Клиническая характеристика и анализ фармакотерапии пациентов с фибрилляцией предсердий и ишемической болезнью сердца в амбулаторной практике по данным исследования РЕКУР-ФП


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2021.2.50-55

И.Л. Польшакова, С.В. Поветкин

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Аннотация. Цель – изучение клинического портрета, качества диагностики и лечения пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) и ишемической болезнью сердца (ИБС) в амбулаторных условиях по данным исследования РЕКУР-ФП.
Материал и методы. В работу вошли 469 пациентов с ФП и ИБС (52% мужчин), средний возраст 71 [63–78] год. Постоянная форма ФП выявлена у 55,0% больных, пароксизмальная – у 20,2%, персистирующая – у 24,8% исследуемых. Инфаркт миокарда перенесли 43,3% больных.
Результаты. Сочетанная кардиоваскулярная патология встречалась у большинства больных: хроническая сердечная недостаточность (ХСН) – 98,9%, артериальная гипертензия – 93,8%, мозговой инсульт – 13,0% и др. Из сопутствующей патологии чаще всего регистрировали хроническую болезнь почек (51,2%), сахарный диабет (21,7%), ожирение (30,9%). За год, предшествовавший включению в исследование РЕКУР-ФП, больные с ФП и ИБС проходили стационарное лечение 1 [0–1] раз в год, наиболее частыми причинами которого служили декомпенсация ХСН (37,3%) и дестабилизация ИБС (23,1%). Средний риск тромбоэмболических осложнений по шкале CHA2DS2VASc у всех пациентов с ФП и ИБС составил 5 [3–5] баллов, по HAS-BLED – 3 [2–4] балла. Частота назначения лабораторно-диагностических методов исследования варьировала от 4 до 95%. Наиболее часто назначаемыми группами препаратов были ингибиторы АПФ (69,3%), бета-адреноблокаторы (69,9%), антиагреганты (74,6%). Оральные антикоагулянты использовали лишь 16,2% больных.
Заключение. В рамках исследования РЕКУР-ФП выявлено, что пациенты с ФП и ИБС характеризуются пожилым возрастом, наличием преимущественно постоянной формы ФП, значимым уровнем сочетанной кардиальной и сопутствующей патологии, а также высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Качество проводимой диагностики и лечения не в полной мере соответствует современным национальным рекомендациям.
Ключевые слова: фибрилляция предсердий, ишемическая болезнь сердца, фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний

По данным Всемирной организации здравоохранения, четверо из пяти людей, умирающих из-за кардиоваскулярной патологии, уходят из жизни по причине инфаркта миокарда (ИМ) или мозгового инсульта, при этом у каждого третьего из них смерть происходит в возрасте до 70 лет [1]. Причиной каждого пятого инсульта становится фибрилляция предсердий (ФП) – одна из наиболее распространенных в рутинной практике тахиаритмий, в большинстве случаев ассоциированная с ишемической болезнью сердца (ИБС) и увеличивающая риск мозгового инсульта в 5 [2–5] раз.

Вышеописанные сердечно-сосудистые осложнения можно предотвратить путем борьбы с основными факторами риска, такими как высокий уровень холестерина и глюкозы в крови, повышенное артериальное давление (АД), а также изменением образа жизни и применением медикаментозной терапии, доказавшей свою эффективность в первичной и вторичной профилактике осложнений и снижении смертности (оральные антикоагулянты, антиагреганты, бета-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ, статины) [6–10]. Если нынешние тенденции сохранятся, то ежегодное количество летальных исходов от ССЗ в мире увеличится с 17,5 млн в 2012 г. до 22,2 млн в 2030 г. Кроме того, кардиоваскулярные заболевания непропорционально сильно распространены в странах с низким и средним уровнем дохода, в число которых входит Россия [1, 2]. Такое бремя ССЗ, по мнению ВОЗ, может быть обусловлено многими факторами, в том числе относительной недоступностью медицинской помощи в рамках системы здравоохранения с недостаточным ресурсным обеспечением [1].

Цель исследования – изучение клинического портрета, качества диагностики и лечения пациентов с ФП и ИБС в амбулаторных условиях по данным исследования РЕКУР-ФП.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Работа выполнена на основании данных, полученных в региональном амбулаторном проспективном наблюдательном исследовании пациентов с ФП в Курской области – РЕКУР-ФП. В базу данных включено 896 больных с ФП старше 18 лет, обратившихся к врачам-терапевтам и кардиологам 14 медицинских организаций Курска и районов Курской области с сентября 2015 г. по август 2016 г. Клинико-анамнестические данные, информация о диагностике и фармакотерапии больных получена при анализе амбулаторных карт исследуемых. Конфиденциальность соблюдалась с помощью кодирования персональных данных пациентов.

Для настоящего исследования из базы данных были выбраны пациенты с сочетанием ФП и ИБС. Анализируемая когорта включила 469 пациентов со средним возрастом 71 [63–78] год. Пятая часть больных проживала в районах Курской области. 52% исследуемых составили мужчины, 48% – женщины. Средний возраст женщин был достоверно (p <0,001) выше, чем у мужчин: 76 [68–80] и 66 [61–75] лет соответственно. Среди включенных в анализ пациентов 43,3% перенесли ИМ. Пароксизмальная форма ФП была зарегистрирована у 20,2%, персистирующая – у 24,8%, постоянная – у 55,0% пациентов.

Статистическая обработка информации проводилась с использованием методов описательной статистики. При ненормальном распределении абсолютных количественных параметров результаты представлены в виде Me [25–75 квартили]. Для сравнения количественных параметров использовали критерий Манна–Уитни. Статистически значимым считали различия при значениях p <0,05. Относительные показатели выражены в процентах.

РЕЗУЛЬТАТЫ

52-1.jpg (176 KB)Сочетанная сердечно-сосудистая патология у пациентов с ФП и ИБС в большинстве случаев была представлена артериальной гипертензией (АГ) и хронической сердечной недостаточностью (ХСН). Каждый восьмой больной перенес тромбоэмболическое осложнение. Среди сопутствующих заболеваний наиболее частыми были хроническая болезнь почек (ХБП), сахарный диабет (СД) и ожирение (табл. 1).

Следует отметить, что информация об антропометрических показателях отсутствовала в амбулаторных картах у 200 человек. В среднем у исследуемых пациентов с ФП и ИБС зарегистрировано 6 [5–7] диагнозов, среди них на долю кардиовас­кулярной патологии приходилось 4 [4–5] диагноза, сопутствующие заболевания – 1 [1–2] диагноз.

За год, предшествовавший включению в работу, исследуемые больные проходили стационарное лечение 1 [0–1] раз по следующим причинам: манифестация/пароксизм ФП – 19,2%, декомпенсация ХСН – 37,3%, дестабилизация ИБС – 23,1%, дестабилизация АГ – 16,5%, другое – 3,9% случаев. При объективном исследовании на приеме у врача средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) составил 75 [65–84] уд./мин, систолического АД – 140 [128–154] мм рт.ст., диастолического АД – 80 [80–90] мм рт.ст.

Лидирующими по частоте использования за последний год методами инструментальной диагностики у пациентов с ФП и ИБС были электрокардиография и рентгенография органов грудной клетки. Реже всего применяли коронарную ангио­графию. Лабораторно в биохимическом анализе крови чаще всего у пациентов контролировали уровень общего холестерина и показатели оценки функции печени и почек, реже всего – международное нормализованное отношение (табл. 2). Средний уровень общего холестерина у пациентов с ФП и ИБС составил 4,7 [3,9–5,5] ммоль/л, триглицеридов – 1,24 [0,92–1,80] ммоль/л, глюкозы – 5,2 [4,45–6,0] ммоль/л.

Среднее значение риска тромболических осложнений по шкале CHA2DS2VASc у всех пациентов с ФП и ИБС составил 5 [3–5] баллов. Риск геморрагических осложнений по шкале HAS-BLED был равен 3 [2–4] баллам.

Медикаментозное лечение ССЗ у больных с ФП и ИБС при включении в исследование чаще всего было представлено антиагрегантными препаратами, ингибиторами АПФ, бета-адреноблокаторами и статинами. Реже всего использовались группы антагонистов рецепторов ангиотензина II, миокардиальных цитопротекторов, блокаторов кальциевых каналов (БКК) и оральных антикоагулянтов (табл. 3). В среднем пациентам, включенным в исследование, для лечения ССЗ врачи назначали 6 [5–6] препаратов.

53-1.jpg (341 KB)

Антитромбоцитарные препараты, используемые для лечения исследуемых пациентов, были представлены ацетилсалициловой кислотой (АСК) и клопидогрелем, из оральных антикоагулянтов (ОАК) врачи назначали варфарин и новые пер­оральные антикоагулянты (новые ОАК) – дабигатрана этексилат и ривароксабан. Антитромботическая терапия больных с ФП и ИБС была представлена в следующих вариантах: ОАК + антиагрегант – 3,41%; двойная антиагрегантная терапия – 4,48%; тройная антитромботическая терапия – 0,21%; ОАК – 12,58%; антиагрегант – 66,53% случаев. 12,79% больных антитромботическую терапию не применяли.

ОБСУЖДЕНИЕ

В данной работе в рамках амбулаторного исследования РЕКУР-ФП изучены клинико-диагностические показатели и лечение больных с ФП и ИБС на региональном уровне. Сформированная база состояла из больных как городских, так и районных поликлиник. Распределение больных по полу было сопоставимо. Большую часть пациентов, включенных в исследование, составили лица пожилого возраста. Сравнение возраста в зависимости от пола выявило, что мужчины были достоверно младше женщин (p <0,001). Чаще всего ФП регистрировалась в виде постоянной формы.

Обращает на себя внимание высокая частота комбинированной сердечно-сосудистой (ХСН, АГ, ИМ, острое нарушение мозгового кровообращения) и некардиальной патологии (ХБП, СД, ожирение), которая приводила к стационарному лечению в среднем 1 раз за год, предшествовавший включению пациентов в исследование. Причинами госпитализаций чаще всего становились декомпенсация ХСН и дестабилизация ИБС. Кроме того, средний уровень ЧСС и АД, зафиксированный на приеме у врача, не соответствовал рекомендованным целевым уровням у пациентов ИБС и ФП [6–8]. У большей части пациентов имелся очень высокий риск тромбоэмболических осложнений и высокий риск геморрагических событий.

Анализ частоты назначения лабораторно-инструментальных исследований у больных с ФП и ИБС выявил недостаточный уровень использования большинства методов диагностики за последний год. Кроме того, у исследуемых пациентов отмечается недостижение целевых показателей уровня общего холестерина. Несмотря на это, гиполипидемические лекарственные средства были назначены в среднем лишь ≈2/3 пациентов. Частота использования других прогноз-модифицирующих групп препаратов (ингибиторов АПФ, бета-адреноблокаторов, ОАК) также недостаточна с позиций действующих клинических рекомендаций [6–8]. Антитромботическое лечение более чем у половины пациентов было представлено монотерапией антитромбоцитарными препаратами, не обеспечивающими должную профилактику тромбоэмболических осложнений при ФП и ИБС, а каждому восьмому исследуемому ОАК и/или антиагрегантный препарат вовсе не назначались.

В доступной литературе имеются немногочисленные сведения об исследованиях, включающих пациентов с ФП и ИБС, например российский госпитальный регистр РЕКВАЗА ФП-Курск, зарубежное исследование OLTAT, посвященное изучению антитромботической терапии у исследуемого контингента больных и др. [11–16]. В этих работах большинство полученных результатов совпадает с данными нашего исследования: преимущественно пожилой возраст пациентов, преобладание постоянной формы ФП, высокая встречаемость коморбидной кардиоваскулярной (ХСН) и некардиальной патологии (СД), очень высокий риск тромбоэмболических осложнений по шкале CHA2DS2VASc, недостаточный уровень назначения статинов, бета-адреноблокаторов ингибиторов АПФ и ОАК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, больные с ФП и ИБС, включенные в исследование РЕКУР-ФП, характеризуются значимой степенью коморбидности ССЗ и сопутствующей патологии. Это отчасти служит причиной высокого риска тромбоэмболических осложнений, большой частоты госпитализаций за год, предшествовавший включению пациентов в исследование. Частота применения лабораторно-инструментальных методов диагностики в полной мере не соответствует требуемому уровню, отраженному в стандартах оказания медицинской помощи и клинических рекомендациях. У исследуемого контингента больных отмечается необходимость коррекции модифицируемых факторов риска сердечно-сосудистых осложнений (достижение целевых уровней ЧСС и АД, контроль липидного спектра и др.) с помощью более полноценного использования лекарственных средств, обладающих влиянием на прогноз (бета-адреноблокаторов, статинов, ингибиторов АПФ, ОАК).


Литература



  1. HEARTS: комплекс практических мер по ведению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями на уровне первичной медико-санитарной помощи. Женева: Всемирная организация здравоохранения. 2018: 63. Доступ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311510/9789244511374-rus.pdf?ua=1 (дата обращения – 01.02.2021).

  2. Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта. Гуманитарная энциклопедия: Исследования

  3. Остроумова О.Д., Кочетков А.И., Орлова И.Ю. с соавт. Подходы к выбору антикоагулянтной терапии в лечении больного с сочетанием фибрилляции предсердий, ишемической болезни сердца и периферического атеросклероза: возможности апиксабана. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2018; 3: 441–450.

  4. Theodorakis G.Ν. Coronary artery disease and atrial fibrillation. Hellenic J Cardiol. 2017; 58(3): 213–14. doi: 10.1016/j.hjc.2017.09.002.

  5. Yasuda S., Kaikita K., Akao M. et al. Antithrombotic therapy for atrial fibrillation with stable coronary disease. N Engl J Med. 2019; 381(12): 1103–13. doi:10.1056/NEJMoa1904143.

  6. 2019 Рекомендации ЕSC по диагностике и лечению хронического коронарного синдрома. Российский кардиологический журнал. 2020; 2: 119–182.

  7. Клинические рекомендации «Диагностика и лечение фибрилляции предсердий». Всероссийское научное общество специалистов по клинической электрофизиологии, аритмологии и электрокардиостимуляции в сотрудничестве с Российским кардиологическим обществом и Ассоциацией сердечно-сосудистых хирургов России. Доступ: https://vnoa.ru/upload/edition_june2017/4_fp.pdf (дата обращения – 01.02.2021).

  8. Рекомендации ESC по лечению пациентов с фибрилляцией предсердий, разработанные совместно с EACTS. Российский кардиологический журнал. 2017; 7: 7–86.

  9. Michniewicz E., Mlodawska E., Lopatowska P. et al. Patients with atrial fibrillation and coronary artery disease – double trouble. Adv Med Sci. 2018; 63(1): 30–35. doi:10.1016/j.advms.2017.06.005.

  10. Becker R.C. Antithrombotic therapy in atrial fibrillation and coronary artery disease. N Engl J Med. 2019; 381(12): 1169–70. doi:10.1056/NEJMe1910560.

  11. Михин В.П., Масленникова Ю.В., Лукьянов М.М. Структура госпитализации и антитромботическая терапия у больных с фибрилляцией предсердий в сочетании с ишемической болезнью сердца (данные регистра РЕКВАЗА ФП-Курск). Архивъ внутренней медицины. 2017; 3: 217–223.

  12. Михин В.П., Масленникова Ю.В., Лукьянов М.М., Кудряшов Е.В. Медикаментозная терапия больных ишемической болезнью сердца в сочетании с фибрилляцией предсердий в реальной медицинской практике (результаты регистра РЕКВАЗА ФП-Курск). Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2017; 2: 49–54.

  13. Рубаненко О.А. Коморбидная патология у пациентов с фибрилляцией предсердий. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015; 2: 367–70.

  14. Баллюзек М.Ф., Александрова Л.Н. Частота и особенности течения ишемической болезни сердца, ассоциированной с развитием фибрилляции предсердий. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012; 2: 3–9.

  15. Lip G.Y., Laroche C., Dan G.A. et al. A prospective survey in European Society of Cardiology member countries of atrial fibrillation management: baseline results of EURObservational Research Programme Atrial Fibrillation (EORP-AF) Pilot General Registry. Europace. 2014; 16(3): 308–19. doi: 10.1093/europace/eut373.

  16. Fischer Q., Georges J.L., Le Feuvre C. et al. Optimal long-term antithrombotic treatment of patients with stable coronary artery disease and atrial fibrillation: «OLTAT registry». Int J Cardiol. 2018; 264: 64–69. doi:10.1016/j.ijcard.2018.03.018.


Об авторах / Для корреспонденции


Инна Леонидовна Польшакова, ассистент кафедры клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3. Тел.: 8 (920) 72-86-44. E-mail: potolowa@mail.ru. ORCID: 0000-0002-5083-3137
Сергей Владимирович Поветкин, д.м.н., профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса,
д. 3. Тел.: 8 (4712) 70-39-82. E-mail: psv46@kursknet.ru. ORCID: 0000-0002-1302-9326


Бионика Медиа