Новая коронавирусная инфекция (COVID- 19) – острое инфекционное заболевание, вызываемое высокопатогенным (II класс патогенности) одноцепочечным РНК-содержащим вирусом SARS- CoV-2, имеющее воздушно-капельный (основной), воздушно-пылевой и контактный пути передачи и характеризующееся поражением респираторного тракта (особенно его нижних отделов) и ряда других органов и систем: пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной. Осложнениями этой инфекции могут быть острая дыхательная недостаточность, острый респираторный дистресс-синдром, сепсис, инфекционно-токсический шок, тромбозы и тромбоэмболии. Наибольший процент тяжелого течения и летальности, как правило, регистрируется среди лиц пожилого возраст [1].
Входные воротами для возбудителя COVID-19 служат эпителий верхних дыхательных путей и эпителиоциты желудка и кишечника. Начальным этапом заражения становится проникновение SARS-CoV-2 в клетки-мишени, имеющие рецепторы ангиотензинпревращающего фермента II типа (АПФ2). Клеточная трансмембранная сериновая протеаза типа 2 (ТСП2) способствует связыванию вируса с АПФ-2, активируя его S-протеин, необходимый для попадания SARS-CoV-2 в клетку. Установлено, что АПФ2 и ТСП2 экспрессированы на поверхности различных клеток не только органов дыхания, но и органов пищеварения (пищевод, кишечник). В подтверждение этому нуклеокапсидный белок вируса был обнаружен в цитоплазме эпителиальных клеток слюнных желез, желудка, двенадцатиперстной и прямой кишки. Исследование 1000 образцов тканей легких у представителей разных рас не обнаружило различий в частоте экспрессии AПФ2, но установило ее повышение с возрастом пациента [2].
Гастроэнтерологические симптомы, включая боль в животе и диарею, наблюдались у 20–50% пациентов COVID-19, причем иногда эти симптомы предшествовали развитию респираторных проявлений [3, 4]. У пациентов с инфекцией COVID- 19 выявляются различные признаки поражения системы органов пищеварения: диарея, тошнота, рвота, анорексия, боль в животе, повышение активности печеночных трансаминаз. Однако одни из последних исследований устойчивости вируса в желудочно-кишечном тракте (ЖКТ) человека показали, что, в отличие от известных кишечных вирусных патогенов, таких как ротавирусы [5], SARS-CoV-2 достаточно быстро инактивируется и теряет вирулентность в содержимом кишечной трубки [6]. Опубликованы данные о частом выявлении РНК SARS-CoV-2 в образцах стула у пациентов с COVID-19 [7].
Дополнительным фактором, оказывающим негативное влияние на ЖКТ при новой коронавирусной инфекции, является необоснованное применение антибиотиков на ранней стадии заболевания. В случае антибактериального лечения COVID-19 создаются предпосылки для нарушения среды обитания микрофлоры кишечника, в том числе для избыточной контаминации тонкой кишки – феномена, называемого синдромом избыточного бактериального роста (СИБР). Помимо макролидного антибиотика азитромицина, неблагоприятное воздействие на микробиоценоз могут иметь и некоторые другие лекарственные средства, используемые в лечении COVID-19; так, применение комбинации ритонавира и лопинавира, гидроксихлорохина может спровоцировать тяжелую диарею, дисбиоз кишечника, особенно при поступлении в стационар [8, 9]. Цефтриаксон и другие антибактериальные препараты способствуют развитию дисбиотических нарушений и псевдомембранозного колита. Также в этих условиях возможно обострение и декомпенсация хронической патологии пищеварительной системы, наличие и тяжесть которых может существенно отразиться на течении COVID-19, особенно у пожилых пациентов [10, 11].
С позиций этиопатогенеза у больных COVID- 19 вполне обоснованным выглядит применение, наряду с этиотропной терапией, пробиотиков и энтеросорбции [12, 13]. В арсенале врача при этом появляются новые поколения современных энтеросорбентов.
Препаратом выбора для коррекции гастроинтестинальных проявлений может служить Полисорб® МП – неорганический неселективный полифункциональный энтеросорбент на основе высокодисперсного кремнезема с размерами частиц до 0,09 мм и химической формулой SiO2. Полисорб® МП обладает выраженными сорбционными и детоксикационными свойствами. В просвете ЖКТ препарат связывает и выводит из организма эндогенные и экзогенные токсические вещества различной природы, включая патогенные бактерии и бактериальные токсины, антигены, пищевые аллергены, лекарственные препараты и яды, соли тяжелых металлов, радионуклиды, алкоголь. После приема препарата внутрь активное вещество не расщепляется, не всасывается в ЖКТ и выводится из организма в неизмененном виде.
Цель исследования – оценить эффективность препарата Полисорб® МП у пациентов пожилого возраста при коррекции гастроинтестинальных проявлений на фоне лекарственной терапии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Под наблюдением находились 76 пациентов старшей возрастной группы с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 средней степени тяжести, осложненной пневмонией (КТ 1–2, 15–35% поражения). Диагноз COVID-19 был подтвержден во всех случаях положительным результатом полимеразной цепной реакции (ПЦР) на SARS-CoV-2. Критерием включения пациентов в исследование было наличие гастроинтестинальных проявлений, которые регистрировались в течение не менее 3 дней пребывания в стационаре. Критериями исключения служили наличие онкологической патологии, хронических болезней сердечно-сосудистой системы и сахарного диабета в стадии декомпенсации, системных заболеваний, в том числе неспецифического язвенного колита, болезни Крона и других длительных хронических дисфункций ЖКТ в анамнезе.
Среди обследованных – 45 (59,2%) женщин и 31 (40,8%) мужчина в возрасте 58–75лет, при этом в 81,6% случаев (61 пациент) больные были старше 70 лет. В лечении всех пациентов применяли стандартную этиотропную противовирусную, антибактериальную, патогенетическую, симптоматическую терапию, руководствуясь временными методическими рекомендациями Минздрава России (версия 10) по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [1].
В соответствии с дизайном исследования участники были случайным методом рандомизированы на 2 группы:
- основная группа – 41 больной, которые в добавление к стандартной терапии получали Полисорб® МП в дозе 1–2 столовые ложки с горкой на 1 прием 3 раза/сут. При этом интервал между применением препарата Полисорб® МП и других лекарственных средств составлял не менее 1–2 ч;
- группа сравнения – 35 больных, получавших только стандартную терапию.
Пациенты обеих групп были сопоставимы по полу, возрасту, не имели рецидивов хронических заболеваний.
Статическая обработка материалов проводилась на ПК Pentium MMX в среде WINDOWS XL с помощью пакета прикладных программ Microsoft Office 2008 (MS Excel) и программы STATISTICA 7.0 (StatSoftInc, США).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Пациенты с новой коронавирусной инфекцией были госпитализированы в инфекционный ковидный госпиталь на 3–8 день от начала заболевания. У 48 (63,2%) больных диагноз COVID-19 был подтвержден на догоспитальном этапе, у 28 (36,8%) – в первые сутки госпитализации. Инкубационный период составлял 8,0±4,0 дней. Все больные имели показания для госпитализации: среднюю тяжесть основного заболевания, осложнение в виде пневмонии, наличие хронической сопутствующей патологии.
Неблагоприятным фоном, влиявшим на тяжесть течения коронавирусной пневмонии, было наличие следующих хронических заболеваний: у 42 (55,3%) пациентов – патология сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, хроническая сердечная недостаточность I–II стадий), у 14 (18,4%) – метаболический синдром с ожирением II–III степени, у 9 (11,8%) – кахексия, у 31 (40,7%) – субкомпенсированный сахарный диабет, у 8 (10,5%) – бронхиальная астма или хроническая обструктивная болезнь легких, дыхательная недостаточность I– II степени, у 13 (17,1%) – последствия перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения с грубым неврологическим и когнитивным дефицитом, у 7 (9,2%) – хроническая патология почек. Также у 64 (84,2%) больных одновременно имелось более 2 хронических заболеваний, что требовало дополнительно приема лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний.
Все пациенты имели наиболее распространенные клинические проявления новой коронавирусной инфекции: лихорадку (38,7±0,7 °С), кашель, одышку (частота дыхательных движений 24,0±2,0/ мин), тяжесть в грудной клетке, заложенность носа (42,1%), першение и боли в горле (63,2%), миалгии (100%) слабость и утомляемость (100%). Кроме этого, у исследуемых наблюдались и менее распространенные при COVID-19 симптомы, такие как потеря вкуса (15,8%) и обоняния (28,9%), анорексия (13,1%), водянистая диарея 5–15 раз/ сут (100%), тошнота (89,5%), рвота до 3–5 раз/сут (27,6%), умеренная боль в брюшной полости (100%), вздутие живота (44,7%), урчание в животе (68,4%). Частота указанных желудочно-кишечных проявлений заболевания в каждой из групп исследования представлена в таблице.
Отметим, что интоксикационный синдром и катаральные явления у всех пациентов имелись с первых суток от начала COVID-19, тогда как гастроинтестинальные симптомы в первые дни заболевания отмечались только у 18,4%, у основной же массы больных (81,6%) они появлялись на 5–8 день стационарного лечения на фоне этиотропной (противовирусной, антибактериальной) терапии.
Результаты анализа клинических данных свидетельствовали о более быстром купировании основных диспепсических симптомов у пациентов, в терапии которых использовался препарат Полисорб® МП (рис.). Так, длительность таких симптомов, как тошнота, рвота, диарея, боли в животе у пациентов в основной группе была достоверно меньше, чем в группе сравнения (р<0,05). На фоне приема препарата Полисорб® МП тошнота была купирована на 3-й день лечения, рвота – на 1-й, жидкий стул – на 5-й, боли в животе – на 4-й, вздутие живота – на 3-й, урчание в животе – на 5-й. В то же время в контрольной группе тошнота сохранялась до 7 дней, рвота – до 5, жидкий стул и боли в животе – до 12 дней, вздутие живота – до 7, урчание в животе – до 8 дней.
Кроме этого, на фоне уменьшения и полного купирования гастроинтестинальных проявлений у пациентов отмечались улучшение общего самочувствия, хорошая переносимость этиотропной противовирусной, антибактериальной терапии, компенсация имеющейся хронической патологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты проведенного клинического исследования наглядно подтверждают эффективность применения энтеросорбента Полисорб® МП в комплексной терапии новой коронавирусной инфекции и профилактике постдиарейных нарушений микробиоценоза желудочно-кишечного тракта. Применение препарата Полисорб® МП обосновано при гастроинтестинальных проявлениях COVID-19.