ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Ассоциация полиморфизма гена α2В-адренорецептора с нарушениями проводимости сердца

Чернова А.А., Никулина С.Ю., Шульман В.А., Кукушкина Т.С., Зайцев Н.В., Малюткина И.И., Воевода М.И., Максимов В.Н., Чернов В.Н.

ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ, 660058 Россия, Красноярск, ул. Ломоносова, 47; НИИ терапии СО РАМН, Новосибирск
В настоящей работе впервые на клинико-генетическом материале выявлена ассоциация наследственных нарушений проводимости сердца с полиморфизмом гена α2B-адренергического рецептора.

Ключевые слова

нарушения проводимости сердца
атриовентрикулярная блокада
блокада ножек пучка Гиса
полиморфизм
ген α2В-адренергического рецептора

Этиологические факторы нарушений проводимости сердца разнообразны и могут быть сведены практически к любым заболеваниям сердечно-сосудистой системы. В то же время в последние два десятилетия внимание исследователей привлекают и генетически детерминированные (первичные) нарушения проводимости сердца, связанные с некоторыми передающимися по наследству аномалиями в строении проводящей системы сердца. Так, R.E. DeForest (1956) изучал семью, в которой неполная блокада левой ножки пучка Гиса (БЛНПГ) развилась у 4 членов семьи в 2 поколениях [1]. H.N. Segall (1961) описал семью, в которой у отца, сына и дочери были выявлены признаки БЛНПГ, предсердные аритмии и желудочковая экстрасистолия на электрокардиограмме (ЭКГ) и повторяющиеся приступы Морганьи—Адамса—Стокса (МАС). Отец умер в 74 года, спустя 14 лет после первого синкопального эпизода. У 2 его братьев на ЭКГ были выявлены признаки синдрома Вольфа—Паркинсона—Уайта без влияния на состояние сердечно-сосудистой системы [2].

J.M. Combrink и соавт. (1962) описали южноафриканскую семью, в которой мать страдала блокадой правой ножки пучка Гиса (БПНПГ) и умерла в возрасте 35 лет при первом эпизоде МАС. Из ее
4 детей у 3 также имелась БПНПГ. Оба родителя матери умерли в возрасте 30 лет, ранее не предъявляя никаких жалоб. У одного из ее братьев было нарушение проводимости сердца (неизвестное),

у другого — декстракардия, остальные родственники были здоровы [3]. Дальнейшая генеалогия этой семьи была описана D.P. Myburgh и соавт. (1980). У одного из 7 внуков наблюдалась БПНПГ [4].

A. Lorber и соавт. (1988) наблюдали отца и 2 сыновей с электрокардиографическими признаками блокады задней ветви левой ножки пучка Гиса (ЛНПГ) и неполной БЛНПГ, которая привела к отклонению оси сердца вправо [5].

G.S. Husson и соавт. (1973) сообщили о семье, в которой девочка c выявленной в 2 года полной атриовентрикулярной блокадой (АВБ) сердца умерла в 10 лет от фибрилляции желудочков. У брата в возрасте 15 лет развилась полная БПНПГ и полная АВБ в 17 лет. У 17-летней сестры имелись удлиненный интервал QT и БПНПГ [6].

J.J. Schott и соавт. (1999) во французской семье с болезнью Лева—Ленегра выявили локус на 19-й хромосоме, отвечающий за развитие дефектов проводимости сердца. Учитывая потенциальную роль потока натрия в проводимости сердечного импульса, эти же авторы проанализировали ген SCN5A и идентифицировали мутацию (600163.0009) у членов этой французской семьи [7].

В голландской семье с врожденным дефектом проводимости J.J. Schott и соавт. (1999) идентифицировали делецию в гене SCN5A (600163.0010). Авторы предположили, что в зависимости от вида мутации в натриевом канале генотип может быть как гомозиготным доминантным, так и гетерозиготным [7].

М. Gambetta и соавт. (1973) описали семью, в которой у 8 человек в 4 поколениях имелся удлиненный интервал PR. Патология передавалась по мужской линии через 2 поколения [8].

J.P. Fauchier и соавт. (1979) описали 4 братьев с различием в возрасте в 20 лет с синоатриальной блокадой, АВБ и пароксизмальными предсердными тахикардиями. Нарушения прогрессировали с увеличением возраста. У 2 младших братьев на ЭКГ выявлялась неполная БЛНПГ. Авторы назвали данное нарушение проводимости сердца «семейный идиопатический бинодальный блок» и выявили аутосомно-доминантный путь наследования. Они также предположили наличие различных степеней неспецифического фиброза в клетках синусного узла и ткани предсердия [9].

М. Barak и соавт. (1987) описали плод на 35-й неделе беременности, имевший АВБ II степени. Этот дефект проводимости сердца был диагностирован с помощью ультрасонографии. У 7 членов этой семьи имелась дисфункция синусного узла и/или различные степени АВБ, 3 детей в возрасте от 6 мес до 9 лет были здоровыми. Симптоматика имелась у 2 взрослых членов семьи. Одному был имплантирован кардиостимулятор вследствие развившейся полной АВБ и эпизода МАС, другой имел в анамнезе несколько приступов МАС.

Ген ADRA2B имеет функциональный делеционный полиморфизм Ins>Del Codon 299. Исследование с участием 380 здоровых японцев позволило выявить, что полиморфизм I/D гена ADRA2B является достаточно распространенным в данной этнической группе [11]. Распространенность редкого аллеля составляет 35%. Частота сердечных сокращений у гомозигот DD была значительно ниже, чем у других генотипов. Поэтому представляет интерес выяснение распространенности этого аллеля у больных с нарушениями проводимости сердца и их родственников по сравнению с контрольной группой.

Целью исследования явилось изучение распространенности аллелей гена ADRA2B у больных с наследственными нарушениями проводимости и их родственников по сравнению с контрольной группой.

Материал и методы

Из базы данных кафедры терапии №1 Красноярского государственного медицинского университета им.
проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого были отобраны семьи с идиопатическими нарушениями проводимости сердца: 99 пробандов с различными нарушениями внутрижелудочковой проводимости и 102 их родственника I, II и III степени родства, 55 пробандов с АВБ различных степеней и 50 их родственников I, II и III степени родства. Средний возраст пробандов с блокадами ножек пучка Гиса (БНПГ) составил 54,3 года, их родственников — 38,2 года. Средний возраст пробандов с АВБ составил
52,2 года, их родственников — 36,3 года. Всем пробандам и их родственникам I, II, III степени родства было проведено клинико-инструментальное исследование: клинический осмотр, ЭКГ, холтеровское мониторирование (ХМ) ЭКГ, велоэргометрия, эхокардиография.

Молекулярно-генетическое исследование больных с нарушениями сердечной проводимости и их родственников I, II и III степени родства проводили в лаборатории молекулярно-генетических исследований терапевтических заболеваний НИИ терапии СО РАМН (Новосибирск).

Для определения полиморфизма гена ADRA2B были взяты образцы крови у 796 человек, из которых 154 — больные с блокадами сердца, 152 их здоровых родственника I, II, III степени родства и 490 лиц контрольной группы.

Группу контроля подбирали по полу и возрасту из популяционной выборки жителей Новосибирска,
обследованных в рамках международного проекта ВОЗ «MONICA» (Мониторинг заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний) [12]. Были отобраны 490 человек без сердечно-сосудистой патологии, средний возраст которых составил 60 лет. Исключение блокад сердца и другой сердечно-сосудистой патологии в рамках проекта MONICA проводилось стандартными эпидемиологическими и дополнительными методами выявления сердечно-сосудистых заболеваний и факторов риска: измерение артериального давления, антропометрия (рост, масса тела), социально-демографические характеристики, опрос о курении, употреблении алкоголя (частота и типичная доза), уровне физической активности, оценка липидного состава крови (общий холестерин, триглицериды и холестерин липопротеидов высокой плотности), опрос для выявления стенокардии напряжения (Rose), ЭКГ покоя в 12 отведениях с оценкой по Миннесотскому коду. Обследуемые
основной и контрольной группы были европеоиды.

Пробанды с блокадами сердца и их больные родственники были объединены в одну группу, так как
исследовалась выборка семей с наследственно обусловленными блокадами сердца. Нам представляется
это целесообразным, так как у этих родственников был подтвержден диагноз первичных, наследственно обусловленных нарушений проводимости сердца, т. е. все признаки патологии (по данным ретроспективных ЭКГ, ХМ ЭКГ) проявлялись у них до возникновения какой-либо вторичной сердечно-сосудистой патологии (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь), которая могла быть причиной нарушений проводимости. Выборка этих больных наблюдалась с 1990 г., когда на ретроспективных ЭКГ или ХМ ЭКГ были выявлены признаки заболевания и при тщательном кардиологическом обследовании не выявлено сопутствующей сердечно-сосудистой патологии,
которая бы могла обусловить нарушение проведения импульса в сердце.

ДНК из крови выделяли методом фенолхлороформной экстракции [13, 14]. Генотипирование полиморфизма I/D гена ADRA2B проводили с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР). Структура праймеров: прямой — 5’-AGGGT-GTTTG-TGGGG-CATCT-CC-3’, обратный — 5’-CAAGC-TGAGG-CCGGA-GACAC-TG-3’. Смесь для ПЦР объемом 12,5 мкл включала Трис-HCl (pH 9,0) 75 мM, (NH4)2SO4 20 мM, Тween-20 0,01%, каждого праймера по 0,4 мкM, по 0,24 мМ раствора каждого из четырех dNTP, MgCl2 2,5 мM, 0,6 единиц Тag полимеразы; 0,5 мкг ДНК. Амплификацию проводили в следующем температурном режиме: 95 °С/1 мин, 68 °С/1 мин, 72 °С/1 мин — 10 циклов, 95 °С/30 с, 68 °С/30 с, 72 °С/30 с — 20 циклов. Наличие продукта ПЦР идентифицировали методом гель-электрофореза в 4% полиакриламидном геле с последующей окраской бромистым этидием. Длина продукта составляла 112 п.н. для инсерционного аллеля и 103 п.н. для делеционного. Таким образом, при генотипе II детектировался только
продукт размером 112 п.н., при генотипе DD — размером 103 п.н., при генотипе ID — оба указанных продукта. Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета программ Statistica 7.0. Первым этапом определяли частоты (распространенность) аллелей и генотипов изучаемых генов-кандидатов.

Соответствие распределения аллелей и генотипов равновесию Харди—Вайнберга, сравнительный анализ частот генотипов перечисленных генов с контрольной группой выполняли с использованием критерия χ2 и двустороннего критерия Фишера. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты и обсуждение

Согласно данным, представленным в таблице, гомозиготный генотип II гена α2В-адренорецептора у больных с внутрижелудочковыми нарушениями проводимости сердца встречается достоверно чаще, чем в контрольной группе. В то же время у больных с АВБ (т. е. вариант блока импульса на более высоком уровне проводящей системы сердца) встречался гомозиготный мутантный генотип DD. Это, несомненно, подтверждает нашу гипотезу, что наличие полиморфизма гена α2В-адренорецептора является предиктором возникновения различных нарушений проводимости сердца на разных уровнях проводящей системы сердца.

При объединении больных с блокадами сердца (АВБ и БНПГ) в одну группу и сравнении с контрольной группой значимых различий не выявлено (рис. 1). Объединение больных с различными нарушениями проводимости сердца в одну группу обусловлено тем, что проводящая система сердца в эмбриональном периоде формируется из одного мезенхимального листка, поэтому нами предполагались изменения на всех уровнях проводящей системы сердца. Однако наша гипотеза не подтвердилась, поэтому было решено разделить обследуемых больных в зависимости от уровня нарушения проводимости сердца. В данном случае больные, имеющие поражение на уровне атриовентрикулярного узла (атриовентрикулярные блокады I и II степеней), и больные с поражением
ножек пучка Гиса (БПНПГ, БЛНПГ).

Распространенность генотипов гена a2B у больных с блокадами сердца (АВБ и БНПГ) и лиц контрольной группы

Распространенность генотипов гена a2B у больных с БНПГ, их здоровых родственников и лиц контрольной группы

При разделении больных с блокадами сердца в зависимости от уровня поражения на 2 группы (рис. 2)
выявлено значимое преобладание гомозиготного генотипа по аллелю II у больных с БНПГ (40,4%) по сравнению c лицами контрольной группы (33,37%). Согласно полученным данным, носительство генотипа II гена α2В-адренорецептора у больных с различными внутрижелудочковыми нарушениями проводимости является генетическим фактором риска возникновения данных нарушений проведения импульса на уровне желудочков.

Распространенность генотипов гена a2B у больных с АВБ, их здоровых родственников и лиц контрольной группы

В группе больных с АВБ (рис. 3) выявлено статистически значимое преобладание гомозиготного генотипа по более редкому аллелю DD гена α2B-адренорецептора (29,09%) по сравнению c лицами контрольной группы (15,51%). Таким образом, больные с выявленным мутантным генотипом
DD гена α2В-адренорецептора имеют более высокий риск возникновения АВБ различных степеней.

Таблица. Распространенность генотипов гена α2В-адренорецепторов у больных с АВБ, БНПГ и лиц контрольной группы.

Однако делеционный вариант аллеля часто встречается у славян (31%) и связан in vivo со снижением
поточно-опосредованной дилатации брахиальной артерии и снижением кровотока по коронарным сосудам.Установлено, что носители гомозиготного мутантногогенотипа DD имеют повышенный риск нарушенияфункции эндотелия, объясняющий повышение риска развития инфаркта миокарда. Хотя остается неясным, как влияет гетерозиготный полиморфизм I/D на функцию эндотелия: прямо или опосредованно (через нарушение симпатической активации) [15]. По данным М.А. Школьниковой (2011), прогрессирующее поражение проводящей системы сердца наследуется по аутосомно-доминантному типу и имеет ассоциацию с геном натриевого канала сердца [16].

Таким образом, гомозиготный генотип по аллелю II гена α2B у больных с БНПГ и гомозиготный генотип
по более редкому аллелю DD у больных с АВБ могут быть использованы для выявления предрасположенности к наследственно-обусловленным нарушениям проводимости сердца. Выявленные генетические маркеры нарушений проводимости сердца на различных уровнях проводящей системы сердца могут быть использованы для ранней диагностики заболеваний в семьях больных, отягощенных по этой патологии. Отобранные больные с генетическими факторами риска должны распределяться во вторую группу диспансерного учета и находиться под наблюдением кардиолога с проведением 2 раза в год осмотра, ЭКГ и ХМ ЭКГ. При ведении таких больных, имеющих фактор риска развития патологии проводящей системы сердца и носительство полиморфизма гена α2В-адренорецептора, должны осуществляться принципы персонифицированной медицины, т. е. противопоказанием является назначение препаратов, ухудшающих нарушение проведения импульса в сердце, таких как β-адреноблокаторы, антагонисты кальция группы верапамила и дилтиазема, ингибиторы каналов If.

Список литературы

1. DeForest R.E. Four cases of «benign» left bundle branch block in the same family. Am Heart J 1956;51:398—404.
2. Segall H.N. Congenital arrhythmias and conduction abnormalities in a father and four children. Canad Med Assoc J 1961;84:1283—1296.
3. Combrink J.M., Davis W.H., Snyman H.W. Familial bundle branch block. Am Heart J 1962;64:397—400.
4. Myburgh D.P., Steenkamp W.F., Combrink J.M. Familial right bundle branch block. S Afr Med J 1980;58:393.
5. Lorber A., Maisuls E., Naschitz J. Hereditary right axis deviation: electrocardiographic pattern of pseudo left posterior hemiblock and incomplete right bundle branch block. Int J Cardiol 1988;20:399—402.
6. Husson G.S., Blackman M.S., Rogers M.C. Familial congenital bundle branch system disease. Am J Cardiol 1973;32:365—369.
7. Schott J.-J., Alshinawi C., Kyndt F. Cardiac conduction defects associate with mutations in SCN5A. Nature Genet 1999;23:20—21.
8. Gambetta M., Weese J., Ginsburg M. Sick sinus syndrome in a patient with familial PR prolongation. Chest 1973;64:520—523.
9. Fauchier J. P., Latour F., Charbonnier B. Le bloc binodal idiopathique et familial de l’adulte. Arch Mal Coeur 1979;72:1059—1068.
10. Barak M., Herschkowitz S., Shapiro I. Familial combined sinus node and atrioventricular conduction dysfunctions. Int J Cardiol 1987;15:231—239.
11. Snapir A., Heinonen P., Tuomainen T.P. et al. An insertion/deletion polymorphism in the alpha2B-adrenergic receptor gene is a novel genetic risk factor for acute coronary events. J Am Coll Cardiol 2001;37:1516—1522.
12. MONICA Monograph and Multimedia Sourcebook. World′s largest study of heart disease, stroke, risk factors, and population trends 1979—2002. Ed by Hugh Tunstall-Pedoe (with 64 other contributors for the WHO MONICA Project). Geneva: WHO 2003; 237.
13. Маниатис Т., Фрич Э., Сэмбрук Дж. Методы генетической инженерии. Молекулярное клонирование. М: Мир 1984;357.
14. Смит К., Калко С., Кантор Ч. Пульс-электрофорез и методы работы с большими молекулами ДНК. Анализ генома. Под ред. К. Дейвиса. Пер. с англ. М: Мир 1990:58—94.
15. Hein L., Altman J.D., Kobilka B.K. Two functionally distinct alpha2-adrenergic receptors regulate sympathetic neurotransmission. Nature 1999;11:181—184.
16. Школьникова М.А., Харлап М.С., Ильдарова Р.А. Генетически детерминированные нарушения ритма сердца. Рос кардиол журн 2011;1:8—25.

Об авторах / Для корреспонденции

ГОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ
Кафедра внутренних болезней №1
Никулина С.Ю. - д. м. н., зав. кафедрой, проректор по учебной работе.
Шульман В.А. - д. м. н., проф. кафедры.
Чернова А.А. - к. м.н., ассистент кафедры.
Зайцев Н.В. - клинический ординатор кафедры.
Кукушкина Т.С. - клинический ординатор кафедры.
Малюткина И.И. - клинический ординатор кафедры.
Чернов В.Н. - ассистент кафедры.
Учереждение РАМН НИИ терапии Сибирского отделения РАМН, Новосибирск
Воевода М.И. - д.м.н., проф., член-корр. РАМН, директор Института.
Максимов В.Н. - д.м.н., вед.н.с.
E-mail: anechkachernova@yandex.ru

Также по теме