Сакубитрил/валсартан – новое направление терапии сердечной недостаточности


Е.О. Таратухин

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», Москва
Статья посвящена новому препарату для лечения сердечной недостаточности – комбинации валсартана и сакубитрила, совсем недавно появившейся на фармацевтическом рынке, однако уже вошедшей в Европейские рекомендации ввиду доказанной эффективности и безопасности. В статье рассмотрена система натрийуретических пептидов и место в ней неприлизина, а также представлен механизм действия сакубитрила и обсуждается суть его сочетания с валсартаном. Приводятся данные основных клинических исследований и самые последние результаты изучения препарата.

Сердечная недостаточность (СН) выходит на первый план среди тяжелой патологии, определяя продолжительность и качество жизни все большего числа людей. Будучи сама по себе синдромом, сопровождающим множество заболеваний сердца, СН требует социального рассмотрения, отдельно от ее вызвавших нозологий. Как в случае этиотропной терапии (которая возможна далеко не всегда), так и при патогенетической терапии современные методы лечения могут значительно улучшить состояние больных, эффективно и безопасно повысить качество жизни.

Лечение СН в большинстве случаев консервативное. Необходимость в таких устройствах, ресинхронизатор или специальные «поддерживающие» левый желудочек (ЛЖ) механизмы, появляется в поздних стадиях заболевания [1]. К классической триаде, всегда применяемой при СН, относятся блокатор ренин-ангиотензиновой системы, блокатор альдостерона и/или диуретик, β-адреноблокатор в небольшой дозе. Эти препараты соответствуют гуморальным механизмам СН, блокируя некоторые их аспекты, которые из адаптивных становятся патологическими, приводя к клинически выраженному синдрому.

Европейское общество кардиологов, регулярно выпускающее рекомендации по различным нозологиям, в 2016 г. выпустило обновление (после 2012 г.) Рекомендаций по острой и хронической сердечной недостаточности (ХСН). Основными изменениями за прошедшие 4 года в них стали:

  • группа пациентов с фракцией выброса (ФВ) ЛЖ 40–49% как имеющая особые характеристики патогенетического процесса, в частности, для нее подчеркнута важность активации симпатической системы и соответственно препаратов, ее регулирующих;
  • новый алгоритм оценки вероятности ХСН;
  • рекомендации по предотвращению скрытой ХСН, заканчивающейся смертью еще до развития явной симптоматики;
  • рекомендации по ресинхронизирующей терапии;
  • некоторые рекомендации по острой СН;
  • в Рекомендации включен новый препарат: комбинация блокатора рецепторов ангиотензина с ингибитором неприлизина (валсартан/сакубитрил).

Неприлизин участвует в метаболизме натрийуретических пептидов (НУП). Эти вещества играют важную роль в сердечно-сосудистом гомеостазе. К ним относятся предсердный НУП (А-тип), мозговой НУП (BNP; В-тип), НУП С-типа и D-типа (дендроасписный) и уродилатин. А- и В-типы НУП высвобождаются в ответ на растяжение стенки миокарда и повышение внутриполостного давления в предсердиях и желудочках. Они повышают скорость клубочковой фильтрации, улучшают выделение натрия и воды почками, способствуют вазодилатации, препятствуют вазоконстрикции, повышают проницаемость капилляров, выводя жидкость во внесосудистое пространство. Также НУП тормозят секрецию ренина и альдостерона, являются антагонистами симпатической активации. Эти вещества действуют через простые трансмембранные рецепторы, которые при длительной активации теряют чувствительность. Уровень НУП имеет прогностическое значение [2]. Тип рецептора С к НУП является рецептором деактивации: он связывает и переносит в лизосому свой лиганд для разрушения. Рецепторов типа С более 95% от общего числа, однако и они могут терять чувствительность. Альтернативный путь метаболизма НУП – разрушение связанной с мембраной клетки матриксной металлопротеазой неприлизином (другое название – нейтральная эндопептидаза-24/11). Она присутствует во множестве тканей, однако больше всего неприлизина в клетках проксимальных канальцев почек. В норме неприлизин играет небольшую роль, но в условиях ХСН, при десенситизации рецепторов к НУП, он становится основным фактором деградации этих пептидов. Тем самым неприлизин препятствует их положительному натрийуретическому, вазодилатирующему влиянию [3]. Для ХСН характерен «парадокс», пока не получивший однозначного объяснения. В норме соотношение ренин-ангиотензин-альдостероновой системы (РААС) и системы НУП антагонистично, но при ХСН они положительно коррелируют друг с другом. Перегрузка объемом ведет к активации НУП в сердце, а снижение кровотока – к активации РААС в почках. Затем ангиотензин II нивелирует эффект НУП в почках (как это показано и на здоровых людях). Десенситизация рецепторов НУП связана с длительностью ХСН (в меньшей степени с тяжестью) и также вносит вклад в их неэффективность при более высокой секреции. Кроме того, подавляющая часть мозгового НУП (BNP) находится в форме неактивного NT-proBNP, который является маркером СН. Это связано с неэффективностью корина – трансмембранной сериновой протеазы миокарда, активирующей НУП [4, 5].

В итоге логичным становится лечебное вмешательство, которое бы сочетало блокаду РААС и тормозило бы активность фермента, расщепляющего НУП. Таковым стало сочетание валсартана и сакубитрила. Сакубитрил – пролекарство, расщепляемое до активного метаболита LBQ657, ингибирующего неприлизин. Комбинация валсартан/сакубитрил была изучена в лечении артериальной гипертензии, СН с сохраненной и сниженной ФВ, показав при последней достоверное снижение летальности и частоты госпитализаций [6].

Основным протоколом, в котором изучалось действие валсартана/сакубитрила при ХСН, был PARADIGM-HF. Протокол включал пациентов с функциональным классом II–IV по NYHA и ФВ ЛЖ ≤40% (после уточнения ≤35%), а также уровнем плазменного BNP ≥150 пг/ мл или NT-proBNP ≥600 пг/мл (либо в случае госпитализации по поводу СН в прошедшие 12 мес с уровнем BNP ≥100 пг/мл или NT-proBNP ≥400 пг/мл). Прерандомизационная фаза включала месячный прием эналаприла 20 мг/ сут для оценки его переносимости. Далее пациенты рандомизировались в группы эналаприла 20 мг/сут и сакубитрила/валсартана 97/103 мг дважды в день. Все пациенты должны были (если не было непереносимости) принимать также β-адреноблокатор и антагонист минералокортикоидных рецепторов. В период прерандомизации исключались пациенты с гипотензией (систолическое артериальное давление [CАД] <100 мм рт.ст.), со сниженной расчетной скоростью клубочковой фильтрации (<30 мл/ мин/1,73 м2) либо снижением ее на 25% (позднее на 35%) и более с момента скрининга, а также с гиперкалиемией (>5,2 ммоль/л на скрининге или >5,4 ммоль/л на рандомизации) и анамнезом ангионевротического отека. Общее число участников было 8399. Отношение рисков (ОР) в отношении необходимости усиления терапии ХСН было в пользу сакубитрила/валсартана (ОР=0,84; 95% доверительный интервал [ДИ] 0,74–0,94; р=0,003), так же как для экстренной госпитализации (ОР=0,66) и в целом для госпитализаций по поводу ХСН (снижение риска на 23%), по поводу необходимости интенсивной терапии снижение риска отмечалось на 18%, внутривенной инотропной поддержки – на 31%, имплантации устройства для лечения СН либо трансплантации сердца – на 22%. Уменьшение частоты госпитализаций в группе сакубитрила/валсартана стало очевидным уже спустя 30 дней от рандомизации, как и снижение уровня маркеров перегрузки ЛЖ (тропонин и NT-proBNP) [7]. Отдельное внимание уделялось САД: спустя 4 мес (далее значения стабилизировались на весь период наблюдения) уровень САД был на 4–6 мм рт.ст. ниже в группе сакубитрила/валсартана, чем эналаприла. Показана U-образная зависимость между частотой госпитализаций по поводу ХСН и САД [8].

В PARADIGM-HF изучалось качество жизни пациентов с ХСН со сниженной ФВ (Lewis и соавт., 2017). Среди 8399 участников 7623 заполнили опросник качества жизни (Канзасский опросник по кардиомиопатии) исходно, из них 6881 (90%) – при окончании исследования. В сравнении с группой эналаприла было показано достоверное и выраженное улучшение качества жизни как по общему, так и по клиническому разделу: сумма +1,13 против –0,14 (p <0,001) и сумма +0,64 против -0,29 (р=0,008) соответственно. Нормализованные по ряду показателей значения также указывают на существенно лучшее влияние валсартана/сакубитрила на качество жизни в течение 36 мес в сравнении с эналаприлом. Другой анализ (Mogensen и соавт., 2017) был посвящен конечным точкам, первичным (смерть или госпитализация по СН) и вторичным (развитие инфаркта миокарда, инсульта), а также композитной конечной точке. Риск достижения первичной конечной точки оказался на 20% ниже в группе валсартан/сакубитрил в сравнении с эналаприлом (ОР=0,80; ДИ 0,73–0,87; р <0,001), более низким был также риск расширенной композитной (ОР=0,83 ДИ 0,76–0,90; р <0,001) и коронарной композитной (ОР=0,83; ДИ 0,75–0,92; р <0,001) точек. Важно, что наиболее достоверно была снижена частота сердечно-сосудистой смерти по сравнению с группой эналаприлоа [9–11]. Хотя в PARADIGM-HF включались пациенты определенной категории, можно говорить о более широком доказательном спектре эффективности и безопасности препарата, как на это указывают Barghash и соавт. (2017), ссылаясь на MAGGIC и EMPHASIS-HF. В будущем планируется оценка когнитивной функции по данным исследования PARAGON-HF c применением позитрон-эмиссионной томографии головного мозга. В целом данные исследований сакубитрила/валсартана позволяют предполагать, что продолжительность жизни пациентов с ХСН при его применении увеличится на 1–2 года по сравнению со стандартной терапией эналаприлом [9]. Таким образом, получена значительная доказательная база эффективности и безопасности комбинации сакубитрил/валсартан при лечении ХСН со сниженной ФВ ЛЖ. Эта база оказалась достаточной, чтобы включить препарат с классом/уровнем IB в Европейские рекомендации 2016 г.

Следует добавить, что появление в Европейских рекомендациях группы пациентов с ФВ ЛЖ 40–49% и включение нового препарата ингибитора неприлизина можно считать связанными с одной идеей. Как указывает Pascual-Figal (2017), эффективность ренальной симпатической денервации дает повод считать симпатическую активность и неприлизин связанными. Более того, положительное действие бисопролола может объясняться при ХСН не только «снижением потребности миокарда в кислороде», но и влиянием на систему неприлизина. Это пока гипотеза, однако она объясняет некоторые скрытые паттерны в ХСН, давая повод для поиска дополнительных терапевтических возможностей [12].

Комбинация сакубитрил/валсартан доступна в пероральной форме. После всасывания в желудочно-кишечном тракте (независимо от приема пищи) она распадается на валсартан и сакубитрил, метаболизируемый до активного вещества LBQ657. Максимальные концентрации достигаются для валсартана через 1,5 ч, для LBQ657 через 3 ч; биодоступность 23 и ≥60% соответственно. При приеме препарата дважды в сутки равновесная концентрация достигается через 3 дня. Связь с белками плазмы 94–97%. LBQ657 практически не проникает через гематоэнцефалический барьер (на 0,28%). Выведение LBQ657 происходит на 52–68% почками, на 37–48% – через кишечник; валсартан выводится на 86% через кишечник.

В возрасте старше 65 лет, несмотря на некоторые изменения фармакокинетики препарата, коррекция дозы не требуется. У лиц моложе 18 лет сакубитрил не изучался. При умеренном нарушении функции почек (расчетная СКФ 30–59 мл/мин/1,73м2) корректировать дозу не требуется. Относительно больных с тяжелым нарушением функции почек и пациентов на гемодиализе данных получено недостаточно, поэтому им препарат не рекомендуется. При нарушении функции печени легкой и умеренной степени (Чайлд–Пью А и В) коррекция дозы не требуется; при тяжелом нарушении данных недостаточно, поэтому препарат не рекомендуется.

Показанием к назначению сакубитрила/валсартана является ХСН (класс II–IV NYHA) с систолической дисфункцией. Противопоказания включают, в частности, совместное применение с другими ингибиторами РААС (ренина, ангиотензинпревращающего фермента, рецепторов к ангиотензину II); тяжелые нарушения функции печени и почек, билиарный цирроз и холестаз; беременность и планируемую беременность, период грудного вскармливания.

Как указано в Европейских рекомендациях, цели лечения ХСН включают улучшение клинического статуса, функциональных возможностей и качества жизни, а также предотвращение госпитализации и снижение риска смерти [13]. Исследования комбинации сакубитрил/валсартан позволяют рассчитывать на достижение всех этих целей в терапии пациентов.


Литература


  • Becnel M.F., Ventura H.O., Krim SR. Changing our Approach to Stage D Heart Failure. Progress in cardiovascular diseases. 2017;60(2):205-214.
  • Kristensen S.L., Jhund P.S., Mogensen U.M., Rorth R., Abraham W.T., Desai A., Dickstein K., Rouleau J.L., Zile M.R., Swedberg K., Packer M., Solomon S.D., Køber L., McMurray J.J.V.; PARADIGM-HF and ATMOSPHERE Committees and Investigators. Prognostic Value of N-Terminal Pro-B-Type Natriuretic Peptide Levels in Heart Failure Patients With and Without Atrial Fibrillation. Circ. Heart Fail. 2017;10(10). pii: e004409.
  • Singh J.S.S., Burrell L.M., Cherif M., Squire I.B., Clark A.L., Lang C.C. Sacubitril/valsartan: beyond natriuretic peptides. Heart. 2017;103(20):1569-77.
  • Obrezan A.G., Kulikov N.V. Neuro-humoral disbalance in chronic heart failure: classic and modern perspectives. Russ. J. Cardiol. 2017;149(9):83-92. (Russian: Обрезан А., Куликов Н. Нейрогуморальный дисбаланс при хронической сердечной недостаточности: классические и современные позиции. Российский кардиологический журнал. 2017;149(9):83-92).
  • Niederkoer E., Kiernan U., O’Rear J. Detection of endogenous B-type natriuretic peptide at very low concentrations in patients with heart failure. Circ. Heart Fail. 2008(1):258–64.
  • Sible A.M., Nawarskas J.J., Alajajian D., Anderson J.R. Sacubitril/Valsartan: A Novel Cardiovascular Combination Agent. Cardiol. Rev. 2016;24(1):41-7.
  • Packer M., McMurray J.J., Desai A.S., Gong J., Lefkowitz M.P., Rizkala A.R., et al. Angiotensin receptor neprilysin inhibition compared with enalapril on the risk of clinical progression in surviving patients with heart failure. Circulation. 2015;131(1):54-61.
  • Bohm M., Young R., Jhund P.S., Solomon S.D., Gong J., Lefkowitz M.P., Rizkala A.R., Rouleau J.L., Shi V.C., Swedberg K., Zile M.R., Packer M., McMurray J.J.V. Systolic blood pressure, cardiovascular outcomes and efficacy and safety of sacubitril/valsartan (LCZ696) in patients with chronic heart failure and reduced ejection fraction: results from PARADIGM-HF. Eur Heart J. 2017;38(15):1132-43.
  • Barghash M.H., Desai A.S. First-in-Class Composite Angiotensin Receptor-Neprilysin Inhibitors (ARNI) in Practice. Clinical pharmacology and therapeutics. 2017;102(2):265-8.
  • Lewis E.F., Claggett B.L., McMurray J.J.V., Packer M., Lefkowitz M.P., Rouleau J.L., et al. Health-Related Quality of Life Outcomes in PARADIGM-HF. Circ Heart Fail. 2017;10(8).
  • Mogensen U.M., Kober L., Kristensen S.L., Jhund P.S., Gong J., Lefkowitz M.P., et al. The effects of sacubitril/valsartan on coronary outcomes in PARADIGM-HF. Am. Heart J. 2017;188:35-41.
  • Pascual-Figal D.A. Neprilysin and Heart Failure: A “Sympathetic” Relationship? J. Am. Coll. Cardiol. 2017;70(17):2154-6.
  • Ponikowski P., Voors A.A., Anker S.D., Bueno H., Cleland J.G., Coats A.J., et al. 2016 ESC Guidelines for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure: The Task Force for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure of the European Society of Cardiology (ESC) Developed with the special contribution of the Heart Failure Association (HFA) of the ESC. Eur Heart J. 2016;37(27):2129-200.

  • Об авторах / Для корреспонденции


    Евгений Олегович Таратухин, к.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии № 1 лечебного факультета ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова». Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел.: (495) 375-12-30. E-mail: cardio03@yandex.ru


    Похожие статьи


    Бионика Медиа