимационных бригад (СКРБ). Основную массу вызовов (67%) составили вызовы к больным с ССЗ. Из 1096 кардиологических больных у 237 был диагностирован ИМ. Спецбригадами в первые сутки от начала заболевания было экстренно госпитализировано 86,2% больных [14].

Отделение неотложной помощи Первой поликлиники постоянно совершенствует лечебно-организационную направленность в оказании реанимационной помощи пациентам. В 1977 г. создается 3-я СКРБ, которой придается специальный санитарный автомобиль «Чайка» (ГАЗ-13С). Тогда же отделение получает наименование отделения скорой и неотложной медицинской помощи (СНП), где время выезда бригад отделения составляет 5 мин от момента вызова. В оснащении бригад используются новейшие достижения как отечественной, так и зарубежной медтехники. История деятельности ОСНП насчитывает более 50 лет. За это время произошли значительные изменения в организационной структуре коллектива, объеме оказываемой бригадами ургентной помощи больным, что связано с ростом обращаемости пациентов, числа бригад и изменением их профильности. Совершенствование деятельности бригад, как в прежние годы, так и сейчас, базируются на высокой квалификации персонала, способного противостоять развитию острых коронарных синдромов (ОКС) [15].

В течение 1980–1990 гг. руководство Правительст­венного медицинского центра (правоприемник 4 ГУ при Минздраве СССР) совместно с Минздравсоцразвития нашей страны осуществили ряд важных мероприятий по модернизации отечественного здравоохранения. Они включали повышение доступности специализированной кардиологической помощи, оказываемой в кардиологических центрах и аналогичных отделениях больниц. Также были внедрены единые подходы к оказанию СМП больным ишемической болезнью сердца (ИБС) при развитии острых кардиологических состояний с их последующей госпитализацией для выполнения высокотехнологических методов лечения (стентирование или шунтирование коронарных сосудов), продолжалось совершенствование и дальнейшее развитие служб экстренной медицинской помощи [16]. С этой целью была значительно расширена сеть подстанций, станций и больниц СМП [17], приняты меры по увеличению количества бригад интенсивной терапии [18], установлению тесных рабочих контактов с научно-исследовательскими и медико-техническими учреждениями здравоохранения [19] и кафедрами медицинских институтов [20]. Здесь совместно отрабатывались мероприятия по улучшению организационной и лечебной работы СМП [21], направленной на максимальное уменьшение времени с момента вызова до оказания больному с острыми ССЗ высококвалифицированной скорой медицинской помощи [22].

Однако оснащение службы СМП продолжало отставать от уровня внебольничных медико-технических средств, которыми располагают зарубежные специалисты [23]. Сегодня повышение качества лечебно-диагностической помощи бригад СМП во многом зависит от состояния подвижных средств догоспитального этапа (ДГЭ), к которым относится медико-санитарный автомобильный транспорт, работающий в учреждениях СМП [24].

Небольшой экскурс в историю. Ранее (1965–1995) в службе СМП использовались несколько типов специальных санитарных автомашин (табл.), оснащенных портативной аппаратурой, оборудованием, лекарственными средствами и инструментарием [25].

Для решения лечебных задач ДГЭ в 4 ГУ при Минздраве СССР применялись несколько типов автомобилей (легковые автомашины и микроавтобусы), производимых тремя крупными отечественными автозаводами: ЗИЛ, ГАЗ, РАФ. Как правило, их выпускали малыми сериями. В основе изготовления несерийного автомобиля специализированной медицинской версии использовалось стандартное (базовое) шасси, а в конструкцию салона и внешнего вида автомашины вносились изменения. Планировка, компоновка и вид медицинского салона, как и тип кузова, моделировались на заводе-изготовителе. Это производилось на основе медико-технического задания, разработанного заказчиком – Управлением лечебно-профилактической помощи и Медтехники 4 ГУ при Минздраве СССР совместно с руководством службы СМП. На базах автомашин ЗИЛ-114, ГАЗ-13 и ЗИЛ-118 специалистами заводов было создано более 10 модификаций, изготовленной серии присваивался литер С (санитарная). Автомобили имели высокое качество изготовления, отличные скоростные возможности, что позволяло использовать их для оказания скорой медицинской помощи больным [26]. Кроме указанных автомобилей, Управление закупало для отделений СМП ряда поликлиник санитарные автомашины зарубежного производства: Citroen (Франция), Mercedes (Германия), Chevrolet (США).

К санитарному автотранспорту, используемому службой скорой медицинской помощи 4 ГУ при Минздраве СССР, предъявлялись особые технические требования, поскольку перед ним ставились определенные медицинские задачи. Среди них техническая возможность рациональной транспортировки бригады медиков, а также больных и пострадавших [27], возможность установить в салоне автомобиля легкосъемное диагностическое и лечебное оборудование [28], возможность провести с помощью этого оборудования в салоне санитарного автомобиля и при транспортировке больного лечебно-диагностические мероприятия по купированию острого состояния [29].

Базовые автомобили медицинского назначения, в частности автомобили скорой медицинской помощи (АСМП), использующиеся в системе ПМЦ и городских условиях (ранее – РАФ, сейчас – ГАЗель), призваны отвечать шести задачам автотранспортных средств догоспитального этапа:

  1. Максимально быстрая доставка бригад к месту вызова – задача доставки.
  2. Оперативная догоспитальная диагностика основного синдрома критического состояния с помощью специальной аппаратуры – диагностическая задача.
  3. Экспресс-лабораторное исследование основных показателей (кровь, моча, кал) на месте вызова с помощью тестовых диагностикумов – лабораторно-клиническая задача.
  4. Проведение высококвалифицированного лечения неотложного состояния, направленного на купирование нарушенных функций сердечно-сосудистой и других систем с помощью лекарственных средств, входящих в табель оснащения (укладки) бригад – лечебная задача.
  5. Проведение реанимационных мероприятий, направленных на поддержание жизненно важных функций и систем организма: сердечной, сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других с целью стабилизации их деятельности – реанимационная задача.
  6. Обеспечение возможно быстрой, безопасной и щадящей транспортировки больных в стационар за счет гидравлической («плавающей») платформы носилок и вакуумного (атравматического) матраца – транспортная задача.

Специальные санитарные автомобили медицинского назначения, в частности ЗИЛ-115АС, применялись в Управлении с 1979 по 1991 г. для оказания скорой медицинской помощи нуждающемуся в ней контингенту больных силами линейных и кардиологических бригад. Специализированные кардиореанимационные бригады медиков и приданный им специальный медицинский автотранспорт (ЗИЛ-115АС и ЗИЛ-118КС) являлись, как и весь медперсонал, составной частью отделения СМП. В коллективе с помощью научных сотрудников Клиники неотложной терапии 4 ГУ при Минздраве СССР (руководитель – профессор Голиков А.П.) регулярно проводился анализ тактики бригад и отрабатывались методические подходы к оказанию скорой помощи больным при развитии ОКС на дому и в салонах санитарных автомашин [30]. Наработанный опыт проведения кардиореанимационной помощи с применением портативной медтехники и выполнение ряда компоновочных работ по более рациональному размещению в салонах медаппаратуры (1983–1988) позволили модернизировать данные промышленные образцы. В период перестройки был налажен выпуск малой серии санитарных автомашин ГАЗ-14С. Указанные автомобили СМП были внедрены в работу ведомственных учреждений здравоохранения Российской Федерации (Москва, Нижний Новгород), а также стран СНГ (Латвия) и за рубежом (Куба).

В настоящее время проблема совершенствования работы СМП превратилась в одну из сложных государственных задач, сочетающих в себе социальный, экономический, научный, организационный и медико-технические аспекты [31]. Она имеет свою специ­фику и отличается от других видов медпомощи тем, что в ней существенное место занимает догоспитальный этап. Свыше 70% всех больных, нуждающихся в экстренном лечении, начинают получать его с начала заболевания, именно на ДГЭ [32]. Очевидно, что повышение действенности службы СМП связано в первую очередь с ростом мобильности бригад и совершенствованием их медико-технических и автотранспортных возможностей [33].

Основным поставщиком автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП) для нужд отечественного здравоохранения в СССР был автозавод РАФ (г. Рига, Латвия), автомобилями которого (РАФ-22031) было укомплектовано подавляющее большинство городских служб скорой помощи. В сельской местности использовался АСМП УАЗ-3962, выпускавшийся Ульяновским автозаводом. В связи с распадом СССР и ужесточением Государственным Таможенным комитетом России таможенных правил к ввозу импортной продукции осложнилась закупка санитарных автомобилей РАФ, а, лишившись в 1996 г. основного потребителя своей продукции (Россия), рижский автозавод прекратил свое существование. В связи с этим в 1995–1997 гг. Горьковский автозавод начал производство отечественных санитарных автомобилей на базе семейства микроавтобусов ГАЗель. С 1997 г. автозавод ОАО «ГАЗ» начал серийный выпуск нового автомобиля СМП – ГАЗ-32214. На сегодняшний день эти автомобили скорой медицинской помощи являются самыми массовыми в России.

Современная тенденция к использованию в автомобилестроении новых конструктивных технологий и ввоз в страну АСМП зарубежного производства, как правило, высокого качества, способствовало модернизации отечественных санитарных автомашин и подвигло российских специалистов к выпуску более комфортных санитарных автомобилей [34].

Проведенный Росздравнадзором [35] анализ надежности использования базового шасси (ГАЗель) позволил в конце 2008 г. сформулировать предложение по определению для этой цели шасси микроавтобусов иностранного производства (FORD Transit, Volkswagen или FIAT Ducato). Выпуск АСМП на базе FIAT Ducato уже освоен ООО «Автодом» (г. Ульяновск) в 2009 г. К 2017 г. Минздрав России и Росздравнадзор наработали пакет конкретных предложений по совершенствованию агрегатной базы и табеля оснащения АСМП на базе «ГАЗель NEXT» [36]. Указанные автомобили рекомендованы Минздравом для широкого внедрения в работу линейных и специализированных бригад СМП.

На сегодняшний день скорая медицинская помощь – это прежде всего оперативная, технически подвижная служба, где на ее автотранспортные средства разрешена установка специальных световых и звуковых сигналов. Все это применяется заводами-изготовителями санитарных автомашин при условии соблюдения ими утвержденных Отраслевых стандартов на тип автомобиля СМП, его цветографические опознавательные знаки и цвет окраски кузова. Эти автомашины, в соответствии с Правилами дорожного движения, действующими на территории РФ, при выполнении экстренных вызовов к больным имеют преимущества при движении перед другим автотранспортом, обозначая свой путь проблесковыми маяками синего цвета и специальной звуковой сиреной. Именно на быстрое прибытие бригады скорой медицинской помощи рассчитывает пациент с неотложным состоянием, когда дорога каждая минута времени, сэкономленного на автотрассе.

Здесь дисциплинированность других водителей, оставляющих не занятым проезд для автомобилей СМП, дает возможность увеличить скорость прибытия бригады, а наличие полного комплекта штатного медицинского оборудования и умелое его применение у постели больного зачастую спасают человеческую жизнь [37].

Мировой опыт оказания СМП в крупных городах (мегаполисах) свидетельствует, что автомобиль скорой помощи не обязательно должен мчаться как гоночный.

Более важным является рациональный выбор транспортного средства, основанный на конкретной ситуации. Например, за рубежом при наличии пробок на дорогах врач или парамедик нередко практикуют быстрое прибытие к месту экстренного вызова на специально оборудованном мотоцикле или велосипеде (Великобритания – Лондон, Испания – Мадрид, Япония – Токио). Они оснащены портативным ЭКГ-дефибриллятором, сумками-укладками с набором Ambu, капельницей и лекарственными средствами. Главное в их лечебно-диагностической работе – оказание самой первой, экстренной медицинской помощи. От них требуется быстро сориентироваться в неотложной ситуации, при необходимости купировать болевой синдром, распознать причину внезапной остановки сердца и начать проведение первичной сердечно-легочной реанимации. Тактика их действий заключается в поддержании жизненно важных функций пациента до прибытия бригады СМП, а задача прибывшего медперсонала – стабилизировать состояние больного и живым довезти его до госпитальной базы.

В случаях, когда несчастье возникает далеко от подъездных путей (например, при авиа- и железнодорожных катастрофах), быстроту прибытия медиков и эвакуацию пострадавших обес­печивают наряду с автомобильным транспортом (УАЗ-3692) специальные санитарные вертолеты и санитарные аэросани на воздушной подушке. В их салонах предусмотрены места для размещения носилок, портативных медицинских приборов реанимационного назначения (ЭКГ-дефибриллятор, аппарат ИВЛ с баллоном для кислорода, электроотсос), стоек для инфузий, наборов лекарственных средств, транспортных шин и другого медицинского инвентаря.

В процессе оказания населению скорой медицинской помощи доставка медицинского персонала может осуществляться любыми транспортными средствами, но приоритет остается все-таки за автомобилем.

В Европе за последнее десятилетие модельный ряд санитарных автомашин почти ежегодно обновляется за счет появления новых функций и технических решений.

В настоящее время в работу скорой помощи внедряются современные информационно-коммуникационные технологии. К привычным функциям добавляются компьютерно-информационная телефонная связь, поисковая автонавигация по адресным маршрутам с помощью геоинформационных технологий, Интернет для получения справочного материала и т.д.

Отдавая должное спецмашинам зарубежного производства, хотелось бы отметить, что отечественные автомобили медицинского назначения, применявшиеся ранее в 4 ГУ при Минздраве СССР, вызывают уважение не только своим солидным внешним видом и комфортностью салонов, но и возможностью своевременной доставки медиков к месту события.

Догоспитальный этап медицинской помощи, предъявляя особые требования к санитарному автотранспорту, остается недостаточно изученным в части анализа исторического наследия и публикаций, посвященных автопарку легковых и санитарных автомашин царской России, Советской Республики и СССР от первых носилочных экипажей для перевозки больных и пострадавших до современных автомобилей скорой медицинской помощи. Восполнить этот пробел поможет данная статья и ряд исторических фотографий, отражающих применение в системе ведомственной медицины от ее истоков до наших дней специальных автомобилей медицинского назначения.


Литература


  1. Миронов С.П., Перов Ю.Л., Цветков В.М., Ястребов В.М. Кремлевская медицина (От истоков до наших дней).-М.: «Известия», 1997. С. 75–149; 153–193.
  2. Зарубин Г.П. Санитарный надзор Кремля в первые годы советской власти. МЗ СССР. Четвертое главное управление, М., 1967. 45 с.
  3. Собственный Его Императорского Величества гараж. М.: Горький классик, 2017. 404с., илл.
  4. Мерцалов Г. Автомобильное дело в России.-Санкт-Петербург: 1918. 52 с.
  5. Восленский М. Номенклатура-3 изд. М.: Захаров,2016. 640с.
  6. Вахрамеев А.В. 75 лет Московской скорой медицинской помощи (1919–1994), М., 1994. 100 с.
  7. Шугуров Л.М. Развитие автомобилестроения СССР в 1918–1929гг.- М.: НИИАвтопром, 1969. 55 с.
  8. Артамонов А.Е. Госдачи Крыма. История создания правительственных резиденций и домов отдыха в Крыму. М.: Изд-во “Центрполиграф”, 2015. 448 с.
  9. Левинсон Я.Б. ХХ лет работы Лечебно-санитарного управления Кремля. Наркомздрав СССР. М.: Медгиз, 1939. 60 с.
  10. Шугуров Л.М., Ширшов В.П. Автомобили страны Советов. М., 1980. 80 с.
  11. Долматовский Ю.А. Автомобиль в новой сталинской пятилетке 1946–1950 гг. М.: АВТУ, 1946. 50 с.
  12. Чазов Е.И. Этапы пути 4-го ГУ при МЗ СССР // Проблемы кардиологии и гастроэнтерологии: Сб. науч. работ 4-го ГУ при МЗ СССР. М., 1969. С. 3–12.
  13. Чазов Е.И. Первая помощь при инфаркте миокарда в условиях работы 4-го ГУ при МЗ СССР. М., 1971. С. 3 – 7.
  14. Кириллов В.В., Рябов В.А. Опыт работы специализированных бригад и пути их дальнейшего совершенствования // Матер. годич. науч. конф. 4-го ГУ при МЗ СССР: Сб. науч докл. М.,1975. С. 59–61.
  15. Кириллов В.В. Оптимизация лечебно-диагностической деятельности специализированных бригад скорой и неотложной помощи Медицинского центра // Клинический вест. 1996; 2: 51–54.
  16. Чазов Е.И. Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача». М.: Издательство «Новости». 1992. 224 с.
  17. Комаров Б.Д., Богницкая Т.Н., Арбаков А.И. и др. Основы организации экстренной специализированной медицинской помощи. М.: Медицина, 1986. 272 с.
  18. Кустова Е.А., Пермякова М.К., Файнбурн О.Д. Уровень и структура обращаемости населения Москвы за скорой медицинской помощью при болезнях системы кровообращения // Вопросы кардиологии, ревматологии и фармакологии. М., 1982. С. 40–44.
  19. Михайловский М.С., Гольдштейн Л.Н., Вейс А.Я. Перспективы развития автотранспортных средств скорой медицинской помощи на период 1986–1990гг. // 4-й сов.-фин.симп.по мед. технике: Тез. докл. Тбилиси, 1985. С. 90–94.
  20. Голиков А.П. Центр неотложной кардиологии – новая форма совершенствования экстренной кардиологии // Неотложная кардиология (догоспитальный этап): Респ. сб. науч. тр. НИИ скорой помощи. М., 1983. С. 7–13.
  21. Савельева Н.В., Бакалов С.А., Голицин С.П. и др. Стратификация больных с желудочковыми аритмиями по группам риска внезапной смерти // Кардиология. 1997; 8: 82–96.
  22. Элькис И.С., Лисичкин В.В., Зубов С.А. Автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления выездными бригадами службы 03 // Здравоохранение и мед. техника. 2004; 10 28–30.
  23. Теряев В.Г., Стажадзе Л.Л., Костомарова Л.Г. и др. О разработке медицинских технологий для службы скорой медицинской помощи // Советская медицина. 1989; 3: 65–68.
  24. Юнтунен М. Подвижные средства скорой медицинской помощи вне больницы. 4-й сов.-фин. симп. по мед. технике: Тез. докл. Тбилиси, 1985. С. 86–89.
  25. Молостовский В.С., Кирпа В.И. Организация и оказание специализированной помощи кардиологическим больным на догоспитальном этапе. Труды Моск. НИИ скорой помощи. М., 1983. Т. 53. С. 36–41.
  26. Травников Н.С. Машина Власти. М.: Московский Печатный Двор, 2012. 417 с., илл.
  27. Кириллов В.В. Основные направления совершенствования медико-технического оснащения бригад скорой медицинской помощи. Матер. Междун. конф. «Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина»: Сб. науч. докл. М., 2000. С. 51–53.
  28. Юревич В.М. Стандарт оснащения автомашин скорой помощи: медицинские и технические проблемы. Актуальные проблемы медицины критических состояний ( г. Петрозаводск). 2002; 9: 122–128.
  29. Ваулин И.Г., Железов Е.Г., Невский Д.И. Основные технические требования к автомобилям скорой медицинской помощи и их оснащению медицинским оборудованием // Скорая медицинская помощь. 2007; 2: 22–35.
  30. Кириллов В.В. Специализированный кардиореанимобиль: оценка оснащенности, мобильности и функциональности. 7 Всерос. съезд анестез. и реанимат., Санкт-Петербург, 2000: Тез. докл. М., 2000.С. 116–117.
  31. Стародубов В.И., Калининская А.А., Шляфер С.И. Объем и характер деятельности службы скорой медицинской помощи в Российской Федерации. В кн.: Первая медицинская помощь: состояние и перспективы развития. - М.: ОАО Изд. «Медицина», 2007. С.148–168.
  32. Руда М.Я. О системе лечения больных с острым коронарным синдромом // Кардиологический вестн. 2006; 2: 5–9.
  33. Кузьмин Л.Н. Актуальные вопросы проектирования и производства транспорта скорой помощи // Медицинский алфавит. 2008; 13: 4–7.
  34. Багненко С.Ф., Миннулин И. П., Мирошниченко А.Г. Современное состояние и перспективы развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Скорая медицинская помощь.-2013; 3: 4–9.
  35. Топорков А.А., Невский Д.И., Рыбалов Н.А. Результаты мониторинга целевого использования автомобилей скорой медицинской помощи, поставленных в учреждения здравоохранения в 2006–2007 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» // Скорая медицинская помощь. 2008; 4: 4–7.
  36. Грибачев П. На чем возить пациентов? «Авторевю» (газета). 2016. № 2.-С. 48–50.
  37. Кириллов В.В. Научно-технический прогресс в системе догоспитальной диагностики и лечения пациентов с острым коронарным синдромом // Амбулаторный прием. 2017. № 4 (в печати).


Об авторах / Для корреспонденции


Валерий Викторович Кириллов, к.м.н., врач общей практики, ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» УД Президента РФ, Москва. Е-mail: vvkirillov1943@rambler.ru


Бионика Медиа