ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Применение индекса CAVI в клинической практике: расчетный сосудистый возраст как инструмент для принятия решения о дополнительном обследовании пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Гайсёнок О.В., Медведев П.А., Трифонова С.С., Шаталова И.В., Сидоренко Б.А.

1ФГБУ Объединенная больница с поликлиникой УД Президента РФ, Москва; 2ФГБУ Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ, Москва; 3ФГБУ Учебно-научный медицинский центр Управления делами Президента РФ, Москва
Цель исследования: провести анализ соответствия определения сосудистого возраста пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) на основании метода объемной сфигмографии с их истинным возрастом и оценить влияние липидных факторов и атеросклеротического поражения сонных артерий (СА) на признаки, ассоциированные с сердечно-лодыжечным сосудистым индексом (CAVI). Материал и методы: в исследование включены 185 пациентов, обращавшихся за лечебно-диагностичеcкой помощью в отделения общей кардиологии и функциональной диагностики ФГБУ «Объединенная больница с поликлиникой» УД Президента РФ в период с 9 октября по 25 декабря 2013 г. Всем пациентам проводилось стандартное клиническое, лабораторное и инструментальное обследование, а также выполнялась объемная сфигмография при помощи прибора Vasera VS-1500 (Fukuda Denshi). При этом на основании графического преобразования отношения CAVI к возрасту пациента определялся его расчетный сосудистый возраст. Результаты: у 43 (23,4%) пациентов расчетный сосудистый возраст оказался больше истинного (паспортного) возраста. При анализе полученных данных в этой группе кроме закономерных взаимосвязей между такими признаками, как возраст, лодыжечно-плечевой индекс (ЛПИ), CAVI и расчетный сосудистый возраст, отмечены статистически значимые корреляции (р<0,05) между следующими признаками: R-CAVI и мужской пол (r=0,35), расчетный сосудистый возраст (по R-CAVI) и триглицериды (r=–0,34), L-CAVI и индекс массы тела (r=–0,36), ЛПИ и атеросклеротические бляшки в общей СА или внутренней СА (r=–0,34). При сравнении групп по влиянию липидных факторов и атеросклеротического поражения СА на признаки, ассоциированные с индексом CAVI, не обнаружено статистически значимых различий. Выводы: объемная сфигмография с определением расчетного сосудистого возраста является легко воспроизводимым и доступным методом скринингового обследования пациентов для раннего выявления изменений сосудистой стенки. Определение сосудистого возраста пациентов с ССЗ на основании метода объемной сфигмографии указывает на целесообразность углубленного диспансерного обследования как минимум у 25% от общего числа пациентов. Среди необходимых методов обследования у этих пациентов обязательным представляется выполнение дуплексного сканирования СА.

Ключевые слова

сердечно-лодыжечный сосудистый индекс
расчетный сосудистый возраст
старение сосудов
сердечно-сосудистые заболевания

Естественное старение — один из основополагающих факторов формирования большинства хронических неинфекционных заболеваний. Проявлением этого процесса со стороны сосудистого русла является атеросклероз, ранние стадии развития которого в отсутствие явных морфологических изменений не всегда можно визуализировать при применении дуплексного сканирования (ДС) либо других визуализирующих методик. Раннее старение сосудов характеризуется изменениями артериальной стенки и проявляется увеличением сосудистой жесткости, повышением скорости распространения пульсовой волны, которая является предиктором сердечно-сосудистых осложнений (ССО). Раннее старение сосудов ассоциировано с рядом факторов, которые мы в настоящее время можем оценить при помощи различных диагностических методик. Ряд методов, которые оценивают сосудистую жесткость, применяются в научных исследованиях чаще, чем в клинической практике: 1) скорость пульсовой волны — СПВ; 2) лодыжечно-плечевой индекс — ЛПИ; 3) сердечно-лодыжечный сосудистый индекс (CAVI); 4) расчетный сосудистый возраст (на основе CAVI).

Если СПВ, и в какой-то степени ЛПИ, имеют сильную зависимость от возраста и уровня артериального давления (АД), то в основе расчета показателя CAVI лежит параметр жесткости «бета», который не зависит от уровня АД (внутреннего давления внутри сосуда), учитывая логарифмическое преобразование, которое используется в формуле его расчета [1].

Увеличение индекса CAVI характеризует увеличение сосудистой жесткости. Известен ряд факторов, которые влияют на этот показатель. Факторами, увеличивающими индекс CAVI, являются возраст, мужской пол, наличие атеросклеротического поражения сосудов, артериальная гипертония, сахарный диабет, дислипидемия, ожирение, курение и стресс. В противоположность этому такие факторы, как отказ от курения, снижение массы тела, гипотензивная и гиполипидемическая терапия, сахароснижающая терапия при наличии сахарного диабета, могут влиять на уменьшение индекса.

В крупных наблюдательных исследованиях, выполненных японскими авторами, определены нормативные показатели индекса для разных возрастных групп. Отмечено увеличение CAVI на 0,5 в возрастном диапазоне каждые 10 лет. Констатировано также, что у мужчин индекс CAVI в соответствующем возрастном диапазоне на 0,2 больше, чем у женщин [2]. С учетом полученных данных предложены средние нормативные показатели индекса для оценки патологии: СAVI <8,0 — норма; CAVI 8,0—9,0 — пограничное состояние; CAVI >9,0 — атеросклеротическое поражение.

Корреляция увеличения индекса CAVI со степенью поражения коронарного русла подтверждена в исследовании у больных с атеросклерозом коронарных артерий по данным коронарографии (КГ) [3].

В то же время стоит отметить, что атеросклероз — системный процесс, не всегда поражающий разные сосудистые бассейны. Применение ДС позволяет выявить изменения на определенном участке исследуемой артерии в конкретном сосудистом бассейне. Индекс CAVI не дает конкретную локализацию процесса, но отражает общую картину — вероятность наличия атеросклеротического поражения сосудов. Таким образом, увеличение индекса CAVI при нормальной толщине интимы—медии (ТИМ) при проведении ДС дает основания для поиска иных пораженных участков артериального русла.

Цель исследования: провести анализ соответствия определения сосудистого возраста пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) на основании метода объемной сфигмографии с их истинным возрастом и оценить влияние липидных факторов и атеросклеротического поражения сонных артерий (СА) на признаки, ассоциированные с индексом CAVI.

Материал и методы

Для проведения настоящего исследования в соответствии с правилами формирования регистра были последовательно включены пациенты, проходившие лечение и обследование на базе отделений общей кардиологии и функциональной диагностики ФГБУ «Объединенная больница с поликлиникой» УД Президента РФ в период с 9 октября по 25 декабря 2013 г. За указанный период в регистр внесены 200 пациентов.

Всем пациентам проводилось стандартное клинико-лабораторное и инструментальное обследование, которое включало следующее: общий и биохимический анализ крови, исследование показателей липидного спектра (общий холестерин (ОХС), холестерин липопротеидов высокой плотности (ХС ЛВП), холестерин липопротеидов низкой плотности (ХС ЛНП), триглицериды (ТГ)), электрокардиография (ЭКГ), эхокардиография (Эхо-КГ), дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий (ДС БЦА). При наличии показаний пациентам также выполнялась нагрузочная проба на тредмиле. Всем пациентам выполнялась объемная сфигмография при помощи прибора Vasera VS-1500 (Fukuda Denshi). При этом на основании графического преобразования отношения CAVI к возрасту пациента определяли его расчетный сосудистый возраст. За истинный принимали паспортный возраст пациента. Оценивались следующие показатели: сердечно-лодыжечный сосудистый индекс на правых конечностях (R-CAVI), расчетный сосудистый возраст на основании R-CAVI (возраст по R-CAVI), сердечно-лодыжечный сосудистый индекс на левых конечностях (L-CAVI), расчетный сосудистый возраст на основании L-CAVI (возраст по L-CAVI), ЛПИ на правых конечностях (R-ABI (ЛПИ)), ЛПИ на левых конечностях (L-ABI (ЛПИ)).

За критерии атеросклеротического поражения сосудов на основании расчета ЛПИ были приняты следующие общепринятые интервалы: ЛПИ 1,0—1,29 — норма, ЛПИ 0,91—0,99 — пограничное состояние, ЛПИ 0,41—0,9 — заболевание периферических артерий легкой/средней степени, ЛПИ <0,40 — тяжелое поражение периферических артерий [4].

При проведении ДС БЦА в качестве нормы, предложенной экспертами Евро­пей­ского общества кардиологов, приняты критерии атеросклеротической бляшки (АСБ), обозначенные как увеличение толщины комплекса интима–медиа (ТКИМ) >1,3 мм, или локальное увеличение ТКИМ на 50% в сравнении с величиной ТКИМ близлежащих участков сосудистой стенки [5], что при пересчете в % отношении к просвету сосуда в большинстве случаев соответствует пороговой величине 20% [6, 7].

Статистическую обработку данных проводили с использованием программного пакета Statistica 6.0 (Statsoft Inc.). Данные по группам представлены в виде медианы и межквартильного размаха либо абсолютного числа и процентов. Для определения наличия значимых взаимосвязей между изучаемыми признаками применен корреляционный анализ по Спирмену. Для выявления различий между двумя независимыми группами по количественному признаку сравнение проводили с использованием критерия U Манна—Уитни. Различия считали статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

Для окончательного анализа оказались доступными данные 185 пациентов. Данные сравнение истинного паспортного и расчетного сосудистого возраста пациентов представлены на рис.1.

На основании определения расчетного сосудистого возраста они были разделены на 4 основные группы: 1) сосудистый возраст меньше паспортного — 56 (30,27%) пациентов; 2) сосудистый возраст соответствует паспортному — 80 (43,24%) пациентов; 3) сосудистый возраст больше паспортного — 43 (23,24%) пациента; 4) сосудистый возраст не определен — 6 (3,24%) пациентов. В связи с тем, что наибольший интерес для изучения в соответствии с целью данного исследования представляли пациенты, у которых расчетный сосудистый возраст был больше истинного, для дальнейшего анализа представляются результаты исследования именно этой группы пациентов.

Характеристика группы пациентов, у которых расчетный сосудистый возраст был больше истинного, представлена в табл. 1.

Чтобы определить наличие значимых взаимосвязей между признаками, оценивающими сосудистую жесткость (ЛПИ, СAVI, расчетный сосудистый возраст), а также с такими признаками, как истинный возраст, пол, рост, масса тела, индекс массы тела (ИМТ), показатели липидного состава крови (ОХС, ХС ЛВП, ХС ЛНП, ТГ) и данными ДС (ТИМ и наличие АСБ) в общей/внутренней сонной артерии — (ОСА/ВСА) применен корреляционный анализ по Спирмену, результаты которого представлены в табл. 2.

При анализе полученных данных кроме закономерных взаимосвязей между такими признаками, как возраст, ЛПИ, CAVI и расчетный сосудистый возраст, отмечены статистически значимые корреляции (р<0,05) между следующими признаками: R-CAVI и мужской пол (r =0,35), расчетный сосудистый возраст (по R-CAVI) и ТГ (r=–0,34), L-CAVI и ИМТ (r =–0,36) (рис. 2), ЛПИ (R-ABI) и АБ в ОСА/ВСА (r =–0,34) (рис. 3).

Корреляционная связь признаков изменения показателя ЛПИ и степени стеноза на основании наличия АСБ в ОСА/ВСА соответствовала критериям атеросклеротического поражения сосудов на основании расчета ЛПИ.

Для оценки влияния липидных факторов и атеросклеротического поражения СА на признаки, ассоциированные с индексом CAVI, пациенты были разделены на подгруппы в зависимости от показателей липидного состава крови (достигнуты или нет целевые уровни ОХС и ХС ЛНП) и в зависимости от наличия или отсутствия атеросклеротического поражения СА, по критерию наличия АСБ, суживающей просвет сосуда (в %). При сравнении групп не обнаружено статистически значимых различий по данным признакам в отношении показателей, ассоциированных с индексом CAVI (табл. 3, 4).

Обсуждение

В настоящем исследовании полученные данные подтвердили предположение о том, что применение индекса CAVI в клинической практике и определение расчетного сосудистого возраста могут использоваться как инструмент для принятия решения о дополнительном обследовании пациентов с ССЗ. На примере группы пациентов с расчетным сосудистым возрастом, превышающим их истинный паспортный возраст, подтверждено, что все они являются пациентами, имеющими различные ССЗ и высокий риск развития ССО. В этой подгруппе имели перенесенный инфаркт миокарда в анамнезе 7 пациентов (16% от общего числа пациентов в подгруппе), АСБ, стенозирующие просвет СА по данным ДС, — 29 (67%), атеро-склероз чревного ствола по данным ультразвуковой ангиографии — 1 (2%), гипертрофическую кардиомиопатию — 2 (4%). КГ выполнена у 8 (18%) пациентов, из них у 6 (14%) выявлено многососудистое поражение коронарного русла и были выполнены операции реваскуляризации миокарда.

Следует отразить особенности проведенного исследования. В нашем исследовании увеличение индекса CAVI ассоциировалось со снижением ИМТ, несмотря на то что ожирение считается фактором, увеличивающим индекс CAVI. Необходимо отметить, что подобные данные были получены и в другом российском исследовании, выполненном А.Н. Суминым и соавт. [8]. Можно предположить, что данный факт является особенностью отечественной популяции пациентов с ССЗ. Это лишний раз подтверждает то, что данные зарубежных исследований, выполненные на отличающейся от нашей отечественной популяции, нельзя слепо интерполировать в нашу действительность.

Другой важной особенностью данного исследования было то, что в нем не обнаружены корреляции между показателями, ассоциированными с CAVI и ОХС и его фракциями. Вероятным объяснением этому является то, что эти показатели проявили свою роль на более ранних этапах развития сердечно-сосудистого континуума, а затем уступили место в дальнейшем развитии процесса другим факторам. Это подтверждено в предыдущих отечественных исследованиях: в исследовании по изучению корреляции между каротидным и коронарным атеросклерозом по результатам КГ у пациентов с ишемической болезнью сердца [9], в Люберецком исследовании смертности от инфаркта миокарда [10]. Кроме того, стоит отметить, что ряд пациентов, включенных в исследование, получали терапию статинами, а гиполипидемические и гипотензивные препараты, как известно, оказывают модифицирующее воздействие на эти факторы.

Выводы

Объемная сфигмография с определением расчетного сосудистого возраста является легко воспроизводимым и доступным методом скринингового обследования пациентов для раннего выявления изменений сосудистой стенки.

Определение сосудистого возраста пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями на основании метода объемной сфигмографии указывает на целесообразность углубленного диспансерного обследования как минимум у 25% от общего числа пациентов.

Среди необходимых методов обследования у этих пациентов обязательным представляется выполнение дуплексного сканирования сонных артерий.

Список литературы

  1. Shirai K., Hiruta N., Song M., Kurosu T., Suzuki J., Tomaru T., MiyashitaY., Saiki A., Takahashi M., Suzuki K., Takata M. Cardio-ankle vascular index (CAVI) as a novel indicator of arterial stiffness: theory, evidence and perspectives. J Atheroscler Thromb 2011;18(11):924—938.
  2. Namekata T., Suzuki K., Ishizuka N., Shirai K. Establishing baseline criteria of cardio-ankle vascular index as a new indicator of arteriosclerosis: a cross-sectional study. BMC Cardiovasc Disord 2011;10:11:51.
  3. Nakamura K., Tomaru T., Yamamura S., Miyashita Y., Shirai K., Noike H. Cardio-ankle vascular index is a candidate predictor of coronary atherosclerosis. Circ J 2008;72(4):598—604.
  4. The method of volumetric sphygmography on the device Vasera VS-1500N: guidelines V.A. Milyagin, I.V. Milyagina, M.A. Purygina, T.A. Osipenkova. Smolensk: SSMA 2014. Russian (Метод объемной сфигмографии на аппарате Vasera VS-1500N: методические рекомендации В.А. Милягин, И.В. Милягина, М.А. Пурыгина, Т.А. Осипенкова. Смоленск: СГМА 2014.)
  5. Guidelines for the management of arterial hypertension. The Task Force for the Management of Arterial Hypertension of the European Society of Hypertension (ESH) and of the European Society of Cardiology (ESC). European Heart Journal 2007;28:1462–1536(1476).
  6. Lelyuk V.G., Lelyuk S.E. Methodological aspects of ultrasonic angiologic research (methodical manual). M.: 2002;46 p. Russian (Лелюк В.Г., Лелюк С.Э. Методические аспекты ультразвуковых ангиологических исследований (методическое пособие). М., 2002;46 с).
  7. At'kov O.Ju., Balahonova T.V., Gorohova S.G. Ultrasound of the heart and blood vessels ed. At’kov O.Ju. M.: Jeksmo 2009;400р.(р.260). Russian (Атьков О.Ю., Балахонова Т.В., Горохова С.Г. Ультразвуковое исследование сердца и сосудов под ред. О.Ю. Атькова. М.: Эксмо 2009;400с (с.260)) .
  8. Sumin A.N., Karpovich A.V., Bezdenezhnykh A.V., Barbarash O.L. Cardio-Ankle Vascular Index In Patients With Coronary Heart Disease: Role Of Peripheral Atherosclerosis. Cardiovascular Therapy and Prevention 2013, 12(5): 34—39. Russian (Сумин А.Н., Карпович А.В., Безденежных А.В., Барбараш О.Л. Оценка сердечно-лодыжечного сосудистого индекса у больных ишемической болезнью сердца: влияние периферического атеросклероза. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2013;5:34—39)
  9. Gaisenok O.V., Martsevich S.Iu., Kalashnikov S.V., Mazaev V.P., Deev A.D. Estimation of the informative value of carotid artery duplex scan within a complex verifying diagnostic procedure for coronary heart disease in practical public health. «Profilaktičeskaâ medicina» (Preventive Medicine) 2012;15(6):41—45. Russian (Гайсёнок О.В., Марцевич С.Ю., Калашников С.В., Мазаев В.П., Деев А.Д. Оценка информативности дуплексного сканирования сонных артерий в рамках комплексной методики верификации диагноза ИБС в условиях практического здравоохранения. Профилактическая медицина 2012;15(6):41—45)
  10. Martsevich S.Yu., Ginsburg M.L., Kutishenko N.P., Deev A.D., Fokina A.V., Daniels E.V. Lyubertsy Study Of Mortality In Patients With Acute Myocardial Infarction (Lis): The Analysis Of Anamnestic Predictors Of In-Hospital Mortality. Cardiovascular Therapy and Prevention 2012;11(1):45—48. Russian (Марцевич С.Ю., Гинзбург М.Л., Кутишенко Н.П., Деев А.Д., Фокина А.В., Даниельс Е.В. Люберецкое исследование смертности больных, перенесших острый инфаркт миокарда (ЛИС): анализ анамнестических факторов, определяющих смерть в стационаре. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2012;11(1):45—48)

Об авторах / Для корреспонденции

ФГБУ Объединенная больница с поликлиникой УД Президента РФ, Москва
Отделение общей кардиологии стационара
Гайсёнок О.В. - к.м.н., зав.отделением, врач-кардиолог.
Лечебно-диагностическое отделение поликлиники
Трифонова С.С. - врач-терапевт отделения.
Отделение функциональной диагностики
Шаталова И.В. - к.м.н., зав. отделением.
ФГБУ Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ, Москва
Марцевич С.Ю. - д.м.н., проф., руков. отдела профилактической фармакотерапии.
ФГБУ Учебно-научный медицинский центр УД Президента РФ, Москва
Кафедра терапии, кардиологии и функциональной диагностики с курсом нефрологии
Медведев П.А. - аспирант кафедры.
Трифонова С.С. - аспирант кафедры.
Сидоренко Б.А. - д.м.н., проф., зав. кафедрой.
E-mail: ovgaisenok@fgu-obp.ru

Также по теме