ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Влияние аторвастатина на гемореологические параметры больных артериальной гипертонией с дислипидемией

Абрашкина Е.Д., Шаалали Н., Пахрова О.А., Шутемова Е.А., Назарова О.А.

ГОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Росздрава, ГУЗ Кардиологический диспансер, Иваново
Цель исследования состояла в оценке влияния 6 недельной терапии аторвастатином на показатели липидного обмена и ряд гемореологических характеристик у 27 больных артериальной гипертонией (АГ) и дислипопротеинемией (ДЛП). Наряду с общеклиническим обследованием пациентам проводилось исследование гемореологического профиля, включающее изучение гематокрита, вязкости плазмы и крови методом ротационной вискозиметрии при различных скоростях сдвига, агрегации эритроцитов автоматическим методом, деформируемости эритроцитов фильтрационным методом, а также цитоархитектоники эритроцитов. На фоне выраженного гиполипидемического эффекта аторвастатина отмечено отчетливое улучшение микрореологических свойств эритроцитов в виде значимого уменьшения индекса ригидности эритроцитов и их агрегации. На основании этого сделан вывод, что улучшение текучести эритроцитов, способствующее повышению эффективности кровотока в микроциркуляторном русле, может служить дополнительным основанием для назначения аторвастатина пациентам с АГ и ДЛП.

Ключевые слова

артериальная гипертония
амлодипин
дислипидемия
аторвастатин
гемореологические нарушения

Известно, что у больных артериальной гипертонией (АГ) имеются гемореологические нарушения, проявля­ющиеся повышением вязкости крови, усилением агре­гации эритроцитов и ухудшением их деформируемос­ти [1—4]. Имеются данные, свидетельствующие о том, что существенный вклад в нарушение реологических свойств крови у больных АГ вносит дислипидемия (ДЛП). Показано, что у больных АГ с ДЛП увеличена вязкость крови при высоких и средних скоростях сдви­га, определяющаяся преимущественно изменениями деформационных свойств эритроцитов [5, 6]. У паци­ентов с ДЛП зарегистрированы нарушения деформиру­емости эритроцитов, уменьшение числа клеток с нор­мальной цитоархитектоникой и увеличение предгемолитических (необратимо деформированных) форм, т.е. установлено преимущественное влияние гиперхолестеринемии на пластичность и способность к агрегации эритроцитов [7—8].

Результаты многочисленных контролируемых иссле­дований убедительно продемонстрировали возможнос­ти статинов в первичной и вторичной профилактике сер­дечно-сосудистых заболеваний [9—10]. Эффективность статинов связывают не только с подавлением синтеза холестерина (ХС), но и с их плейотропными эффекта­ми — уменьшением выраженности дисфункции эндо­телия, снижением синтеза фибриногена, влиянием на процессы тромбообразования, выраженность вос­паления и т.п. [11]. В то же время возможность статинов влиять на текучесть крови изучена недостаточно, хотя изменение реологических свойств крови при ДЛП признается многими исследователями. Симвастатин у больных ишемической болезнью сердца наряду с кор­рекцией нарушений липидного обмена улучшают пото­ковые свойства крови, микрореологические свойства эритроцитов за счет снижения степени агрегатообразования и повышения их пластичности, что относится к плейотропным эффектам статинов [12].

Целью данного исследования явилась оценка влия­ния 6-недельной терапии аторвастатином на состояние реологических свойств крови у больных эссенциальной АГ с сопутствующей ДЛП.

Материал и методы

В основную группу исследования были включены 27 пациентов (13 мужчин и 14 женщин) в возрасте от 25 до 54 лет (средний возраст 42,6±9,0 года) с АГ 1—2-й сте­пени без поражения органов-мишеней и ассоциирован­ных клинических состояний и уровнем ХС плазмы более 5,0 ммоль/л. В исследование не включали пациен­тов с вторичной АГ, повышением уровня общего белка плазмы и фибриногена, с сопутствующими хроничес­кими заболеваниями в стадии суб- и декомпенсации.

Исходные гемореологические показатели больных в связи с отсутствием общепринятых нормативов гемореологических параметров сопоставляли с таковыми у 29 здо­ровых лиц, составивших группу контроля, сопоставимых с пациентами основной группы по полу и возрасту.

Все больные АГ в качестве гипотензивной тера­пии получали монотерапию амлодипином (тенокс, KRKA) в дозе 5—10 мг/сут и имели целевой уровень АД. Гипотензивная терапия в течение исследования не менялась. Аторвастатин (аторис, KRKA) назнача­ли в дозе 10 мг/сут. Суточная доза не менялась в ходе исследования. Ранее ни один из пациентов не получал лечения статинами. Исходно и через 6 нед терапии аторвастатином в крови, взятой утром натощак, опре­деляли уровни общего ХС, липопротеидов высокой плотности (ЛВП), липопротеидов низкой плотности (ЛНП), триглицеридов (ТГ), общего белка, фибрино­гена, аланинаминотрансферазы, аспартатаминотрансферазы, креатинфосфокиназы стандартными набо­рами на автоматическом анализаторе. Исследование гемореологических показателей включало определение гематокрита (Ht), вязкости плазмы (ВП) и вязкости крови (ВК) методом ротационной вискозиметрии при различных скоростях сдвига (10—200 с-1) на вискозиметре АКР-2. Агрегацию эритроцитов изучали на авто­матическом эритроагрегометре МА-1 с определением показателя агрегации через 5 и 10 с после полной остановки кровотока (М5 и М10). За значение показа­теля агрегации принимали среднее арифметическое трех измерений. Дополнительно оценивали агрегацию эритроцитов при сохранении низкой скорости сдвига (3 с-1), также через 5 и 10 с после остановки вращения (М15 и М110), при этом определяли динамический коэф­фициент агрегации ДК5 и ДК10 по формуле ДК5=М155 и ДК10=М11010, а также временные коэффициенты ВpК, позволяющие оценить процесс агрегации во вре­мени — при полной остановке кровотока (ВpК0) и при сохранении скорости сдвига 3 с-1 (ВpК3)по формулам: ВpК0 = М105 и ВpК3= М110/М15.

Деформируемость эритроцитов оценивали фильтра­ционным методом на приборе ИДА-4 путем измерения начальной скорости свободного протекания суспензии эритроцитов через фильтр с порами диаметром 3 мкм под действием силы тяжести. Вычисляли индекс ригидности (ИР) — величину, обратную деформиру­емости, по формуле: ИР=(ts-tb)x100/(tb*Ht), где ts — время прохождения через фильтр 250 мкм суспензии эритроцитов, tb — усредненное время прохождения через фильтр 250 мкм ресуспендирующего раство­ра. Для оценки структурно-функциональных свойств мембраны эритроцитов исследовали их цитоархи­тектонику методом фазово-контрастной микроско­пии. Определяли процентное содержание дискоцитов и измененных форм эритроцитов.

Результаты, полученные через 6 нед лечения аторвастатином, сравнивали с таковыми до лечения.

Статистический анализ полученных данных прово­дили с использованием программы Statistica. Различия считали достоверными при р<0,05.

Результаты

Терапия аторвастатином привела к достоверному снижению уровней ХС плазмы на 40% и его наиболее атерогенной фракции — ЛНП — на 58%, что соответс­твует данным литературы. В меньшей степени снизил­ся уровень ТГ (на 21%) и практически не изменилось содержание ЛВП (табл. 1).

Таблица 1. Показатели липидного обмена у больных АГ с ДЛП на фоне лечения аторвастатином.

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: АГ — артериальная гипертония; ДЛП — дислипидемия; ХС — холестерин; ЛВП — липопротеиды высокой плотности; ЛНП — липопротеиды низкой плотности; ТГ — триглицериды. * — достоверность различий (p<0,05).

Выраженные позитивные изменения липидного состава крови у пациентов за сравнительно короткий срок терапии (6 нед) позволяют характеризовать аторис как высококачественный генерический препарат аторвастатина. Уровни трансаминаз и креатинфосфокиназы у больных не превышали нормальных значений.

Исходно у больных АГ с ДЛП по сравнению с груп­пой контроля отмечалось ускорение сборки линейных агрегатов, о чем свидетельствует увеличение всех пока­зателей агрегации (М5, М15, М10, М110). В то же время у этих больных агрегация во времени нарастала менее интенсивно, чем в норме, так как показатели ВpК0 и ВpК3, характеризующие прирост агрегации через 5 и 10 с после полной остановки кровотока, оказались меньше, чем в группе контроля. Динамические коэф­фициенты агрегации ДК5 и ДК10 оказались в группе пациентов с АГ и ДЛП также ниже, чем в контроле, свидетельствуя о том, что дополнительные силы сбли­жения, действующие при сохранении малой скорости сдвига после остановки вращения крови, не нивелиру­ют в этом случае действие факторов, задерживающих агрегацию эритроцитов.

Через 6 нед терапии аторвастатином у больных АГ с ДЛП достоверно уменьшились показатели агрегации М5 и М10, увеличились динамические коэффициенты агрегации ДК5 и ДК10, возросли и уже не отличались от контроля временные коэффициенты агрегации ВpК0и ВpК3). В то же время показатели М15, М110 в результате лечения достоверно не изменились (табл. 2).

Таблица 2. Показатели агрегации эритроцитов у больных АГ с ДЛП до и после лечения аторвастатином.

Примечание. М5 и М10 — показатели агрегации через 5 и 10 с после полной остановки кровотока; М15 и М110 — агрегация эритроцитов при сохранении низкой скорости сдвига (3 с-1) через 5 и 10 с после остановки вращения; ВpК0, ВpК3— временные коэффициенты, позволяющие оценить процесс агрегации во времени при полной остановке кровотока и при сохранении скорости сдвига 3 с-1 соответственно; ДК — динамический коэффициент агрегации. * — достоверность различий между группой контроля и основной группой, ** — достоверность различий до и после лечения аторвастатином (p<0,05).

Улучшение показателей агрегации эритроцитов сопровождалось достоверно значимым улучшением их цитоархитектоники. В результате терапии аторвастатином количество дискоцитов достоверно увеличилось с 70,0 (63,0—80,5) до 81,5 (74,0—87,0) % (p<0,05), достиг­нув такого же уровня, как и в контрольной группе — 81,0 (78,0—83,0)%. Уменьшилось количество необратимо деформированных эритроцитов с 10,5 (8,5—13,0) до 8,0 (6,0—9,0) % (p<0,05). Количество обратимо деформиро­ванных эритроцитов осталось прежним. Эти позитив­ные изменения цитоархитектоники привели к тому, что ИР эритроцитов достоверно снизился с 53,4 (46,5—72,2) до 44,8 (33,6—46,2) усл. ед. (p<0,05), практически достиг­нув значения в контрольной группе — 43,2 (38,4—55,5) усл. ед. Кроме того, достоверно уменьшился показа­тель кессонной вязкости с 5,80±1,01 до 4,79±0,78 мПа*с (p<0,05). Таким образом, в результате лечения аторвастатином у больных АГ с ДЛП наряду с нормализацией липидного состава крови произошли значимые изме­нения микрореологических свойств эритроцитов — их агрегационного потенциала и цитоархитектоники.

У пациентов с АГ и ДЛП по сравнению с контрольной группой исходно отмечалось повышение ВП и ВК при высоких скоростях сдвига (200 с-1). Терапия аторвастатином привела к значимому снижению ВП на 17%, в то время как ВК имела лишь тенденцию к снижению (табл. 3).

Таблица 3. Макрореологические параметры больных АГ с ДЛП на фоне лечения аторвастатином.

Примечание. Hb — гемоглобин; Ht — гематокрит; ВП — вязкость плазмы; ВК — вязкость крови. * — достоверность различий между группами больных АГ и контролем (p<0,05), ** — достоверность различий между больными АГ до и после лечения (p<0,05).

Терапия амлодипином в дозе 5—10 мг позволила достичь целевого уровня АД у всех пациентов.

Обсуждение

Нами зарегистрирована тенденция к усилению агре­гации эритроцитов у больных АГ с ДЛП, особенностью которой является образование большего числа физио­логических эритроцитарных агрегатов при падении скорости кровотока. При этом у данной категории боль­ных зарегистрирован феномен отсутствия усиления агрегации во времени, характерный для здоровых лиц, что, вероятно, связано с наличием у больных АГ и ДЛП факторов, препятствующих сближению эритроцитов. В результате терапии аторвастатином наряду с досто­верным улучшением параметров липидного состава крови отмечена нормализация агрегации эритроцитов. Через 6 нед терапии аторвастатином у больных АГ с ДЛП статистически значимо уменьшились показа­тели агрегации М5 и М10, возросли и приблизились к значению контроля ВpК0 и ВpК3, повысились ДК5 и ДК10, свидетельствующие о нормализации образова­ния физиологических эритроцитарных агрегатов при падении скорости кровотока и интенсификации про­цесса прироста агрегации эритроцитов после остановки кровотока. Это, по нашему мнению, обусловлено улуч­шением деформационных способностей эритроцитов. Данное предположение подтвердилось выявленным нами в результате терапии аторвастатином улучше­нием цитоархитектоники и деформируемости эрит­роцитов. Через 6 нед приема препарата у больных АГ с ДЛП увеличилось количество физиологических форм эритроцитов и нормализовался ИР эритроцитов, что должно приводить к улучшению текучести эритроци­тов. Улучшение микрогемореологических параметров, вероятно, связано с оптимизацией липидного состава крови и, как следствие этого, с уменьшением накоп­ления ХС в мембранах эритроцитов. Взаимосвязь этих показателей была показана ранее [13, 14].

ВК и Ht при 6-недельной терапии аторвастатином не менялись, в то время как ВП достоверно снизилась за счет уменьшения концентрации ХС и ТГ. Проведенный нами корреляционный анализ показателей липидного состава плазмы и основных реологических характеристик продемонстрировал, как и в других исследованиях [1, 9, 11], умеренную, но достоверную связь между уровнем ТГ и показателями агрегации эритроцитов М5 (r=0,42; р<0,05), М15 (r=0,42; р<0,05), М10 (r=0,40; р<0,05), М110 (r=0,32; р<0,05). Показатели автоматической агрегации также коррелировали с уровнем ХС, но связь была менее сильной: М5 (r=0,28; р<0,05), М15 (r=0,26; р<0,05), М10 (r=0,23; р<0,05), М110 (r=0,22; р<0,05). Отмечены поло­жительные корреляции макреореологических параметров с уровнем липидов плазмы. ВК при высоких скоростях сдвига (200 с-1) коррелировала с уровнем ХС (r=0,32; p<0,05) и уровнем ТГ (r=0,35; p<0,05).

Заключение

Таким образом, терапия аторвастатином (аторисом) больных артериальной гипертонией с дислипи- демией сопровождается позитивными изменениями липидного состава плазмы и таких гемореологических показателей, как уменьшение агрегационных показа­телей, снижение ригидности эритроцитов и улучше­ние их цитоархитектоники. Применение в качестве антигипертензивного препарата амлодипина (тенокс) позволило достичь целевого уровня артериального дав­ления у всех пациентов.

Список литературы

  1. Люсов В.А., Дудаев В.А., Аль-Мубарак М. и др. Реологические свойства крови у больных гипертонической болезнью. Кардиология 1986;5:70—73.
  2. Шабанов В.А., Терехина Е.В., Костров В.А. Изменения реологический свойств крови у больных гипертонической болезнью. Тер арх 2001;10:70—73.
  3. Шляхто Е.В., Моисеева О.М., Лясникова Е.А. и др. Реологические свойства крови и функция эндотелия у больных гипертонической болезнью. Кардиология 2004;4:20—23.
  4. Ajmani R.S. Hypertension and hemorheology. Clin Hemorheol Microcirc 1997;17:397—420.
  5. Джанашия П.Х., Сорокалетов С.М., Жиляев Е.В. и др. Нарушение реологических свойств крови у больных ИБС и гипертонической болезнью Попытка выделения групп риска. В кн.: Реологические исследования в медицине М 1997:68—74.
  6. Фирсов Н.Н., Джанашия П.Х. Введение в экспериментальную и клиническую гемореологию. М 2004.
  7. Константинова Е., Цапаева Н., Толстая Т. Реологические свойства эритроцитов, микроциркуляция и показатели транспорта кислорода при ишемической болезни сердца. Мат Междунар конф по гемореологии. Ярославль 2001:12—13.
  8. Никитина Н.М., Киричук В.Ф., Юданова Л.С. Реологические свойства крови у больных стабильной стенокардией. В кн.: Микроциркуляция и гемореология. Ярославль 1999;219—220.
  9. Scandinavian 9Simvastatin Survival Study Group. Randomized trial of cholesterol lowering in 4444 patients with coronary heart disease: the Scandinavian Simvastatin Survial Study (4S). Lancet 1994;344:1383—1389.
  10. Schedlbauer A., Schroeder K., Fahey T. How can adherence to lipid-lowering medication be improved? A systematic review of randomized controlled trials. Fam Pract 2007;24:380—387.
  11. Vaughan C., Murphy M., Buckley B. Statins do more than just lower Cholesterol. Lancet 1996;348:1079—1082.
  12. Якусевич В.В., Муравьев А.В., Суровая Л.Г. Модификация реологических свойств крови у больных ишемической болезнью сердца с гиперхолестеринемией при лечении симвастатином. Кардиоваск тер и проф 2002;4:41—46.
  13. Лишневская В.Ю., Коркушко О.В., Саркисов К.Г. и др. Мембранный механизм изменения функционального состояния эритроцитов и тромбоцитов у больных ИБС пожилого возраста. Мат Междунар конф по гемореологии. Ярославль 2001:16—17.
  14. Minano F.J., Zamora E., Holgado C. et al. Altered phospholipidic composition of erythrocyte membrane in hypercholesterolemias; Reason for Reological- abnormalities. Atherosclerosis 1995;115:109.
  15. Cicha Iwona, Suzuki Yoji, Tateishi Norihico et al. Enhancement of red blood cell agregation by plasma triglycerides. Clin Hemorheol Microcircul 2001;24:2472.

Об авторах / Для корреспонденции

ГОУ ВПО Ивановская государственная медицинская академия Росздрава
Пахрова О.А. - к.биол.н., зав. лабораторией гемореологии и микроциркуляции научно-исследовательского центра.
Абрашкина Е.Д. - врач клиники им. проф. Бурцева Е.М.
Кафедра терапии и амбулаторной медицины факультета дополнительного и послевузовского профессионального образования
Назарова О.А. - д.м.н., проф., зав. кафедрой.
Шутемова Е.А. - д.м.н., проф. кафедры.
Шаалали Н. - аспирант кафедры.
E-mail: eshutemova@yandex.ru

Также по теме