Известно, что у больных артериальной гипертонией (АГ) имеются гемореологические нарушения, проявляющиеся повышением вязкости крови, усилением агрегации эритроцитов и ухудшением их деформируемости [1—4]. Имеются данные, свидетельствующие о том, что существенный вклад в нарушение реологических свойств крови у больных АГ вносит дислипидемия (ДЛП). Показано, что у больных АГ с ДЛП увеличена вязкость крови при высоких и средних скоростях сдвига, определяющаяся преимущественно изменениями деформационных свойств эритроцитов [5, 6]. У пациентов с ДЛП зарегистрированы нарушения деформируемости эритроцитов, уменьшение числа клеток с нормальной цитоархитектоникой и увеличение предгемолитических (необратимо деформированных) форм, т.е. установлено преимущественное влияние гиперхолестеринемии на пластичность и способность к агрегации эритроцитов [7—8].
Результаты многочисленных контролируемых исследований убедительно продемонстрировали возможности статинов в первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний [9—10]. Эффективность статинов связывают не только с подавлением синтеза холестерина (ХС), но и с их плейотропными эффектами — уменьшением выраженности дисфункции эндотелия, снижением синтеза фибриногена, влиянием на процессы тромбообразования, выраженность воспаления и т.п. [11]. В то же время возможность статинов влиять на текучесть крови изучена недостаточно, хотя изменение реологических свойств крови при ДЛП признается многими исследователями. Симвастатин у больных ишемической болезнью сердца наряду с коррекцией нарушений липидного обмена улучшают потоковые свойства крови, микрореологические свойства эритроцитов за счет снижения степени агрегатообразования и повышения их пластичности, что относится к плейотропным эффектам статинов [12].
Целью данного исследования явилась оценка влияния 6-недельной терапии аторвастатином на состояние реологических свойств крови у больных эссенциальной АГ с сопутствующей ДЛП.
Материал и методы
В основную группу исследования были включены 27 пациентов (13 мужчин и 14 женщин) в возрасте от 25 до 54 лет (средний возраст 42,6±9,0 года) с АГ 1—2-й степени без поражения органов-мишеней и ассоциированных клинических состояний и уровнем ХС плазмы более 5,0 ммоль/л. В исследование не включали пациентов с вторичной АГ, повышением уровня общего белка плазмы и фибриногена, с сопутствующими хроническими заболеваниями в стадии суб- и декомпенсации.
Исходные гемореологические показатели больных в связи с отсутствием общепринятых нормативов гемореологических параметров сопоставляли с таковыми у 29 здоровых лиц, составивших группу контроля, сопоставимых с пациентами основной группы по полу и возрасту.
Все больные АГ в качестве гипотензивной терапии получали монотерапию амлодипином (тенокс, KRKA) в дозе 5—10 мг/сут и имели целевой уровень АД. Гипотензивная терапия в течение исследования не менялась. Аторвастатин (аторис, KRKA) назначали в дозе 10 мг/сут. Суточная доза не менялась в ходе исследования. Ранее ни один из пациентов не получал лечения статинами. Исходно и через 6 нед терапии аторвастатином в крови, взятой утром натощак, определяли уровни общего ХС, липопротеидов высокой плотности (ЛВП), липопротеидов низкой плотности (ЛНП), триглицеридов (ТГ), общего белка, фибриногена, аланинаминотрансферазы, аспартатаминотрансферазы, креатинфосфокиназы стандартными наборами на автоматическом анализаторе. Исследование гемореологических показателей включало определение гематокрита (Ht), вязкости плазмы (ВП) и вязкости крови (ВК) методом ротационной вискозиметрии при различных скоростях сдвига (10—200 с-1) на вискозиметре АКР-2. Агрегацию эритроцитов изучали на автоматическом эритроагрегометре МА-1 с определением показателя агрегации через 5 и 10 с после полной остановки кровотока (М5 и М10). За значение показателя агрегации принимали среднее арифметическое трех измерений. Дополнительно оценивали агрегацию эритроцитов при сохранении низкой скорости сдвига (3 с-1), также через 5 и 10 с после остановки вращения (М15 и М110), при этом определяли динамический коэффициент агрегации ДК5 и ДК10 по формуле ДК5=М15/М5 и ДК10=М110/М10, а также временные коэффициенты ВpК, позволяющие оценить процесс агрегации во времени — при полной остановке кровотока (ВpК0) и при сохранении скорости сдвига 3 с-1 (ВpК3)по формулам: ВpК0 = М10/М5 и ВpК3= М110/М15.
Деформируемость эритроцитов оценивали фильтрационным методом на приборе ИДА-4 путем измерения начальной скорости свободного протекания суспензии эритроцитов через фильтр с порами диаметром 3 мкм под действием силы тяжести. Вычисляли индекс ригидности (ИР) — величину, обратную деформируемости, по формуле: ИР=(ts-tb)x100/(tb*Ht), где ts — время прохождения через фильтр 250 мкм суспензии эритроцитов, tb — усредненное время прохождения через фильтр 250 мкм ресуспендирующего раствора. Для оценки структурно-функциональных свойств мембраны эритроцитов исследовали их цитоархитектонику методом фазово-контрастной микроскопии. Определяли процентное содержание дискоцитов и измененных форм эритроцитов.
Результаты, полученные через 6 нед лечения аторвастатином, сравнивали с таковыми до лечения.
Статистический анализ полученных данных проводили с использованием программы Statistica. Различия считали достоверными при р<0,05.
Результаты
Терапия аторвастатином привела к достоверному снижению уровней ХС плазмы на 40% и его наиболее атерогенной фракции — ЛНП — на 58%, что соответствует данным литературы. В меньшей степени снизился уровень ТГ (на 21%) и практически не изменилось содержание ЛВП (табл. 1).
Таблица 1. Показатели липидного обмена у больных АГ с ДЛП на фоне лечения аторвастатином.
Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: АГ — артериальная гипертония; ДЛП — дислипидемия; ХС — холестерин; ЛВП — липопротеиды высокой плотности; ЛНП — липопротеиды низкой плотности; ТГ — триглицериды. * — достоверность различий (p<0,05).
Выраженные позитивные изменения липидного состава крови у пациентов за сравнительно короткий срок терапии (6 нед) позволяют характеризовать аторис как высококачественный генерический препарат аторвастатина. Уровни трансаминаз и креатинфосфокиназы у больных не превышали нормальных значений.
Исходно у больных АГ с ДЛП по сравнению с группой контроля отмечалось ускорение сборки линейных агрегатов, о чем свидетельствует увеличение всех показателей агрегации (М5, М15, М10, М110). В то же время у этих больных агрегация во времени нарастала менее интенсивно, чем в норме, так как показатели ВpК0 и ВpК3, характеризующие прирост агрегации через 5 и 10 с после полной остановки кровотока, оказались меньше, чем в группе контроля. Динамические коэффициенты агрегации ДК5 и ДК10 оказались в группе пациентов с АГ и ДЛП также ниже, чем в контроле, свидетельствуя о том, что дополнительные силы сближения, действующие при сохранении малой скорости сдвига после остановки вращения крови, не нивелируют в этом случае действие факторов, задерживающих агрегацию эритроцитов.
Через 6 нед терапии аторвастатином у больных АГ с ДЛП достоверно уменьшились показатели агрегации М5 и М10, увеличились динамические коэффициенты агрегации ДК5 и ДК10, возросли и уже не отличались от контроля временные коэффициенты агрегации ВpК0и ВpК3). В то же время показатели М15, М110 в результате лечения достоверно не изменились (табл. 2).
Таблица 2. Показатели агрегации эритроцитов у больных АГ с ДЛП до и после лечения аторвастатином.
Примечание. М5 и М10 — показатели агрегации через 5 и 10 с после полной остановки кровотока; М15 и М110 — агрегация эритроцитов при сохранении низкой скорости сдвига (3 с-1) через 5 и 10 с после остановки вращения; ВpК0, ВpК3— временные коэффициенты, позволяющие оценить процесс агрегации во времени при полной остановке кровотока и при сохранении скорости сдвига 3 с-1 соответственно; ДК — динамический коэффициент агрегации. * — достоверность различий между группой контроля и основной группой, ** — достоверность различий до и после лечения аторвастатином (p<0,05).
Улучшение показателей агрегации эритроцитов сопровождалось достоверно значимым улучшением их цитоархитектоники. В результате терапии аторвастатином количество дискоцитов достоверно увеличилось с 70,0 (63,0—80,5) до 81,5 (74,0—87,0) % (p<0,05), достигнув такого же уровня, как и в контрольной группе — 81,0 (78,0—83,0)%. Уменьшилось количество необратимо деформированных эритроцитов с 10,5 (8,5—13,0) до 8,0 (6,0—9,0) % (p<0,05). Количество обратимо деформированных эритроцитов осталось прежним. Эти позитивные изменения цитоархитектоники привели к тому, что ИР эритроцитов достоверно снизился с 53,4 (46,5—72,2) до 44,8 (33,6—46,2) усл. ед. (p<0,05), практически достигнув значения в контрольной группе — 43,2 (38,4—55,5) усл. ед. Кроме того, достоверно уменьшился показатель кессонной вязкости с 5,80±1,01 до 4,79±0,78 мПа*с (p<0,05). Таким образом, в результате лечения аторвастатином у больных АГ с ДЛП наряду с нормализацией липидного состава крови произошли значимые изменения микрореологических свойств эритроцитов — их агрегационного потенциала и цитоархитектоники.
У пациентов с АГ и ДЛП по сравнению с контрольной группой исходно отмечалось повышение ВП и ВК при высоких скоростях сдвига (200 с-1). Терапия аторвастатином привела к значимому снижению ВП на 17%, в то время как ВК имела лишь тенденцию к снижению (табл. 3).
Таблица 3. Макрореологические параметры больных АГ с ДЛП на фоне лечения аторвастатином.
Примечание. Hb — гемоглобин; Ht — гематокрит; ВП — вязкость плазмы; ВК — вязкость крови. * — достоверность различий между группами больных АГ и контролем (p<0,05), ** — достоверность различий между больными АГ до и после лечения (p<0,05).
Терапия амлодипином в дозе 5—10 мг позволила достичь целевого уровня АД у всех пациентов.
Обсуждение
Нами зарегистрирована тенденция к усилению агрегации эритроцитов у больных АГ с ДЛП, особенностью которой является образование большего числа физиологических эритроцитарных агрегатов при падении скорости кровотока. При этом у данной категории больных зарегистрирован феномен отсутствия усиления агрегации во времени, характерный для здоровых лиц, что, вероятно, связано с наличием у больных АГ и ДЛП факторов, препятствующих сближению эритроцитов. В результате терапии аторвастатином наряду с достоверным улучшением параметров липидного состава крови отмечена нормализация агрегации эритроцитов. Через 6 нед терапии аторвастатином у больных АГ с ДЛП статистически значимо уменьшились показатели агрегации М5 и М10, возросли и приблизились к значению контроля ВpК0 и ВpК3, повысились ДК5 и ДК10, свидетельствующие о нормализации образования физиологических эритроцитарных агрегатов при падении скорости кровотока и интенсификации процесса прироста агрегации эритроцитов после остановки кровотока. Это, по нашему мнению, обусловлено улучшением деформационных способностей эритроцитов. Данное предположение подтвердилось выявленным нами в результате терапии аторвастатином улучшением цитоархитектоники и деформируемости эритроцитов. Через 6 нед приема препарата у больных АГ с ДЛП увеличилось количество физиологических форм эритроцитов и нормализовался ИР эритроцитов, что должно приводить к улучшению текучести эритроцитов. Улучшение микрогемореологических параметров, вероятно, связано с оптимизацией липидного состава крови и, как следствие этого, с уменьшением накопления ХС в мембранах эритроцитов. Взаимосвязь этих показателей была показана ранее [13, 14].
ВК и Ht при 6-недельной терапии аторвастатином не менялись, в то время как ВП достоверно снизилась за счет уменьшения концентрации ХС и ТГ. Проведенный нами корреляционный анализ показателей липидного состава плазмы и основных реологических характеристик продемонстрировал, как и в других исследованиях [1, 9, 11], умеренную, но достоверную связь между уровнем ТГ и показателями агрегации эритроцитов М5 (r=0,42; р<0,05), М15 (r=0,42; р<0,05), М10 (r=0,40; р<0,05), М110 (r=0,32; р<0,05). Показатели автоматической агрегации также коррелировали с уровнем ХС, но связь была менее сильной: М5 (r=0,28; р<0,05), М15 (r=0,26; р<0,05), М10 (r=0,23; р<0,05), М110 (r=0,22; р<0,05). Отмечены положительные корреляции макреореологических параметров с уровнем липидов плазмы. ВК при высоких скоростях сдвига (200 с-1) коррелировала с уровнем ХС (r=0,32; p<0,05) и уровнем ТГ (r=0,35; p<0,05).
Заключение
Таким образом, терапия аторвастатином (аторисом) больных артериальной гипертонией с дислипи- демией сопровождается позитивными изменениями липидного состава плазмы и таких гемореологических показателей, как уменьшение агрегационных показателей, снижение ригидности эритроцитов и улучшение их цитоархитектоники. Применение в качестве антигипертензивного препарата амлодипина (тенокс) позволило достичь целевого уровня артериального давления у всех пациентов.



