ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Сравнительная клинико-биохимическая оценка состояния миокарда при применении различных технологий коронарного шунтирования

Камбаров С.Ю., Сидоренко Б.А., Семенюк О.А., Бугримова  М.А., Иванов А.В., Величко Е.С., Симаков Е.Е., Билько М.Э., Лушкин А.В.

ФГБУ Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ, Москва
Целью исследования является сравнительная клинико-биохимическая оценка состояния миокарда при применении различных технологий коронарного шунтирования (КШ): с искусственным кровообращением (КШ-ИК), на работающем сердце (КШ-РС) и при нормотермической вспомогательной перфузии (KШ-РС-НП). Под наблюдением находились 100 пациентов (86% мужчин, 14% женщин) в возрасте 56—69 лет, разделенных на 3 сопоставимые по полу, возрасту, количеству пораженных коронарных артерий, состоянию миокарда и оценке хирургического риска по шкале EUROSCORE группы в зависимости от техники КШ. В 1-ю группу вошли 35 пациентов, подвергнутых КШ-ИК с кардиоплегией, во 2-ю — 32 пациента с КШ-РС-НП, в 3-ю — 33 пациента после КШ-РС. Исследование клинических показателей выполняли в 1-е сутки после КШ на основании оценки фракции выброса левого желудочка ФВ ЛЖ (по данным эхокардиографии) и оценки уровня креатинфосфокиназы (КФК) и ее фракции МВ (КФК-МВ), кардиоспецифичного тропонина I в плазме крови. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий по исследуемым показателям между группами пациентов после КШ-ИК и КШ-РС-НП при наличии тенденции к более выраженной положительной динамике в группе пациентов с КШ-РС-НП. Выявлены статистически значимые различия в исследуемых показателях в группе КШ-РС по сравнению с группами КШ-ИК и КШ-РС-НП, которые выражаются снижением уровня КФК (на 21,2—30,9%; p<0,05), КФК-МВ (на 9,1—13,1%; p<0,05), тропонина I (на 0,6—0,7%; p<0,05), повышением ФВ ЛЖ (на 9,8—11,6%; p<0,05) и частоты возникновения очагов инфаркта миокарда (6,8%) по сравнению с группами КШ-ИК и КШ-РС-НП (14,2 и 9,8% соответственно). Выявлена тесная корреляция между биохимическими показателями и величиной ФВ ЛЖ во всех обследованных группах пациентов (r=0,74—0,82; p<0,01). Частота возникновения инфаркта миокарда в группе с КШ-РС была на 7,4% ниже, чем в группе КШ-ИК, и на 3% ниже, чем в группе КШ-РС-НП.

Ключевые слова

коронарное шунтирование
инфаркт миокарда
биохимические маркеры повреждения миокарда

За последние годы в кардиохирургической практике накоплен огромный опыт выполнения операций коронарного шунтирования (КШ) пациентам с многососудистым поражением коронарного русла. Совершенствование и развитие методов искусственного кровообращения (ИК), защиты миокарда, анестезии и интенсивной терапии позволяют рассматривать КШ как достаточно безопасное хирургическое вмешательство с низким уровнем летальности, операционных и послеоперационных осложнений, а также достаточно высоким реабилитационным потенциалом. Однако характерные послеоперационные осложнения, связанные с применением ИК, в свое время привели к разработке и внедрению в клиническую практику метода КШ на работающем сердце (off-pump) — КШ-РС. Переходной технологией, направленной на улучшение результатов, стало КШ в условиях параллельной нормотермической вспомогательной перфузии (КШ-РС-НП), которая позволила проводить операции без кардиоплегии и аноксии сердца у пациентов из группы высокого риска [1, 2].

Одним из ведущих критериев оценки клинической эффективности КШ является состояние сердечной мышцы, которое традиционно оценивается преимущественно на основании клинических и биохимических показателей. Общепризнанными биохимическими маркерами повреждения миокарда служат уровень кардиоспецифичных фракций тропонина и активности цитоплазматического изофермента креатинфосфокиназы (КФК) клеток миокарда с учетом оценки изоформы фракции МВ (КФК-МВ). При этом уровень тропонина I может рассматриваться как «золотой стандарт» диагностики острого повреждения сердечной мышцы [3, 4—6]. Проведенный анализ литературы указывает лишь на единичные исследования, рассматривающие сравнительную динамику клинико-биохимических показателей состояния сердечной мышцы в раннем послеоперационном периоде после использования различных технологий КШ.

Целью нашего исследования является сравнительная клинико-биохимическая оценка состояния миокарда при применении различных технологий КШ (КШ-ИК, КШ-РС-НП и КШ-РС).

Материал и методы

Исследование выполнялось на базе ФГБУ «Центральная клиническая больница» в период с 2011 по 2014 г. Всего под наблюдением находились 100 пациентов (86% мужчин, 14% женщин) в возрасте 56—69 лет, разделенные на 3 сопоставимые по полу, возрасту, количеству пораженных коронарных артерий, состоянию миокарда и оценке хирургического риска по шкале EUROSCORE группы в зависимости от техники КШ. В 1-ю группу вошли 35 пациентов, подвергнутых КШ с ИК (КШ-ИК) и кардиоплегией, во 2-ю — 32 пациента с КШ на работающем сердце и параллельной нормотермической перфузией КШ-РС-НП, 3-ю группу составили 33 пациента после КШ-РС.

Технология проведения КШ отличалась тем, что при выполнении операции с ИК и кардиоплегией (1-я группа) реваскуляризацию миокарда проводили на остановленном сердце, в то время как у пациентов 2-й и 3-й групп реваскуляризация миокарда осуществлялась на работающем сердце. КШ во 2-й группе сопровождалось применением нормотермической вспомогательной перфузии с использованием аппарата ИК. При этом начальные этапы операции (выполнение под эндотрахеальным наркозом срединной стернотомии, системная гепаринизация, канюляция восходящей аорты и правых отделов сердца) в 1-й и 2-й группах практически не различались. Шунтирование коронарных артерий в 3-й группе происходило по классической методике off-pump с применением стабилизатора миокарда и внутренних шунтов.

Исследование клинических показателей выполняли в 1-е сутки после КШ на основании оценки фракции выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) (по данным эхокардиографии). Биохимическое обследование также проводили в 1-е сутки после КШ и основывали на оценке КФК, КФК-МВ и кардиоспецифичного тропонина I в плазме крови по стандартной методике. Диагноз инфаркта миокарда (ИМ) в послеоперационном периоде устанавливали на основании повышения уровней КФК, КФК-МВ, тропонина I в сочетании с ишемическими изменениями на электрокардиограмме и появлением нарушений локальной сократимости миокарда в соответствующих зонах.

Результаты и обсуждение

Результаты сравнительной оценки биохимических и клинических показателей состояния миокарда в 1-е сутки после проведения различных технологий КШ представлены в таблице.

Представленные в таблице данные свидетельствуют об отсутствии статистически значимых различий по исследуемым показателям между группами пациентов после КШ-ИК и КШ-РС-НП при наличии тенденции к более выраженной положительной динамике в группе пациентов, оперированных по технологии КШ-РС-НП. При этом выявлены статистически значимые различия в исследуемых показателях в группе КШ-РС по сравнению с группами КШ-ИК и КШ-РС-НП, которые выражаются снижением уровня КФК (на 21,2—30,9%; p<0,05), КФК-МВ (на 9,1—13,1%; p<0,05), тропонина I (на 0,6—0,7%; p<0,05) и повышением ФВ ЛЖ (на 9,8—11,6%; p<0,05). Наряду с этим в группе КШ-РС выявлено выраженное снижение частоты возникновения очагов ИМ (6,8%) по сравнению с группами КШ-ИК и КШ-РС-НП (14,2 и 9,8% соответственно). Дальнейший математический анализ во всех обследованных группах выявил тесную корреляцию (r=0,74—0,82; p<0,01) между биохимическими показателями и величиной ФВ ЛЖ.

Наиболее высокая клиническая эффективность операции при сравнительной оценке всех исследуемых показателей отмечалась в группе пациентов, у которых КШ выполнялось в условиях работающего сердца. Более низкие показатели наблюдались в группе КШ-ИК, что может быть объяснено использованием аппарата ИК. Применение ИК является фактором риска развития ишемии сердечной мышцы с последующей гибелью кардиомиоцитов [7—9]. Сравнительная оценка групп КШ-РС и КШ-РС-НП также показала более высокую клиническую эффективность в 1-й группе, что, по-видимому, связано с технологией КШ-РС-НП, включающей применение ИК.

Выявленная в работе тесная корреляция между биохимическими показателями и величиной ФВ ЛЖ подтверждает корректность методического подхода к оценке состояния сердечной мышцы с позиций исследования маркеров повреждения клеток миокарда (КФК, КФК-МВ, тропонин I). Клиническим подтверждением данного положения явились различия между группами по частоте возникновения очагов ИМ, которая в группе с КШ-РС была на 7,4% ниже, чем в группе КШ-ИК, и на 3% ниже, чем в группе КШ-РС-НП.

Заключение

Клиническая эффективность коронарного шунтирования с позиций состояния сердечной мышцы в 1-е сутки после операции существенно выше при технологии проведения хирургического вмешательства на работающем сердце по сравнению с технологиями применения искусственного кровообращения и на работающем сердце с параллельной нормотермической перфузией. Эти данные подтверждаются более низким уровнем биохимических маркеров повреждения миокарда и более высокими значениями клинического показателя фракции выброса левого желудочка. Однако при сравнении изложенных данных в группах коронарного шунтирования при искусственном кровообращении и коронарного шунтирования в условиях параллельной нормотермической вспомогательной перфузии отмечается наличие тенденции к более выраженной положительной динамике в группе пациентов с коронарным шунтированием в условиях параллельной нормотермической вспомогательной перфузии.

Список литературы

  1. Akchurin R.S., Shiryaev A.A., Lepilin M.G., Galyautdinov D.M., Sapelnikov O.V., Latypov R.S., Grishin I.R., Bayaliyeva A.Zh. Multivessel coronary bypass surgery on the working heart in patients with left ventricular myocardial ischemic dysfunction. Thoracic and Cardiovascular Surgery 2007;5:24—27. Russian (Акчурин Р.С., Ширяев А.А., Лепилин М.Г., Галяутдинов Д.М., Сапельников О.В., Латыпов Р.С., Гришин И.Р., Баялиева А.Ж. Многососудистое коронарное шунтирование на работающем сердце у больных с ишемической дисфункцией миокарда левого желудочка. Грудная и сердечно-сосудистая хирургия 2007;5:24—27).
  2. Darwazah A.K., Sham'a R.A., Isleem I., Hanbali B., Jaber B. Off-pump coronary artery bypass for emergency myocardial revascularization. Asian Cardiovascular and Thoracic Annals 2009;17(2):133—138.
  3. Charnaya M.A., Dement'eva I.I., Morozov Yu.A., Gladisheva V.G., Uryuzhnikov V.V. Markers of myocardial injury in cardiology and cardiac surgery (part 2). Cardiology and Cardiovascular Surgery 2010;4:10—16. Russian (Чарная М.А., Дементьева И.И., Морозов Ю.А., Гладышева В.Г., Урюжников В.В. Маркеры повреждения миокарда в кардиологии и кардиохирургии (Часть 2). Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия 2010;4:10—16).
  4. Thygesen K., Alpert J.S., White H.D.; Joint ESC/ACCF/AHA/WHF Task Force for the Redefinition of Myocardial Infarction. Universal definition of myocardial infarction. Circulation 2007;116:2634 — 2653.
  5. Croal B.L., Hillis G.S., Gibson P.H., Fazal M.T., EI-Shafei H., Gibson G., Jeffrey R.R., Buchan K.G., West D., Cuthbertson B.H. Relationship between postoperative cardiac troponin I levels and outcome of cardiac surgery. Circulation 2006;114:1468—1475.
  6. Perrotti A., Luporsi P., Durst C., Vernerey D., Chocron S. Early detection of asymptomatic bypass graft abnormalities using a cardiac troponin I ratio following coronary artery bypass surgery. Journal of Cardiac Surgery 2015;4:319—323.
  7. Bakaeen F.G., Chu D., Kelly R.F., Holman W.L., Jessen M.E., Ward H.B. Perioperative outcomes after on- and off-pump coronary artery bypass grafting. Texas Heart Institute Journal 2014;41(2):144—151.
  8. Møller C.H., Steinbrüchel D.A. Off-pump versus on-pump coronary artery bypass grafting. Current Cardiology Reports 2014;16(3):455.
  9. Chowdhury R., White D., Kilgo P., Puskas J.D., Thourani V.H., Chen E.P., Lattouf O.M., Cooper W.A., Myung R.J., Guyton R.A., Halkos M.E. Risk factors for conversion to cardiopulmonary bypass during off-pump coronary artery bypass surgery. The Annals of Thoracic Surgery 2012;93(6):1936—1941.

Об авторах / Для корреспонденции

Сведения об авторах:
ФГБУ Центральная клиническая больница с поликлиникой Управления делами Президента РФ, Москва
Отделение кардиохирургии
Камбаров С.Ю. - д.м.н., зав. отделением.
Семенюк О.А. - врач-кардиолог отделения.
Бугримова М.А. - к.м.н., врач-кардиолог отделения.
Величко Е.С. - врач-кардиолог отделения.
Иванов А.В. - к.м.н., кардиохирург отделения.
Симаков Е.Е. - к.м.н., кардиохирург отделения.
Билько М.Э. - кардиохирург отделения.
Лушкин А.В. - к.м.н., кардиохирург отделения.
Кафедра терапии, кардиологии и функциональной диагностики с курсом нефрологии
Сидоренко Б.А. - д.м.н., проф., зав. кафедрой
E-mail: Ksushka44@yandex.ru

Также по теме