ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Прогностическое значение центрального аортального давления у беременных с артериальной гипертензией

Чулков В.С., Синицын С.П., Вереина Н.К.

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, 454092 Челябинск, ул. Воровского, 64
Проведена оценка прогностической значимости показателей центрального аортального давления и периферического артериального давления (АД) в отношении развития преэклампсии у беременных с различными формами артериальной гипертензии (АГ). Показано, что с развитием преэклампсии ассоциированы более высокие среднесуточные показатели систолического АД (САД), индекс времени САД, вариабельность диастолического АД, а также значения пульсового АД, измеренные на сроках 16—22 нед гестации. Для беременных с АГ, особенно при преэклампсии, характерно отсутствие должного снижения АД или повышение АД в ночные часы (суточные профили нон-дипперы и найт-пикеры). Критическими для прогнозирования преэклампсии явились среднесуточное центральное (аортальное) САД выше 115 мм рт.ст. и среднесуточное (плечевое) САД выше 131 мм рт.ст.

Ключевые слова

артериальная гипертензия
беременность
центральное аортальное давление
преэклампсия

Исследование артериального давления (АД) на плечевой артерии широко используется в клинической практике. Однако существует ряд недостатков при использовании этого метода. Результаты внеофисных измерений АД являются более сильными детерминантами сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и смерти по сравнению с результатами офисных измерений в общей популяции [1, 2].

В связи с этим учет результатов измерения АД только на плечевой артерии может привести к необоснованному назначению или неадекватному выбору препарата и его дозы. Другим недостатком офисного измерения АД на плечевой артерии является то, что систолическое АД (САД) может быть значительно выше, чем центральное САД (на восходящей аорте), что особенно выражено у лиц молодого возраста [3]. В то же время центральное (аортальное) САД (САДАо) является независимым предиктором ССЗ и смерти от различных причин [4].

В настоящее время существуют неинвазивные методики определения центрального АД по результатам суточного мониторирования АД (СМАД), сопоставимые со стандартными (прямыми) методами оценки этих показателей [5].

Однако должные величины для параметров центрального давления как в общей популяции, так и среди беременных не определены.

Особое значение приобретает информация о состоянии гемодинамики при преэклампсии (ПЭ), остающейся ведущей причиной материнской смертности и перинатальных потерь [6—8]. В ряде исследований показано, что женщины с развившейся в последующем ПЭ исходно имели более высокое, чем женщины с неосложненной беременностью, среднее АД в I и II триместрах беременности [9, 10].

Цель исследования: оценить прогностическое значение центрального и периферического АД в отношении развития ПЭ у беременных с АГ.

Материал и методы

В исследование были включены 300 беременных с АГ, наблюдавшихся в городском отделе патологии гемостаза на базе МБУЗ «Городская клиническая больница № 11» Челябинска с 2009 по 2012 г.

Критерии включения: срок беременности на момент включения менее 20 нед; возраст от 18 до 45 лет; наличие АГ; информированное согласие пациентки на участие в исследовании.

Критерии исключения: симптоматические АГ (почечные, эндокринные и др.); тяжелая сопутствующая патология печени и желудочно-кишечного тракта в фазе обострения и декомпенсации; диффузные заболевания соединительной ткани; ментальные расстройства и психические заболевания; хронический алкоголизм, наркомания.

Наблюдение осуществлялось с момента первого визита в женскую консультацию и включало период как минимум 12 нед после завершения беременности независимо от ее исхода.

АГ устанавливали на основании национальных рекомендаций Всероссийского научного общества кардиологов (2010) и клинического протокола ведения беременных с АГ (2012) [11, 12]. В соответствии с современной классификацией, все беременные с АГ были разделены на 4 группы:

  • 1-я группа (n=106) — хроническая АГ (ХАГ), т.е. АГ, диагностированная до наступления беременности или до 20-й недели ее развития;
  • 2-я группа (n=63) — гестационная АГ (ГАГ) — АГ, при которой АД повышается после 20-й недели гестации и не сопровождается протеинурией;
  • 3-я группа (n=10) — ПЭ (определяется по наличию АГ, возникшей после 20-й недели, и протеинурии – более 300 мг белка в суточной моче);
  • 4-я группа (n=21) — ПЭ на фоне ХАГ (диагностируется у беременных с ХАГ в случаях появления после 20 нед гестации протеинурии или заметного увеличения ранее имевшейся протеинурии, резкого повышения уровня АД у тех женщин, у которых до 20 нед беременности АД легко контролировалось, появления признаков полиорганной недостаточности – олигурии, увеличения уровня креатинина, тромбоцитопении, гемолиза, повышения уровня трансаминаз) [11, 12].

Во всех случаях ПЭ дебютировала на сроках 26—33 нед беременности. Группу контроля составили 100 женщин без АГ.

Включенным в исследование беременным проводили клиническое обследование и наблюдение, стандартное лабораторно-инструментальное обследование. СМАД выполняли с помощью аппарата МнСДП-2, BPLab (Россия) с осциллометрическим методом измерения АД на сроках 16—22 нед беременности. Регистрацию АД производили с интервалами 15 мин во время бодрствования и 20 мин в период сна. Для анализа осциллограмм применяли программное обеспечение Vasotens («Петр Телегин», Россия). При анализе результатов СМАД определялись средние значения АД (в том числе пульсового и среднего АД), центрального САД и диастолического АД (ДАД) за сутки и отдельно за день и ночь.

Статистический анализ данных проводился при помощи пакета статистических программ MedCalc версия 11.5.0.

Результаты представлены в виде средней арифметической и ее среднеквадратичного отклонения (M±SD) при нормальном распределении; медианы и интерквартильного размаха — Ме (25-й процентиль; 75-й процентиль) — при распределении, отличном от нормального. Применяли критерии Стьюдента, Манна—Уитни, Крускала—Уоллиса, χ2 Пирсона. C целью оценки прогностической значимости показателей применяли ROC-анализ с расчетом порогового значения (точка отсечения), чувствительности, специфичности, площади под ROC-кривой (AUC), прогностического значения положительного результата (+LR), прогностического значения отрицательного результата (-LR). Качество прогностического значения показателей оценивали по площади под ROC-кривой (AUC): >0,9 — отличное, >0,8 — очень хорошее, >0,7 — хорошее, >0,6 — среднее, <0,6 — показатель неинформативен [13]. Критический уровень значимости при всех видах анализа p<0,05.

Результаты

Средний возраст беременных в 1-й группе составил 31,0±4,7 года, во 2-й группе — 26,0±4,4 года, в 3-й группе — 25,0±3,6 года, в 4-й группе — 30,0±5,1 года, в контрольной — 26,0±4,4 года. В 1-й и 4-й группах средний возраст беременных статистически значимо различался (р<0,001) по сравнению таковым в других исследуемых группах.

Курили до беременности чаще женщины в 1-й группе по сравнению с контролем (9,4 и 1% соответственно; р=0,02). О наследственности, отягощенной по АГ, по сравнению с контрольной группой (20%) чаще сообщали женщины в 1-й (71,7%; р<0,001) и 4-й (71,4%; р<0,001) группах, несколько реже — в 3-й (60%; р<0,001) и 2-й (34,9%; р<0,001) группах.

Показатели суточного профиля АД по результатам СМАД представлены в табл. 1.

Среднесуточное САД и среднесуточное аортальное (САДАо) закономерно оказалось выше у всех беременных с АГ: среднесуточное САД — у женщин с ХАГ (+10,2%), с ГАГ (+5,9%), с ПЭ (+15,3%), с ПЭ на фоне ХАГ (+16,9%), среднесуточное САДАо — у женщин с ХАГ (+10,4%), с ГАГ (+4,7%), с ПЭ (+14,2%), с ПЭ на фоне ХАГ (+17%) по сравнению с контрольной группой.

Среднесуточное ДАД было также выше у беременных с ХАГ (+10,1%) и ПЭ на фоне ХАГ (+14,5%), а среднесуточное аортальное ДАД — у беременных с ХАГ (+11,4%), с ПЭ (+17,1%) и с ПЭ на фоне ХАГ (+17,1%) по сравнению с контрольной группой.

Индекс времени повышения САД и ДАД был выше у всех женщин с АГ, особенно у беременных с ПЭ.

У пациенток с АГ во всех группах отмечалась более высокая вариабельность САД, а вариабельность ДАД — только у беременных с ПЭ и ПЭ на фоне ХАГ по сравнению с группой контроля. Утренний подъем САД оказался выше у беременных с ХАГ и ПЭ на фоне ХАГ по сравнению с контрольной группой.

Типы суточных кривых у беременных с различными формами АГ представлены на рисунке.

При анализе типов суточных кривых обнаружено, что нон-дипперы чаще встречались среди беременных с ПЭ и ПЭ на фоне ХАГ по сравнению с другими группами с АГ; овер-дипперы и найт-пикеры — только при АГ, причем найт-пикеры — чаще среди беременных с ПЭ на фоне ХАГ.

Результаты ROC-анализа с выделением пороговых значений среднесуточных показателей центрального САД и ДАД, плечевого САД, ДАД и среднего АД во II триместре беременности для прогнозирования ПЭ представлены в табл. 2.

Наиболее значимыми показателями для прогнозирова­­ния ПЭ, по результатам ROC-анализа, в исследуемой ко­­­горте оказались среднесуточное САДАо выше 115 мм рт.ст. и среднесуточное (плечевое) САД выше 131 мм рт.ст., обладающие наибольшими чувствительностью и специфичностью.

Обсуждение

В клинической практике при выборе диагностического теста с целью прогнозирования события должны учитываться следующие характеристики: распространенность заболевания, прогностическая значимость теста, стоимость теста и возможность его использования в клинической практике. В 2008 г. J.S. Cnossen и соавт. провели мета-анализ, включивший 34 исследования (60 599 женщин, из них 3341 с ПЭ), результаты которого показали, что среднее АД в I и II триместрах обладает наибольшей прогностической значимостью для прогнозирования ПЭ [14].

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что центральное АД является более точным предиктором сердечно-сосудистых осложнений [15—20], чем периферическое АД, поэтому центральное АД может быть независимой детерминантой осложненного течения беременности. В нашем исследовании среднесуточные показатели САД и ДАД оказались выше у беременных со всеми формами АГ по сравнению с беременными без АГ, причем наиболее высокими — у беременных с ПЭ и ПЭ на фоне ХАГ по сравнению с ХАГ без ПЭ и ГАГ.

Изучение типов суточных кривых в нашем исследовании выявило групповые различия. Среди беременных с ПЭ и ПЭ на фоне ХАГ нон-дипперы и найт-пикеры встречались чаще, чем в других группах с АГ и контрольной группой. Поэтому оценка суточного профиля, а именно отсутствие должного снижения ночного снижения АД, а в ряде случаев даже его повышение может использоваться в качестве дополнительного критерия для диагностики различных форм АГ.

С целью установления критических значений изучаемых показателей нами проведен ROC-анализ, который позволил выделить две наиболее значимые характеристики, обладающие высокой диагностической значимостью в отношении прогнозирования ПЭ в исследуемой когорте — среднесуточное центральное САДАо выше 115 мм рт.ст. (р<0,001) и среднесуточное (плечевое) САД выше 131 мм рт.ст. (р<0,001).

Заключение

С последующим развитием преэклампсии у беременных с различными формами артериальной гипертензии были ассоциированы более высокие среднесуточное систолическое артериальное давление, индекс времени систолического артериального давления, вариабельность диастолического артериального давления, а также пульсового артериального давления, измеренные на сроках 16—22 нед гестации. Для беременных с артериальной гипертензией, особенно с преэклампсией, характерно отсутствие должного снижения артериального давления или повышение артериального давления в ночные часы (суточные профили нон-дипперы и найт-пикеры) по сравнению с гестационной артериальной гипертензией и контрольной группой. Критическими значениями для прогнозирования преэклампсии являются среднесуточное центральное аортальное выше 115 мм рт.ст. и среднесуточное (плечевое) систолическое артериальное давление выше 131 мм рт.ст.

Полученные результаты обусловливают необходимость проведения дальнейших исследований с целью уточнения прогностической значимости показателей центрального (аортального) давления с определением их независимого вклада вместе с другими клиническими и лабораторно-инструментальными характеристиками для оптимизации прогнозирования развития преэклампсии.

Список литературы

  1. Mancia G., Facchetti R., Bombelli M. et al. Long-term risk of mortality associated with selective and combined elevation in office, home, and ambulatory blood pressure. Hypertension 2006;47: 46–853.
  2. Niiranen T.J., Hänninen M.R., Johansson J. et al. Home-measured blood pressure is a stronger predictor of cardiovascular risk than office blood pressure. Hypertension 2010;55:1346–1351.
  3. McEniery C.M., Yasmin, McDonnell B. et al. Central pressure: variability and impact of cardiovascular risk factors. The Anglo-Cardiff Collaborative Trial II. Hypertension 2008;6:1476–1482.
  4. Vlachopoulos C., Aznaouridis K., O’Rourke M.F. et al. Prediction of cardiovascular events and all-cause mortality with central haemodynamics: a systematic review and meta-analysis. Eur Heart J 2010;15:1865–1871.
  5. Ageenkova O.A., Purygina M.A. Central aortic blood pressure, augmentation index, and reflected wave transit time: reproducibility and repeatability of data obtained by oscillometry. Vasc Health Risk Manag. 2011;7:649–56.
  6. Khan K.S., Wojdyla D., Say L. et al. WHO analysis of causes of maternal death: a systematic review. Lancet 2006; 367: 1066–1074.
  7. Sibai B., Dekker G., Kupferminc M. Pre-eclampsia. Lancet 2005; 365: 785-99.
  8. Chulkov V.S., Sinitsin S.P., Vereina N.K. et al. Peculiarities of structure, case history and pregnancy results in hypertension. Human ecology 2009;10:49–54. Russian (Чулков В.С., Синицын С.П., Вереина Н.К. и др. Особенности структуры, анамнеза и исходы беременности при артериальной гипертензии. Экология человека 2009;10:49–54).
  9. Easterling T.R., Benedetti T.J., Schmucker B.C. et al. Maternal hemodynamics in normal and preeclamptic pregnancies: a longitudinal study. Obstet Gynecol 1990;76:1061–1069.
  10. Rang S., Wolf H., Van Montfrans G.A. et al. Serial assessment of cardiovascular control shows early signs of developing pre-eclampsia. J Hypertens 2004;22:369–376.
  11. Hypertension during pregnancy. Pre-eclampsia. Eclampsia. Clinical Protocol. «Scientific center for obstetrics, gynecology acad. Kulakov». The Health Ministry Of Russia. The Institute for family Health. The project «Mother and child» Moscow: 2012; 44 p. Russian (Гипертензия во время беременности. Преэклампсия. Эклампсия. Клинический протокол. ФГБУ «НЦ АГиП им. акад. В.И. Кулакова». Минздравсоцразвития России. Институт Здоровья семьи. Проект «Мать и дитя» М: 2012;44).
  12. Diagnosis and treatment of cardiovascular diseases during pregnancy. Russian recommendations. Cardiovascular therapy and prevention 2010;S2:11–36). Russian (Диагностика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний при беременности. Российские рекомендации. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2010;S2:1–36).
  13. Lasko A.L., Baghwat J.G., Zou K.H. et al. The use of receiver operating characteristic curves in biomedical informatics. J Biomed Inform 2005;38 404–15.
  14. Cnossen J.S., Vollebregt K.C., de Vrieze N. et al. Accuracy of mean arterial pressure and blood pressure measurements in predicting pre-eclampsia: systematic review and meta-analysis. BMJ 2008;May 17;336(7653):1117–1120.
  15. Kotovskaya Yu.V., Kobalava Zh.D. Central pressure in clinical practice: current state of the problem. Cardiovascular therapy and prevention 2009;8(4): 8–13. Russian (Котовская Ю.В., Кобалава Ж.Д. Центральное давление в клинической практике: современное состояние проблемы. Кардиоваскулярная терапия и профилактика 2009;8(4):8–13).
  16. Bartosh L.F., Adonina L.A., Runikhina N.K. et al. Comparative analysis of central and peripheral blood pressure in pregnant women with arterial hypertension. Doctor-postgraduate 2012;2:5(51):749–754. Russian (Бартош Л.Ф. Адонина Л.А., Рунихина Н.К. и др. Сравнительный анализ центрального и периферического артериального давления у беременных с артериальной гипертензией. Врач-аспирант 2012;2:5(51):749–754).
  17. Miyashita Hiroshi. Clinical Assessment of Central Blood Pressure. Curr Hypertens Rev 2012;May;8(2):80–90.
  18. Williams B., Lacy P.S., Thom S.M. et al. Differential impact of blood pressure-lowering drugs on central aortic pressure and clinical outcomes. Principal results of the Conduit Artery Function Evaluation (CAFE) study. Circulation 2006;113:1213–1225.
  19. Vlachopoulos C., Aznaouridis K., O’Rourke M.F. et al. Prediction of cardiovascular events and all-cause mortality with central haemodynamics: a systematic review and meta-analysis. Eur Heart J 2010;15:1865–1871.
  20. Huang C.M., Wang K.L., Cheng H.M. et al. Central versus ambulatory blood pressure in the prediction of all-cause and cardiovascular mortalities. J Hypertens 2011;29:454–459.

Об авторах / Для корреспонденции

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, Челябинск
Кафедра факультетской терапии
Чулков В.С. - к.м.н., доцент кафедры.
Синицын С.П. - д.м.н., проф., зав. кафедрой.
Вереина Н.К. - д.м.н., проф.
E-mail: vschulkov@rambler.ru

Также по теме