ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Опыт эндоваскулярной имплантации устройства WATCHMAN у больных с фибрилляцией предсердий

Тер-Акопян А.В., Ликов В.Ф., Алехин М.Н., Абрамов А.С., Тагаев Н.Б., Гогин Г.Е. 

ФГБУ Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ, Москва, Россия
Фибрилляция предсердий — одно из самых частых нарушений ритма сердца, встречающихся в клинической практике. В статье приводятся данные обзора литературы, касающейся этой проблемы, рассматриваются методы профилактики тромбоэмболических осложнений у пациентов с фибрилляцией предсердий. В статье также представлен собственный опыт эндоваскулярной имплантации устройств Watchman в ушко левого предсердия у больных с фибрилляцией предсердий.

Ключевые слова

фибрилляция предсердий
ушко левого предсердия
устройство WATCHMAN

В настоящее время фибрилляция предсердий (ФП) является наиболее распространенным нарушением ритма сердца. Распространенность ФП в общей популяции составляет около 2% и увеличивается от <0,5% в возрасте 40—50 лет до 5—15% в возрасте 80 лет [1]. У мужчин ФП развивается чаще, чем у женщин. Риск развития ФП на протяжении жизни составляет около 25% в возрасте 40 лет [2]. Заболеваемость ФП увеличилась на 13% за 20 лет [3].

Ежегодно в мире регистрируется около 15 млн инсультов, из них примерно 5 млн фатальных и 5 млн инсультов, приводящих к тяжелым инвалидизирующим последствиям. ФП увеличивает риск развития инсульта в 5 раз и обусловливает возникновение каждого пятого инсульта. При этом у больных с ФП увеличивается риск развития инсульта с возрастом: у больных 50—59 лет он составляет 1,5% в год, в возрасте 80—89 лет повышается до 23,5% [4]. Ишемический инсульт у больных с ФП часто заканчивается смертью и по сравнению с инсультом другой природы приводит к более выраженной инвалидизации, чаще рецидивирует. Риск развития инсульта с последующим летальным исходом у больных с ФП в 2 раза выше, чем в обычной популяции больных, а затраты на лечение возрастают в 1,5 раза [3]. Известно, что в более 90% случаев тромбоэмболий у пациентов с неклапанной ФП тромбы образовывались в ушке левого предсердия (УЛП) [5].

Многочисленные клинические исследования показали эффективность антитромботической терапии у больных с ФП. Из антикоагулянтов непрямого действия варфарин является препаратом, клиническая эффективность которого у больных с ФП наиболее хорошо установлена в крупных рандомизированных исследованиях [6]. Однако при применении антикоагулянтной терапии (АКТ) существует ряд проблем. Несмотря на точность лабораторного контроля и наличие схем тщательного подбора дозы, главной опасностью при назначении варфарина остается возможность развития кровотечений, частота которых, по данным крупных исследований, составляет от 9 до 26%, из них «больших» (приводящих к смерти, госпитализации) — от 0,3 до 4,2% в год [7]. Применение АКТ требует регулярного контроля протромбина с расчетом международного нормализованного отношения (МНО). Риск развития кровотечений напрямую зависит от уровня МНО и возрастает в 1,37 раза с его превышением на каждые 0,5 единицы. При этом бессимптомное повышение МНО может происходить не только на этапе насыщения, но и при длительном применении непрямых антикоагулянтов [8]. Еще одной проблемой является приверженность пациентов к АКТ. Сложность контроля уровня МНО приводит к тому, что больные отказываются от приема варфарина, а это увеличивает риск развития тромбоэмболических осложнений ФП.

В настоящее время одним из методов уменьшения риска развития мозгового инсульта считается эндоваскулярная изоляция УЛП. Существует несколько устройств, с помощью которых она выполняется, различающихся как по конструкции, так и по уровню доказательной базы в отношении эффективности и безопасности [9]. Одно из них — устройство WATCHMAN [10].

В ходе крупного рандомизированного исследования PROTECT AF было показано, что имплантация устройства WATCHMAN не менее эффективна, чем применение варфарина, в отношении предупреждения всех инсультов, сердечно-сосудистой смерти и системной эмболии. В отдаленных результатах исследования (за 4 года) отмечалось снижение общей, сердечно-сосудистой смерти и риска геморрагического инсульта в группе устройства WATCHMAN [4, 11].

Цель нашего исследования — показать эффективность эндоваскулярной окклюзии УЛП пациентам с ФП и высоким риском геморрагических осложнений при приеме АКТ.

Материал и методы

Выбор пациентов осуществлялся по следующим критериям:

  • наличие ФП и кровотечений в анамнезе при употреблении варфарина;
  • наличие ФП и кровотечений в анамнезе, предшествующих использованию варфарина;
  • ФП и высокий риск развития тромбоэмболических осложнений по шкале CHA2DS2-VASc (2 балла и более);
  • ФП и высокий риск развития геморрагических осложнений по шкале HAS-BLED (3 балла и более);
  • ФП и нежелание принимать АКТ.

Противопоказаниями к имплантации устройства считали стеноз митрального клапана, наличие тромботических масс в УЛП, наличие у больного окклюдера межпредсердной перегородки.

С декабря 2012 г. по май 2014 г. было выполнено 14 имплантаций окклюдеров у 15 больных с ФП. Показанием к имплантации устройства являлись у 12 (80%) больных высокий риск развития геморрагических осложнений по шкале HAS-BLED (3 балла и более), а у 3 (20%) пациентов нежелание принимать АКТ. Во всех случаях закрытие УЛП выполняли в рентгеноперационной под контролем чреспищеводной эхокардиографии. Размер устройства подбирался на 20—30% больше диаметра УЛП (табл. 1).

В 3 (21,4%) случаях имплантировано устройство диаметром 21 мм, в 6 (42,8%) — 24 мм, в 4 (28,6%) — 27 мм и в 1 (7,2%) случае 30 мм. Три (20%) пациента были в возрасте от 60 до 70 лет, 4 (26,6%) — от 70 до 80 лет и 8 (53,4%) больных старше 80 лет. После имплантации пациенты продолжали прием варфарина, который был отменен через 45 дней в зависимости от результатов чреспищеводной эхокардиографии.

Результаты

В табл. 2 представлены основные характеристики пациентов, которым проводилась имплантация устройства WATCHMAN.

Положение устройства и наличие параокклюдерных потоков оценивалось по данным чреспищеводной эхокардио-графии интраоперационно, а также через 45 дней, 6 и 12 мес. Непосредственно после имплантации и через 1 мес наблюдения у 6 (42,8%) больных резидуальный кровоток отсутствовал, у 6 (42,8%) составил менее 5 мм, у 2 (14,4%) был равен 5 мм. Через 6—12 мес у 13 (92,8%) больных УЛП было полностью изолировано, а у 1 (7,2%) параокклюдерный поток составил 3 мм. Для сравнения, в исследовании PROTECT AF 37% пациентов имели резидуальный кровоток >1 мм [7]. В 1 (7,2%) случае через 45 дней на поверхности устройства был выявлен тромб 12 мм, который при контрольном исследовании через 1 мес после приема низкомолекулярного гепарина не определялся.

В исследовании PROTECT AF было показано, что тромбы на поверхности устройства образовывались в 4,2% случаев, при этом у 15% этих пациентов произошла тромбоэмболия [7]. За период наблюдения ни у одного пациента дислокации устройства, тромбоэмболических осложнений и острых нарушений мозгового кровообращения не было.

Летальный исход отмечался в одном случае, причиной которого явился гемоперикард как следствие перфорации аорты. Кроме того, зарегистрирован один случай сердечно-сосудистой смерти через 6 мес после имплантации, не связанный с устройством.

Заключение

Несмотря на риск интра- и послеоперационных осложнений, эндоваскулярная изоляция ушка левого предсердия устройством WATCHMAN является эффективным методом профилактики тромбоэмболических осложнений и может стать альтернативой приему антикоагулянтной терапии у пациентов с фибрилляцией предсердий с высоким риском развития геморрагических осложнений. Возможно, что применение новых антикоагулянтов в период эпителизации устройства поможет избежать образования тромбов на его поверхности, но пока таких исследований не проводилось.

Список литературы

  1. Camm A.J., Kirchhof P., Lip G.Y. European Heart Rhythm Association. European Association for Cardio-Thoracic Surgery. Guidelines for the management of atrial fibrillation: the task force for the management of atrial fibrillation of the European Society of Cardiology. Euro Heart 2010;31:2369—2429.
  2. Walker A.M., Bennet D. Epidemiology and outcomes in patients with atrial fibrillation in the United States. Heart Rhythm 2008;5:1365—1372.
  3. Sulimov V.A., Golicyn S.P., Panchenko E.P. National guidelines for the diagnosis and treatment of atrial fibrillation 2012. http://www.scardio.ru/rekomendacii/rekomendacii_rko/nacionalnye_rekomendacii_po_diagnostike_i_lecheniyu_fibrillyacii_predserdiy_2012/. Russian (Сулимов В.А., Голицын С.П., Панченко Е.П. Национальные рекомендации по диагностике и лечению фибрилляции предсердий. 2012. http://www.scardio.ru/rekomendacii/rekomendacii_rko/nacionalnye_rekomendacii_po_diagnostike_i_lecheniyu_fibrillyacii_predserdiy_2012/)
  4. Vivek Y.R., Shephal K.D., Horst S. Percutaneous left atrial appendage closure for stroke prophylaxis in patients with atrial fibrillation (Watchman left atrial appendage system for embolic protection in patients with atrial fibrillation. Trial). Circulation AHA 2013;127:720—729.
  5. Zhirov I.V., Osmolovskaja Ju.F., Cherkavskaja O.V. Is there a reason for optimism? Watchman Device for non-pharmacological thrombosis and embolism prevention in patients with atrial fibrillation. Trudnyi pacient 2012;7. Russian (Жиров И.В., Осмоловская Ю.Ф., Черкавская О.В. Есть ли повод для оптимизма? Watchman Device как нефармакологический способ профилактики тромбоэмболических осложнений у пациентов с фибрилляцией предсердий. Трудный пациент 2012;7).
  6. Hart R.G., Pearce L.A., Aguilar M.I. Meta-analysis: antitrombotic therapy to prevent stroke in patients who have non-valvular atrial fibrillation. Ann Intern Med 2007;146:857—867.
  7. Holmes D.R., Reddy V.Y., Turi Z.G.; PROTECT AF Investigators. Percutaneous closure of the left atrial appendage versus warfarin therapy for prevention of stroke in patients with atrial fibrillation: a randomized non-inferiority trial. Lancet 2009;374;534—542.
  8. Meincke F., Schmidt M., Kreidel F. New technical and anticoagulation aspects for left atrial appendage closure using the Watchman device in patients not taking warfarin. EuroIntervention 2013;9:463—468.
  9. Davtyan K.V., Tkacheva O.N., Kalemberg A.A., Koretsky S.N. The first experience of left atrial appendage occluding devices implantation for prevention of stroke in the State Research Centre for Preventive Medicine. Ration Pharmacother Cardiolology 2014;10(3):307—311. Russian (Давтян К.В., Ткачева О.Н., Калемберг А.А., Корецкий С.Н. Первый опыт имплантации окклюзирующих устройств в ушко левого предсердия с целью профилактики инсультов в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины. Рациональная фармакотерапия в кардиологии 2014;10(3):307—311).
  10. Sick P.B., Schuler G., Hauptmann K.E. Initial worldwide experience with the Watchman left atrial appendage system for stroke prevention in atrial fibrillation. Am Coll Cardiol 2007;49:1490—1495.
  11. Reddy V.Y., Mobius-Winkler S., Miller M.A. Left atrial appendage closure with the Watchman device in patients with a contraindication for oral anticoagulation: the ASAP study (ASA Plavix Feasibility Study With Watchman Left Atrial Appendage Closure Technology). Am Coll Cardiol 2013;61(25):2551—2556.

Об авторах / Для корреспонденции

Сведения об авторах:
ФГБУ Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ, Москва, Россия
Отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения
Тер-Акопян А.В. - д.м.н., зав. отделением.
Тагаев Н.Б. - к.м.н., врач отделения.
Абрамов А.С. - врач отделения.
Отделение кардиологии
Ликов В.Ф. - д.м.н., зав. отделением.
Отделение функциональной диагностики
Алехин М.Н. - д.м.н., зав. отделением.
Гогин Г.Е. - к.м.н., врач отделения.
E-mail: terarmen@mail.ru

Также по теме