Ведущим фактором, определяющим прогноз у пациентов с острым коронарным синдромом (ОКС), является быстрое и полноценное восстановление кровотока в коронарной артерии (КА). Оно может быть достигнуто фармакологическими (тромболитическая терапия — ТЛТ), катетерными (ангиопластика или стентирование) или хирургическими методами [1, 2].
Первичная чрескожная транслюминальная коронарная ангиопластика (ЧТКА) имеет ряд существенных преимуществ перед другими методами реперфузии: обеспечивает более частое и более полное, чем ТЛТ, восстановление кровотока по окклюзированной КА, позволяет решать проблему остаточного стеноза, резидуальной ишемии и их последствий. ЧТКА может быть выполнена в ситуациях, когда ТЛТ противопоказана (инсульт в анамнезе, недавнее кровотечение и др.) [3—5].
Особенно очевидны преимущества первичной ЧТКА в случаях осложненного течения инфаркта миокарда с подъемом сегмента SТ — ИМпSТ (например, на фоне острой сердечной недостаточности — СН), а также в случаях, когда реперфузионная терапия начинается с существенной задержкой после начала заболевания (позже 3 ч) [6, 7].
Показания к хирургическому лечению больных c ОКС, особенно с подъемом сегмента SТ, ограничены, так как летальность при этом в 2—3 раза выше, чем в период стабилизации, и достигает даже у больных без шока 6—7%. Частота использования этого метода в остром периоде ИМпSТ составляет 3—5%. Показаниями к экстренному аортокоронарному шунтированию (АКШ) в основном служат клинические ситуации с продолжающимися ангинозными приступами, когда чрескожное коронарное вмешательство (ЧКВ) и ТЛТ невыполнимы или противопоказаны, либо имеется необходимость в более полной реваскуляризации миокарда [8].
Высокая эффективность ЧКВ по сравнению с другими методиками реперфузии доказана в многочисленных рандомизированных исследованиях, ЧТКА включена как приоритетный метод ведения пациентов в ведущие руководства по лечению больных с различными формами ОКС. При этом подчеркивается, что первичное ЧКВ должно проводиться круглосуточно — 24 ч 7 дней в неделю — и стать повседневным методом лечения большинства больных с ОКС [9, 10].
Материал и методы
Начиная с января 2006 г. в Краевой клинической больнице № 1 им. проф. С.В. Очаповского (Краснодар) в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения функционирует круглосуточная служба экстренной помощи больным с ОКС. Штат отделения для реализации режима 24 ч в сутки 7 дней в неделю включает: 5 рентгенохирургов, штатного анестезиолога (осуществляет анестезиологическое пособие в дневное время, в ночное — дежурный кардиореаниматолог). Плановые и экстренные коронарографии (КГ) выполняются на 2 ангиографических установках (в среднем за сутки проводится 40 ангиографий).
Больница принимает пациентов с ОКС, проживающих в Краснодаре и районах края, преимущественно в возрасте до 75 лет, при соблюдении контрольных сроков, позволяющих осуществлять стратегию ранней реперфузии: для ОКС с подъемом сегмента SТ (ОКСпSТ) — до 12 ч от начала развития заболевания (до 24 ч при продолжающейся ишемии, гемодинамической и электрической нестабильности); для ОКС без подъема сегмента SТ (ОКСбпSТ) — до 72 ч. С учетом возможностей транспортировки в больницу из районов края, находящихся на расстоянии до 120 км, доставлялись пациенты c ОКСпSТ и ОКСбпSТ, при более отдаленном проживании — с ОКСбпSТ.
Алгоритм ведения больных с острой коронарной патологией, принятый в учреждении, следующий:
- В приемном отделении выполняют электрокардиографию, эхокардиографию (ЭхоКГ), общий анализ крови и биохимический анализ крови, в который входят маркеры некроза миокарда (креатинфосфокиназа, ее фракция МВ, тропонин Т или I).
- КГ (среднее время дверь—баллон 37,7 мин).
- Консилиум в составе кардиолога, рентгенохирурга, кардиохирурга определяет лечебную тактику, осуществляет выбор метода реперфузии.
- Приоритетным методом лечения больных с ОКС в нашей клинике является ЧТКА со стентированием. При наличии показаний к хирургической реваскуляризации проводится экстренное АКШ (в ночное время дежурит кардиохирург).
- После выполнения ЧКВ пациенты госпитализируются в палату интенсивной терапии кардиологического отделения больницы, получают двухкомпонентную дезагрегантную терапию (ацетилсалициловая кислота и клопидогрел) в сочетании с антикоагулянтами.
Результаты
За период 2006—2008 гг. в клинику поступили 2125 пациентов с диагнозом ОКС. Доставлены в приемный покой в течение 3—6 ч от начала развития клинической картины 498 (38%) больных, в интервале 6—12 ч — 550 (42%), от 12 до 36 ч — 262 (20%). У 1950 больных выполнена КГ в экстренном порядке, время от поступления пациента в клинику до начала КГ составило 27,4 мин. В 97% случаев использовали бедренный доступ, у 3% пациентов — радиальный. Больные были в возрасте от 30 до 70 лет, средний возраст 54,8±5,1 года. Мужчин было 1246 (88%), женщин — 170 (12%).
У 1417 (73%) пациентов выполнено экстренное эндоваскулярное вмешательство, у 157 (8%) проведено АКШ, у 71 (4%) осуществлен тромболизис, 136 больным (7%) реперфузия не проводилась, использованы медикаментозные методы лечения. Обязательным компонентом терапии пациентов с различными формами ОКС при всех видах лечения была гепаринотерапия (использовали эноксапарин в стандартных дозах). У 169 (8%) пациентов поражение коронарного русла не требовало вмешательства.
Согласно данным, представленным в табл. 1, среди пациентов преобладали больные с ОКСспSТ, из них у 77% выполнена ЧТКА, АКШ проведено у небольшого числа больных. В группе пациентов ОКСбпSТ также преобладали катетерные методы реперфузии (у 66%), но чаще было проведено АКШ (17%). Медикаментозная терапия (включая использование тромболитиков у больных ОКСпSТ) была основным методом лечения у 20% пациентов в обеих группах.
Таблица 1. Вид терапии при разных формах ОКС.
Примечание. ОКС — острый коронарный синдром; ОКС6пSТ — острый коронарный синдром без подъема сегмента SТ; ОКСпSТ — острый коронарный синдром с подъемом сегмента SТ; АКШ — аортокоронарное шунтирование; ЧТКА — чрескожная транслюминальная коронарная ангиопластика.
Группа больных с ранней постинфарктной стенокардией составила 106 пациентов, всем им была выполнена КГ. В этой группе 78 (73%) больным выполнена ЧТКА со стентированием, остальным 28 (27%) — АКШ (при перенесенном Q-отрицательном ИМ).
Характеристика поражения сосудистого русла у больных с ОКС c выделением целевой артерии, определяющей клиническую картину заболевания (развитие ИМ или рецидивирующей ишемии), представлена в табл. 2. Целевую артерию выявляли на основании данных КГ, признаков ишемии миокарда на электрокардиограмме, наличия зон гипокинезии миокарда по данным ЭхоКГ, позволяя выбрать оптимальный алгоритм выполнения хирургического вмешательства.
Таблица 2. Характеристика целевой артерии у пациентов с ОКС (n=1950).
Примечание. ОКС — острый коронарный синдром; КА — коронарная артерия.
Таблица 3. Непосредственный ангиографический результат у пациентов с ОКС (1449 поражнных сегментов).
Примечание. ОКС — острый коронарный синдром; ЧКВ — чрескожное коронарное вмешательство.
Примерно у 30% больных имелось многососудистое поражение. При этом первично выполняли эндоваскулярное вмешательство на артерии, поражение которой определяло клиническую ситуацию, реваскуляризацию других артерий проводили в плановом порядке путем ЧТКА или АКШ.
У 1417 больных была выполнена ангиопластика на 1449 пораженных сегментах, среднее время дверь—баллон при экстренной ангиопластике составило 37,7 мин. При 1356 процедурах ЧТКА было проведено стентирование, при 93 процедурах ЧТКА имплантации стента не потребовалась.
Как было указано выше, выполнено 1356 стентирующих процедур, при этом имплантировано 1512 стентов:
— 925 (62%) стандартных металлических стентов (СМС) («Multi-link», «Vision», «Zeta», «Ultra»);
— 584 (38%) стента, выделяющих лекарства (СВЛ) («Cypher», «Endeavor», «Xience V», «Taxus», «Coroflex Please»).
Реканализация, ангиопластика и стентирование окклюзированной инфаркт-связанной артерии представляли серьезную проблему, так как у больных с множественным поражением КА окклюзионные поражения часто ассоциировались с диффузным поражением, наличием изъязвленных атеросклеротических бляшек с подвижным тромботическим компонентом. В этой группе пациентов при диаметре КА более 4,5 мм мы использовали различные виды защиты от дистальной эмболии. При формировании дистальной эмболии и/или неэффективной вазодилатации у 81 пациента применяли микрокатетер Diver для аспирации тромботических масс с хорошим ангиографическим результатом.
Ангиографический успех оценивали согласно стандартным Рекомендациям по ЧКВ и в целом по всей группе пациентов с ЧТКА он составил 96,9%.
Среди выполненных ЧТКА прямое стентирование составило 52% (n=736), у 48% пациентов процедура выполнена после предилатации баллоном. Преимуществом прямого стентирования является ограничение распространенности тромботического материала, что уменьшает дистальную эмболию, а также предотвращает распространение диссекции, возникшей в результате разрыва атеросклеротической бляшки [3]. Прямое стентирование возможно при полной окклюзии сосуда, когда после проводниковой реканализации остается сегментарный критический стеноз, не требующий предилатации.
Во время пребывания больных в стационаре развились следующие осложнения ЧКВ: фибрилляция желудочков во время вмешательства — у 13 (2,5%) пациентов (во всех случаях был восстановлен синусовый ритм); замедление кровотока по коронарной артерии («slow-reflow») — у 66 (4,8%); у 13 (0,9%) пациентов произошла перфорация КА (во всех случаях сразу выполнялось дренирование перикарда); у 5 пациентов потребовалась экстренная имплантация коронарного стент-графта; у остальных проводилось длительное раздувание баллона в месте разрыва; в одном случае перфорация артерии привела к летальному исходу больного. У 21 (1,5%) пациента было осложнение в виде пульсирующей гематомы в месте пункции общей бедренной артерии (в 3 случаях потребовалось хирургическое ушивание места пункции). Тромбоз стентированного участка возник у 14 (1%) пациентов в течение госпитального периода (в 4 случаях были СВЛ), при этом у 3 пациентов развился ИМ. За период пребывания в стационаре умерли 15 (1,1%) больных, подвергшихся ЧТКА, из них 14 поступали в состоянии кардиогенного шока. В целом тяжелые осложнения развились у 3% пациентов.
На рис. 1—4 представлены клинические примеры.
Рисунок 1. Пациент М., 37 лет. Диагноз: Q-негативный инфаркт миокарда передней стенки левого желудочка. Успешная реканализация и стентирование.
а — окклюзия в проксимальном отделе передней нисходящей артерии; б — результат после ЧТКА. Здесь и на рис. 2, 3: ЧТКА — чрескожная транслюминальная коронарная ангиопластика.
Рисунок 2.Пациент В., 43 года. Диагноз: ОКСпSТ. Успешная реканализация и стентирование.
а — окклюзия в проксимальном отделе огибающей артерии; б — результат после ЧТКА. OKCпST — острый коронарный синдром с подъемом сегмента ST.
Рисунок 3.Пациент М., 63 года. Диагноз: Q-позитивный переднеперегородочный ИМ.
а — окклюзия ствола ЛКА; б — дистальное русло передней нисходящей и огибающей артерий слабо заполняется по коллатералям из правой коронарной артерии; в — остаточные стенозы после баллонной предилатации места окклюзии; г — «kissing» дилатация бифуркации ствола ЛКА после имплантации стентов; д, е — конечный результат после ЧТКА ствола и передней нисходящей артерии. ИМ — инфаркт миокарда; ЛКА — левая коронарная артерия.
Рисунок 4.Пациент У., 42 ГОДА. Диагноз: Q-позитивный нижний инфаркт миокарда. Реканализация правой КА при помощи микрокатетера для аспирации тромбов "Diver". Применение микрокатетера для аспирации тромбов позволило избежать дистальной эмболизации коронарного русла.
а — окклюзия правой КА в дистальном отделе с образованием тромба; б — коронарный проводник, заведенный через место окклюзии, дистальное русло не визуализируется; в — остаточный стеноз после аспирации тромботических масс микрокатетером «Diver»; г — конечный результат после стентирования артерии; КА — коронарная артерия.
В отдаленном периоде (от 1 года до 3 лет) после ЧТКА больные наблюдались кардиологом поликлиники ККБ № 1 им. проф. С.В. Очаповского. У 170 пациентов была выявлена клиническая картина стенокардии, обусловившая необходимость контрольной КГ. Из них 115 больных составили группу со СМС, вторую группу составили 55 пациентов, которым были имплантированы СВЛ. По данным контрольной КГ, среди 115 пациентов с имплантированными СМС рестеноз был выявлен у 46 (40%), а у больных с имплантированными СВЛ — только у 8 (4,5%). У 38 пациентов выполнена повторная коронарная ангиопластика, а в 16 случаях проведено АКШ.
Заключение
Организация работы эндоваскулярной службы в круглосуточном режиме является основой для выполнения наиболее эффективного метода реперфузии у пациентов с острым коронарным синдромом — чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластики. Важным условием реализации данной технологии являются слаженная работа команды специалистов (кардиолог, эндоваскулярный рентгенохирург, кардиохирург, анестезиолог), соблюдение единых согласованных современных стандартов ведения больных.
Экстренная коронарография — ценный метод стратификации риска, позволяющий выявить как пациентов — кандидатов для экстренной операции аортокоронарного шунтирования (трехсосудистое поражение, стеноз ствола левой коронарной артерии, высокая вероятность неуспешной ангиопластики), так и пациентов из группы низкого риска (картина спонтанной реперфузии с незначимой атеросклеротической обструкцией), что позволяет исключить проведение тромболитической терапии.
Проведение чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластики в оптимальные сроки от начала клинических проявлений заболевания и соблюдение минимального интервала дверь—баллон позволяют добиться сохранения жизнеспособного миокарда и существенно снизить смертность от инфаркта миокарда. В случае многососудистого поражения при остром коронарном синдроме целесообразно выполнение чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластики на целевой артерии, а выполнение вмешательства на других пораженных сосудах следует проводить отсроченно.
Большое число катетерных вмешательств позволило эндоваскулярным хирургам приобрести достаточно большой опыт, который является предиктором низкого числа осложнений.
Наблюдение в динамике за пациентами, в лечении которых при остром коронарном синдроме было использовано стентирование, позволило установить, что при использовании стентов, выделяющих лекарства, рестенозы развиваются существенно реже, а это приводит к уменьшению потребности в повторных вмешательствах.
Полагаем, что трактовка острого коронарного синдрома прежде всего как острой интервенционой патологии и более широкое внедрение инвазивных методов оказания помощи будут способствовать существенному улучшению прогноза и качества жизни пациентов с этой патологией.



