ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Какой из алгоритмов дозирования варфарина, основанных на результатах фармакогенетического тестирования, подходит российским пациентам?

Сычев Д.А., Антонов И.М., Кропачева Е.С., Панченко Е.П.

Институт клинической фармакологии НЦ ЭСМП Росздравнадзора; Кафедра клинической фармакологии ММА им. И.М. Сеченова; Институт клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова Российского кардиологического научно-производственного комплекса, 121552 Москва, ул. 3-я Черепковская, 15а
Целью работы являлся основанный на результатах фармакогенетического тестирования выбор оптимального для российских пациентов алгоритма дозирования варфарина. Анализировали данные 78 пациентов в возрасте 63,4±9,4 года, участвовавших в ранее проведенном ретроспективном исследовании, в котором варфарин назначался по традиционной схеме, начиная с дозы 5 мг/сут, у пациентов были известны результаты генотипирования по CYP2C9 и VKORC1. В литературе были найдены 5 алгоритмов расчета начальной дозы варфарина на основе результатов фармакогенетического тестирования. Оказалось, что для российских больных оптимальным фармакогенетическим подходом к расчету начальной дозы варфарина является алгоритм B.F. Gage и соавт. (обнаружена наиболее сильная по сравнению с другими алгоритмами корреляция между расчетными и реально подобранными дозами варфарина; r=0,887, p<0,0001).

Ключевые слова

фармакогенетика
персонализированная медицина
варфарин
расчет дозы

В настоящее время все более распространенным становится фармакогенетика — раздел науки, возникший на стыке фармакологии и генетики, изучающий влияние генетических особенностей пациентов на формирование индивидуального фармакологического ответа при применении лекарственных средств. Эти генетические особенности представляют собой однонуклеотидные полиморфизмы (SNP) в генах, кодирующих белки, которые «задействованы» в фармакокинетике (ферменты биотрансформации, транспортеры лекарственных средств) или фармакодинамике лекарственных средств (молекулы-мишени для лекарственных средств: рецепторы, ферменты, ионные каналы и т.д.) [1]. Благодаря достижениям молекулярной биологии, выявление подобных генетических особенностей с помощью полимеразной цепной реакции становится все более доступным в том числе в экономическом аспекте. Фармакогенетика является бурно развивающейся наукой: в настоящее время уже для более 50% применяемых лекарственных средств проведены фармакогенетические исследования, т.е. есть данные о влиянии (или отсутствии такового) полиморфизмов тех или иных генов на фармакокинетику и/или фармакодинамику [2]. Это создает предпосылки для персонализации выбора лекарственных средств и их доз на основе генотипирования пациентов, что и является сутью фармакогенетического тестирования, которое в настоящее время признается одним из основных и наиболее перспективным инструментом так называемой персонализированной медицины. Однако одним из существенных препятствий на пути к внедрению фармакогенетического тестирования в клиническую практику служит отсутствие понятных для врача алгоритмов выбора ЛС и их доз на основе результатов такого тестирования. Исключением в этом отношении является фармакогенетическое тестирование для персонализации дозирования перорального антикоагулянта варфарина, которое уже сейчас становится доступным в России [3]. В настоящее время доказана ассоциация между носительством аллельных вариантов CYP2C9*2 и CYP2C9*3, а также генотипом АА по полиморфному маркера G-1639(3673)A гена VKORC1 и низкими подобранными дозами варфарина, развитием эпизодов чрезмерной гипокоагуляции и кровотечений не только в зарубежных [4], но и в отечественных исследованиях у больных с протезированными клапанами сердца [5], постоянной формой фибрилляции предсердий [6, 7], антифосфолипидным синдромом [8], тромбофлебитами [9]. В настоящее время в литературе описаны 5 алгоритмов расчета начальной дозы варфарина на основе результатов фармакогенетического тестирования [7, 10—13]. Однако неясно, какой из этих алгоритмов является оптимальным для российских пациентов с высоким риском развития тромбоэмболических осложнений, у которых планируется применение варфарина.

Цель работы: на основании результатов ранее проведенного ретроспективного исследования выбрать оптимальный для российских пациентов алгоритм дозирования варфарина, основанный на результатах фармакогенетического тестирования путем проведения корреляционного анализа расчетных по описанным алгоритмам и реально подобранных доз варфарина.

Материал и методы

Анализировали данные 78 пациентов в возрасте 63,4±9,4 года с высоким риском развития тромбоэмболических осложнений (постоянная форма фибрилляции предсердий — у 62, тромбоз глубоких вен голеней — у 10, протезированные клапаны сердца — у 6), участвовавших в ранее проведенном ретроспективном исследовании, в котором варфарин (Никомед, Дания) назначался по традиционной схеме, начиная с дозы 5 мг/сут, с последующей коррекцией по международному нормализованному отношению (МНО) до «выхода» на поддерживающую (подобранную) дозу препарата, обеспечивающую адекватный уровень гипокоагуляции [6]. Обо всех пациентах имелась информация о результатах генотипирования по CYP2C9 и VKORC1.

На основании анализа данных литературы были обнаружены следующие алгоритмы расчета начальной дозы варфарина (НДВ):

• НДВ (мг/сут) = (0,628 – 0,0135 × возраст, годы – 0,24 × CYP2C9*2 – 0,37 × CYP2C9*3 – 0,241 × VKORC1 + 0,0162 × рост, см)2 [10];

• НДВ (мг/сут) = e*(0,385 – 0,0083 × возраст, годы + 0,498 × площадь поверхности тела – 0,208 × CYP2C9*2 – 0,350 × CYP2C9*3 – 0,341 × амиодарон + 0,378 × целевое МНО – 0,125 × статин – 0,113×раса – 0,075 × женский пол) [11];

• НДВ (мг/сут) = 6,6 − 0,035 × возраст, годы + 0,031 × масса тела, кг [12];

• НДВ (мг/сут) = 1,429 × e*(0,838 – 0,005 × возраст, годы + 0,003 × масса тела, кг – 0,189 × CYP2C9*3 – 0,283 × VKORС1381СС – 0,119 × VKORС1381ТС) [13];

• НДВ (мг/сут) = 0,462 + 0,947 × доза – генотип – 0,855 × амиодарон [7].

Корреляционный анализ проводили методом Пирсона с помощью статистических программ Biostat и Instat.

Результаты и обсуждение

С использованием генотипов и других характеристик пациентов, принимавших участие в ретроспективном исследовании, были рассчитаны НДВ, исходя из приведенных выше алгоритмов. Затем теоретически рассчитанные НДВ сопоставляли с реальными дозами, которые были подобраны по стандартной методике под контролем МНО. Результаты такого сопоставления в виде коэффициентов корреляции и детерминации представлены в таблице. Как следует из наших расчетов, наиболее сильная корреляция между рассчитанной и подобранной НДВ наблюдалась при использовании алгоритма B.F. Gage и соавт. (см. рисунок). Полученный коэффициент корреляции 0,88 является очень высоким для подобных биологомедицинских моделей, что свидетельствует о высокой релевантности использованного алгоритма. Таким образом, на выбор алгоритма B.F. Gage и соавт. в качестве оптимального для российских пациентов в целях его использования в дальнейших проспективных исследованиях повлияли следующие факторы:

Корреляция между реально подобранными и расчетными по алгоритму B.F. Gage и соавт. дозами варфарина

Рисунок. Корреляция между реально подобранными и расчетными по алгоритму B.F. Gage и соавт. дозами варфарина.

Таблица. Взаимосвязь теоретически рассчитанных доз варфарина с реально подобранными

Взаимосвязь теоретически рассчитанных доз варфарина с реально подобранными

• для данного алгоритма получен самый высокий коэффициент корреляции расчетной НДВ подобранной стандартным методом;

• в исследовании B.F. Gage и соавт., результаты которого явились основой для разработки алгоритма, участвовало наибольшее число больных и учитывалось максимальное количество индивидуальных параметров пациентов;

• данное уравнение является динамичным, так как авторы создали on-line калькулятор для расчета НДВ (www.warfarindosing.org) по их модели и на основании данных, которые присылают специалисты, воспользовавшиеся их программой, постоянно корректируют коэффициенты в уравнении (таблица).

Заключение

Для российских больных оптимальным фармакогенетическим подходом к расчету начальной дозы варфарина является алгоритм B.F. Gage и соавт.: обнаружена наиболее сильная по сравнению с другими алгоритмами корреляция между расчетными и реально подобранными дозами варфарина (r=0,887; p<0,0001). Именно этот алгоритм дозирования варфарина на основе результатов фармакогенетического тестирования должен быть использован для дальнейших проспективных исследований, посвященных сравнению фармакогенетического и традиционного подходов к дозированию варфарина.

Список литературы

1. Сычев Д.А., Раменская Г.В., Игнатьев И.В., Кукес В.Г. Клиническая фармакогенетика. Под редакцией В.Г. Кукеса, Н.П. Бочкова. М. ГЭОТАР-Медиа 2007; 248.

2. Goodsaid F., Frueh F.W. Implementing the U.S. FDA guidance on pharmacogenomic data submissions. Environ Mol Mutagen 2007;48:354—358.

3. Герасимова К.В., Сычев Д.А., Авксентьева М.В., Кукес В.Г. Доступность для практикующего врача фармакогенетического тестирования для выявления индивидуальной чувствительности к варфарину в России. Матер VIII Междунар конгр ≪Доказательная медицина — основа современного здравоохранения≫. Хабаровск 2009:51—52.

4. Lindh J.D., Holm L., Andersson M.L., Rane A. Influence of CYP2C9 genotype on warfarin dose requirements—a systematic review and metaanalysis. Eur J Clin Pharmacol 2009;65:365—375.

5. Сироткина О.В., Улитина А.С., Тараскина А.Е. Аллельные варианты CYP2C9 2 и CYP2C9 3 гена цитохрома CYP2C9 в популяции Санкт-Петербурга и их клиническое значение при антикоагулянтной терапии варфарином. Рос кардиол журн— 2004;6:47—50.

6. Михеева Ю.А., Кропачева Е.С., Игнатьев И.В. и др. Полиморфизм гена цитохрома P4502C9 (CYP2C9) и безопасность терапии варфарином. Кардиология 2008;3:52—57.

7. Гиляров М.Ю., Генерозов Э.В., Магомадова М.У. и др. Факторы, влияющие на дозировку варфарина у пациентов с фибрилляцией предсердий. Кардиология 2008;5:65—68.

8. Решетняк Т.М., Кондратьева Л.В., Патрушев Н.Л. Варфарин при лечении антифосфолипидного синдрома. Тер арх 2007;5:47—54.

9. Лифшиц Г.И., Новикова Я.В. Полиморфные варианты CYP2C9 и VKORC1 у пациентов с патологией венозной системы нижних конечностей. Амбулаторная хир 2007;4:153—154.

10. Sconce E.A., Khan T.I., Wynne H.A. et al. The impact of CYP2C9 and VKORC1 genetic polymorphism and patient characteristics upon warfarin dose requirements: proposal for a new dosing regimen. Blood 20051;106:2329—2333.

11. Gage B.F., Eby C., Johnson J.A. et al. Use of pharmacogenetic and clinical factors to predict the therapeutic dose of warfarin. Use of pharmacogenetic and clinical factors to predict the therapeutic dose of warfarin. Clin Pharmacol Ther 2008;84:326—331.

12. Takahashi H., Echizen H. Pharmacogenetics of CYP2C9 and interindividual variability in anticoagulant response to warfarin. Pharmacogenomics J 2003;3:202—214.

13. Tham L.S., Goh B.C., Nafziger A. et al. A warfarin-dosing model in Asians that uses single-nucleotide polymorphisms in vitamin K epoxide reductase complex and cytochrome P450 2C9. Clin Pharmacol Ther 2006;80:346—355.

Об авторах / Для корреспонденции

ГО ВПО Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова, Москва
Сычев Д.А.- д.м.н., проф.
Институт клинической фармакологии ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора, Москва
Антонов И.М.- аспирант.
Институт клинической кардиологии им. А.Л.Мясникова ФГУ Российский кардиологический научно–производственный комплекс Росмедтехнологий, Москва
Кропачева Е.С.- к.м.н., н.с.
Панченко Е.П.- д.м.н., проф., руководитель лаборатории клинических проблем атеротромбоза.
E-mail: elmed@yandex.ru

Также по теме