Advanced training of outpatient doctors is a national health care priority


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2022.6.7-10

Vertkin A.L.

A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of Russia
Abstract. The discussion material contains several ways of optimizing the work of physicians at the present stage, concerning both the practical activity of physicians and approaches to their training and professional development.

На рубеже 2021–2022 гг. амбулаторно-поликлинический сегмент отечественного здравоохранения столкнулся с беспрецедентно высокой нагрузкой, вызванной стремительным распространением омикрон-штамма новой коронавирусной инфекции.

Относительно благополучному положению дел на эпидемиологическом фронте в настоящее время также посодействовала кампания по вакцинации населения. Большая часть прививочных пунктов была организована в амбулаторно-поликлинических пунктах, осуществлявших и продолжающих осуществлять свою деятельность в настоящее время по территориальному принципу. Несмотря на не самые оптимальные показатели вакцинации российского населения, уровень достигнутого коллективного иммунитета позволил существенного ослабить противоэпидемические меры в большинстве субъектов Российской Федерации.

Таким образом, высокоэффективное первичное звено, оснащенное всем необходимым инструментарием для осуществления качественного лечебно-диагностического процесса, остается главным трендом российского здравоохранения.

Все это обусловливает необходимость постоянного совершенствования профессионализма отечественных терапевтов и врачей общей практики. Среди действенных мер в этом направлении предлагаются следующие шаги.

1. Мультидисциплинарные конференции и образовательные форумы, территориально охватывающие административные субъекты нашей страны, объединяющие ведущих представителей клинической науки и проводимые с целью доступного и практически ориентированного непрерывного образования специалистов первичного звена здравоохранения определенного региона.

2. Совершенствование преподавания медицинских знаний и навыков. По образному выражению выдающегося американского кардиолога Пола Уайта, «практическая медицина имеет ряд привлекательных черт, которые делают ее одним из самых захватывающих занятий в мире. Во-первых, она имеет дело с человеком… Во-вторых, эта научная дисциплина…, позволяющая нам вселять надежду… В-третьих, она часто является тонким искусством…».

Любое искусство требует долгого и скрупулезного оттачивания мастерства, будь то театр или медицина. Поэтому всестороннее освещение востребованных с практической точки зрения вопросов ведения амбулаторного приема в первичном звене сродни актерскому ремеслу с его теориями и практиками.

3. Оптимизация амбулаторного приема, или «Как посмотреть больного за 15 минут?». Еще один образовательный компонент для профессионального роста врача. Вспоминается книга жившего и работавшего в XVIII–XIX вв. профессора патологии и терапии М.Я. Мудрова «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных». Мудров стал первым русским терапевтом, введшим в клинику опрос и доскональный осмотр больного: «…нужно врачу пробежать все части тела больного, начиная с головы до ног, а именно первее всего надобно уловить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать действия душевные, зависящие от мозга: состояние ума, тоску, сон, вглядеться в лицо его, глаза, лоб, щеки, рот и нос, на коих часто как на картине печатлеется и даже живописуется образ болезни. Надобно смотреть и осязать язык, как вывеску желудка; спросить о позыве к пище и питию и к каким именно; внимать звуку голоса и силе ответов; видеть и слышать дыхание груди его и вычислить соразмерность биения сердца и жил с дыханием; примениться к разному звуку кашля грудного, желудочного, простудного, воспалительного; надобно уметь осязать живот, все его внутренности и сопредельные ему части; исследовать состояние рук и ног, их силу и крепость, xyдобу и полноту и по оным судить о силах жизненных; обратить внимание на кожу, сухость ее и влажность, теплоту и холод, цвет и сыпь; видеть и исследовать извержения, кровь, мокроты, желчь и прочее».

Однако будем реалистами: в условиях нынешнего лимитного амбулаторного приема полностью воспроизвести напутствия Мудрова нереально. Тем не менее выстроить методологию и научить выделять главное – задача вполне посильная для профессионального педагога.

4. Клинико-анатомические разборы. Это высшая форма осуществления контроля качества в лечебно-диагностическом процессе на всех этапах оказания медицинской помощи. 95% ответов на свои вопросы доктора получают при вскрытии тела умершего пациента.

5. Проект «Поклонимся великим тем врачам». Когда мы смотрим на портреты великих врачей прошлого, вглядываемся в их лица, одежду, то уже невольно возникает благоговение. Изучая же документальные подтверждения их жизни в целом и врачевания в частности, приходишь в неописуемый восторг. Невозможно переоценить свершений этих титанов, равно как и актуальности по сей день их клинических взглядов, изысканности методик осмотра, проникновенного отношения к удивительной терапевтической специальности. Поэтому знакомство с великими представителями терапевтических школ должно быть важнейшим компонентом образования врачей.

Приведенные в этой статье иллюстрации – наглядное подтверждение преемственности русской и советской научных медицинских школ.

6. Клинические рекомендации для амбулаторных врачей и их мини-версии. Мы живем в век доказательной медицины. Из этого следует, что любая врачебная рекомендация должна быть научно обоснована и практически воспроизводима. Именно поэтому экспертные сообщества разрабатывают клинические рекомендации для практических врачей по каждой специальности.

Методология составления клинических гайдлайнов на современном этапе и механизм их внедрения в повседневную деятельность каждого практического врача – одна из самых актуальных отраслевых задач в настоящее время. Однако не столько разработка таких согласительных документов, сколько реализация их на практике служит ведущим механизмом повышения качества оказания медицинской помощи населению. У практического врача первичного звена здравоохранения не хватает ни времени, ни возможностей познакомиться со всеми отраслевыми «новинками», поэтому создание мини-версий имеющихся клинических рекомендаций, содержащих только ту информацию, которая необходима для практической работы, является еще одним необходимым условием для повседневной работы врачей поликлиник.

7. Виртуальная интернатура для амбулаторных врачей. С 2016 г., для того чтобы работать в первичном звене, достаточно окончить медицинский вуз. Однако в большинстве своем высшее медицинское образование не ориентировано на подготовку специалистов первичного звена, и молодые выпускники вузов без предшествующей практики оказываются в поликлинике тет-а-тет с пациентами. Примечательно, что новость об отмене интернатуры была принята в штыки многими крупными отечественными учеными-клиницистами. Кто только не критиковал эту идею. То и дело в прессе появлялись весьма острые заявления ведущих экспертов-интернистов по этому поводу. Приводим лишь некоторые из них.

09-1.jpg (318 KB)

10-1.jpg (154 KB)

В.Т. Ивашкин – главный гастроэнтеролог Минздрава России, академик РАН: «Прежде чем приступить к самостоятельной деятельности, нужно побыть пару лет под присмотром более опытных коллег, выработать у себя принципы поведения врача, внутреннюю дисциплину, отточить клиническое мышление. Мое отношение к этой реформе резко отрицательное, несмотря на приводимые доводы. Думаю, нам это аукнется в форме неверных диагнозов и неправильного лечения».

Р.Г. Оганов – академик РАН: «В процесс подготовки на последипломном этапе, по моему убеждению, необходимо включать ротацию молодых докторов между поликлиникой и стационаром, как это происходит в экономически развитых странах, где последипломное образование длится немногим короче дипломного. Это в значительной степени обеспечивает подготовку квалифицированных кадров. В связи с этим отмена интернатуры мне представляется не слишком продуманным решением. Клинически совершенно неподкованный, свежеиспеченный специалист по окончании вуза сразу пустится в самостоятельное плавание по неизведанному океану клинической науки. Очевидно, что выпускник-медик должен в течение какого-то времени проработать под присмотром более опытных докторов».

В.С. Моисеев – академик РАН: «Сомневаюсь, что большинству нынешних студентов хватит практических навыков, полученных за 6 лет вузовского образования, для того чтобы самостоятельно работать безо всякой предшествующей подготовки».

Принимая во внимание отсутствие клинического опыта у выпускников медицинских вузов (доступ к телу пациента на этапе дипломного образования весьма ограничен), а также необходимость перманентного повышения квалификации терапевтов и врачей общей практики, созрела необходимость организации виртуальной интернатуры для амбулаторных врачей по специальностям «Терапия» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Обучение в виртуальной интернатуре позволит понять:

1. Как помочь молодым специалистам?

2. На что в первую очередь их ориентировать?

3. Каким практическим (поликлиническим) навыкам их обучать?

4. Как сделать работу новоиспеченных врачей комфортной во всех отношениях?

8. Освоение врачами социальных сетей, или «Как не запутаться в сетях?». В настоящее время существует множество социальных сетей, в которых находятся как врачи, так и пациенты. Как показывает жизнь, современному врачу все сложнее отстаивать свой авторитет в глазах больного, поскольку пациенты получают в Интернете (в том числе и соцсетях) доступ к колоссальному объему информации о диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний, последствий той или иной терапии и др. Зачастую они приходят на прием к врачу уже с багажом медицинских знаний.

При этом, несомненно, есть очевидные положительные стороны просветительской работы в социальных сетях: например, информация, публикуемая врачами, помогает пациентам лучше контролировать показатели своего здоровья.

По данным Google, в Интернете ежеминутно появляются около 100 тыс. новых запросов, связанных с темой здоровья. Мы не можем изменить эту тенденцию, но можем использовать ее во благо! Более широкое и грамотное освоение социальных сетей врачами-специалистами – веление времени.


About the Autors


Arkady L. Vertkin, Dr. med. habil., professor, head of the Department of therapy, clinical pharmacology and emergency medicine, A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of Russia. Address: 127473, Moscow, 20/1 Delegatskaya Str. E-mail: kafedrakf@mail.ru. ORCID:
https://orcid.org/0000-0001-8975-8608


Similar Articles


Бионика Медиа