ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Сравнительный анализ эффективности и безопасности генерического и оригинального розувастатина

Барт Б.Я., Лучинкина Е.Е., Гордеев И.Г., Арутюнов Г.П., Таратухин Е.О. от имени рабочей группы исследования ПАРИТЕТ

1ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, Москва; 2Российское научное медицинское общество терапевтов, Москва
Данное исследование явилось одним из пунктов Программы приоритетных проектов Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ), основанием для проведения которого послужило наличие высокого исходного уровня холестерина (ХС) липопротеидов низкой плотности (ЛНП) в российской популяции и необходимости оптимизации его контроля путем повышения доступности лечения. Цель. Провести сравнительный анализ эффективности и безопасности препарата розувастатин акорта и оригинального розувастатина крестор. Материал и методы. В рандомизированное перекрестное исследование (ПАРИТЕТ) включены 60 пациентов с диагнозом дислипидемия. Общая продолжительность периода терапии составила 14 нед — по 7 нед в течение двух периодов, в которых проводилась перекрестная замена препаратов, разделенная 4-недельным отмывочным периодом. Основными конечными точками были степень снижения уровня ХС ЛНП по сравнению с исходным и достижение целевого уровня ХС ЛНП согласно принятым рекомендациям. Результаты. После первого 7-недельного периода терапии степень снижения в группе акорта составила 49,0±15,6%, в группе крестор – 52,6±17,4% (p=0,606). После второго периода лечения в соответствующих группах назначение крестор привело к снижению уровня ХС ЛНП на 43,4±17,9%, акорта — на 47,2±16,3% (p=0,724). После первого периода терапии показатель достижения целевых значений не имел достоверных различий (акорта — 70%, крестор — 83,3%; p>0,05). После второго периода в группе крестор—акорта показатель был достоверно лучше, чем в группе акорта—крестор(60 и 83,3%; p<0,05). По вторичным показателям эффективности группы были сопоставимы. Показатели безопасности были сопоставимы в группах акорта и крестор. Выводы. Проведенное исследование показало терапевтическую эквивалентность оригинального розувастатина препарата крестор и генерического акорта при применении в целях коррекции дислипидемии.

Ключевые слова

дислипидемия
генерик
эквивалентность
статины

Дислипидемия является одним из важнейших патогенетических факторов развития атеросклероза и его осложнений: инфаркта миокарда, инсульта, гангрены кишки или конечности, нефрогенной артериальной гипертензии. Профилактика сосудистых осложнений должна начинаться с коррекции дислипидемии уже в возрасте 40 лет [1]. И если для первичной профилактики можно надеяться на достаточность изменения образа жизни, то для вторичной профилактики необходимо применение гиполипидемических средств, среди которых розувастатин — один из наиболее современных и эффективных. Как показали в своем исчерпывающем мета-анализе 108 исследований розувастатина S.P. Adams и соавт. (2014) с участием почти 20 тыс. участнико, розувастатин был в 3 раза более мощным липидснижающим средством, чем аторвастатин в отношении общего холестерина (ХС) и ХС атерогенных липопротеидов. Кроме того, он повышал уровень ХС липопротеидов высокой плотности. Среди 18 краткосрочных плацебо-контролируемых исследований также не было различий по отказу от лечения ввиду нежелательных явлений между группами розувастатина и плацебо [2].

Всемирная организация здравоохранения среди глобальных целей ставит к 2025 г. доступность фармакотерапии ­не менее чем для 80% популяции на планете. Авторы исследования PURE, занимающихся анализом этого раздела глобальных целей, указывают, что среди средств для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний статины должны иметь такую высокую доступность наряду с ацетилсалициловой кислотой, ингибиторами ангиотензинпревращающего фермента и β-адреноблокаторами. По-прежнему есть недостаток в препаратах. Необходимость наличия на рынке более доступных и не уступающих по качеству оригинальным препаратам аналогов требует производства генерических средств [3].

На основании резолюции IX съезда Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ) была создана Программа приоритетных проектов, одним из пунктов которой является проведение исследования по оценке терапевтической эквивалентности национального генерического розувастатина — препарата акорта. Основанием для данного решения является высокий исходный уровень ХС липопротеидов низкой плотности (ЛНП) в российской популяции ­и необходимость оптимизации его контроля путем повышения доступности лечения.

С этой целью было проведено открытое проспективное многоцентровое перекрестное сравнительное исследование эффективности и безопасности препаратов акорта (таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 и 20 мг; ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм», Россия) и крестор (таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 и 20 мг; «АстраЗенека ЮК Лимитед», Великобритания) у пациентов с первичной гиперхолестеринемией (акроним ПАРИТЕТ). Исследование имеет разрешение МЗ РФ №421 от 28.07.2014. Протокол соответствует этическим нормам и правилам ГОСТ Р 52379-2005 «Надлежащая клиническая практика», одобрен этическим комитетом РНИМУ им.  Н.И. Пирогова.

Материал и методы

В исследование включали пациентов с установленным диагнозом первичной гиперхолестеринемии и уровнем ХС ЛНП в сыворотке крови ≥4,0 ммоль/л. Пациенты не должны были получать гиполипидемическую терапию в течение 3 мес до включения в исследование. Исключали пациентов с семейной гиперхолестеринемией, вторичной гиперлипидемией, выраженным нарушением функции почек (клиренс креатинина <30 5="" 3="" 4="" 5="" p="">

Участие в исследовании состояло из 5 этапов общей продолжительностью 21 нед, включая период терапии 14 нед. Скрининг (до 2 нед) включал оценку критериев включения/исключения. После скрининга пациенты были рандомизированы в группы препаратов акорта или крестор. Первый период приема длился 7 нед: прием в дозе 10 мг (1 таблетка 1 раз в сутки)­в течение 4 нед, затем пациентам, не достигшим целевых уровней ХС ЛНП, доза повышалась до 20 мг (1 таблетка 1 раз в сутки) в течение 3 нед. При достижении целевых уровней после 4 нед сохранялась доза 10 мг. Следующие 7 нед терапии различались по подгруппам пациентов. В группе TR ­(30 человек) после завершения приема акорта был отмывочный период 4 нед, после которого, согласно результатам определения концентрации ХС ЛНП в крови, назначали крестор в дозе 20 или 10 мг на вторые 7 нед. В группе RT ­(30 человек) после завершения приема крестора и отмывочного периода 4 нед назначали препарат акорта в дозе 20 или 10 мг­ в соответствии с результатами определения концентрации ХС ЛНП на 7 нед. Дозы препаратов на втором этапе не зависили от режима дозирования на первом этапе. Исследование завершалось периодом наблюдения в течение 1 нед.

Всего были включены 60 пациентов. Конечными точками являлись частота достижения целевых уровней ХС ЛНП ­и степень снижения средних уровней ХС ЛНП по сравнению с исходным в начале терапии. Вторичными конечными точками были показатели динамики средних значений компонентов липидного состава крови (общий ХС, триглицериды, липопротеиды высокой плотности) и высокочувствительного­ С-реактивного белка. Критерием оценки эффективности была также собственно относительная величина снижения средних концентраций ХС ЛНП на каждом этапе терапии в каждой группе. Безопасность оценивали по клиническим и инструментальным показателям нежелательных явлений, включая данные измерения артериального давления, частоты сокращений сердца, температуры тела; данные электрокардиографии; изменения лабораторных параметров относительно исходного уровня.

Анализ данных проводили с использованием пакета программного обеспечения Statistica 12.0 (США). Для количественных показателей в парных выборках применялся t-критерий Стьюдента, Т-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна—Уитни. Для качественных параметров использовали φ*-критерий Фишера. Статистически значимыми различия считались при р<0,05.

Результаты

Препараты акорта и крестор показали сопоставимую эффективность и безопасность.

Безопасность. Всего было зарегистрировано 46 нежелательных явлений в группе исследуемого препарата и 34 — в группе оригинального. В 65 и 48,3% случаев соответственно связи с самим препаратом не было. В обеих группах преобладали легкие нежелательные явления — 66,7 и 55% соответственно. Следует отметить, что в группе акорта ­не было «классических» для статинов нежелательных явлений, которые наблюдались у 6,8% пациентов в группе крестор: повышение активности креатинфосфокиназы, аланиновой и аспарагиновой трансаминаз, кожный зуд. В целом нежелательные явления были стандартными для группы статинов. В обеих группах летальных исходов не было, какне было и непредвиденных нежелательных явлений.

Эффективность. Целевой уровень ХС ЛНП определялся по Рекомендациям Европейского общества кардиологов ­и Европейского общества атеросклероза, системе SCORE.

В обеих группах лечения преобладали пациенты с умеренным 10-летним риском развития сердечно-сосудистых заболеваний. В группе TR (акорта, затем крестор) было 10% пациентов с высоким риском, каковых не было в группе RT (крестор, затем акорта). Поэтому для большинства пациентов целевым уровнем ХС ЛНП был <3,0 ммоль/л, и лишь ­в группе TR некоторым пациентам требовалось снижение <1,8 ммоль/л. В итоге целевые уровни, в соответствии ­с которым проводилась коррекция терапии, в группе TR были <2,8±0,4 ммоль/л и в группе RT <3,0±0,1 ммоль/л.

Эффективность препаратов была сопоставима в обеих группах на двух ключевых этапах исследования. Степень снижения концентрации ХС ЛНП (как абсолютного, так и относительного) достоверных различий между группами ­не имела (табл. 1; см. рис. 1). После первого 7-недельного периода степень снижения в группе акорта составила 49,0±15,6%, в группе крестор – 52,6±17,4% (p=0,606). После второго периода в соответствующих группах применение крестор привело к снижению концентрации ХС ЛНП на 43,4±17,9%, акорта — на 47,2±16,3% (p=0,724).

В целом после 14 нед терапии степень снижения концентрации ХС ЛНП была сопоставимой и в абсолютных, и в относительных значениях: группа TR — 2,55 ммоль/л (49,1%), группа RT — 2,84 ммоль/л (55,9%). Кроме того, на эффективность не влияло, с какого препарата начиналось лечение: динамика концентрации ХС ЛНП была стабильной во время всего периода терапии.

Частота достижения целевого уровня ХС ЛНП была сопоставимой в обеих группах. После первого периода терапии этот показатель не имел достоверных различий (акорта — 70%, крестор — 83,3%; p>0,05). После второго периода в группе RT показатель был достоверно лучше (TR — 60%; RT — 83,3%;­ p<0,05). Это, однако, объясняется более тяжелым контингентом пациентов, включенных в первую группу. При оценке достижения целевых уровней ХС ЛНП внутри подгруппы акорта или крестор следует отметить, что оно было сопоставимым. Частота увеличения дозировок препаратов ввиду недостаточной эффективности не различалась в группах: в первом периоде для акорта — 13,3%, для крестор — 16,7%; во втором периоде — 20 и 23,3% соответственно.

Динамика вторичных конечных точек также была сопоставима в группах (табл. 2, рис.2).

Заключение

Проведенное исследование показало терапевтическую эквивалентность генерического розувастатина акорта (ПАО «Фармстандарт») оригинальному препарату крестор при применении в целях коррекции дислипидемии. Препараты эквивалентны по показателям снижения концентрации холестерина липопротеидов низкой плотности, частоты достижения его целевых уровней, необходимости повышения дозы ввиду недостаточной эффективности, динамике вторичных параметров эффективности, а именно, уровней общего холестерина, триглицеридов, холестерина липопротеидов высокой плотности.

Результаты исследования позволяют рекомендовать препарат ро­зу­вастатина акорта, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 и 20 мг к клиническому применению для лечения дис­липидемий.

Список литературы

  1. McCarthy M. US panel recommends statins for adults aged 40 to 75 at 10% or greater risk of cardiovascular disease. BMJ 2015;29(351):1756–1833.
  2. Adams S.P., Sekhon S.S., Wright J.M. Lipid-lowering efficacy of rosuvastatin. The Cochrane database of systematic reviews. 2014;11Cd010254.
  3. Khatib R., McKee M., Shannon H., et al. Availability and affordability ­of cardiovascular disease medicines and their effect on use in high-income, middle-income, and low-income countries: an analysis of the PURE study data. Lancet (London, England) 2016;387(10013):61–69.

Об авторах / Для корреспонденции

ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ, Москва
Арутюнов Г.П. - д.м.н., проф., зав. кафедрой внутренних болезней и общей физиотерапии педиатрического факультета; вице-президент Российского научного медицинского общества терапевтов, Москва.
Кафедра поликлинической терапии лечебного факультета
Барт Б.Я. - д.м.н., проф. кафедры.
Кафедра госпитальной терапии №1 лечебного факультета
Лучинкина Е.Е. - к.м.н., доцент кафедры.
Гордеев И.Г. - д.м.н., проф., зав. кафедрой.
Таратухин Е.О. - к.м.н., доцент кафедры.
E-mail: cardio-15@yandex.ru

Также по теме