ISSN 2412-4036 (print)
ISSN 2713-1823 (online)

Влияние дизайна стандартных металлических стентов на гиперплазию неоинтимы и рестеноз

Батыралиев Т.А., Фетцер Д.В., Сидоренко Б.А., Бодуроглу Я., Докумачи Б., Беленков Ю.Н. от имени Международной исследовательской группы по инвазивной и клинической кардиологии

Университет САНКО, Газиантеп, Турция; ГУЗ Липецкая областная клиническая больница, Липецк, Россия; УНМЦ Управления делами Президента РФ, Москва, Россия; Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Имплантация коронарных стентов стала неотъемлемой частью лечения больных ишемической болезнью сердца (ИБС). Из года в год в России количество выполняемых чрескожных коронарных вмешательств у больных ИБС неуклонно растет. На очередном этапе развития интервенционной кардиологии созданы и стали активно использоваться стенты, выделяющие лекарственные вещества; имплантация таких стентов по сравнению со стандартными металлическими стентами (СМС) позволяет значительно снизить риск развития рестеноза. Однако новые типы стентов не только не вытеснили СМС, но и по-прежнему используются в менее 50% случаев в России. Дизайн СМС и толщина балок могут влиять на выраженность пролиферации неоинтимы, которая развивается после имплантации стента, что определяет отдаленные результаты лечения больных ИБС. В связи с этим выбор СМС остается актуальным вопросом. В обзоре представлены клинические исследования, в которых сравниваются СМС с разным дизайном и толщиной балок.

Ключевые слова

чрескожное коронарное вмешательство
стент
гиперплазия неоинтимы
рестеноз
осложнение

Любое внутрисосудистое коронарное вмешательство вызывает определенного рода повреждения интимы, которые вносят значительный вклад в развитие рестеноза. Внедрение коронарного стентирования позволило значительно улучшить результаты чрескожных вмешательств по сравнению с баллонной ангиопластикой, так как имплантированный стент значительно уменьшает эластическое ремоделирование артерии, а также частоту развития острых осложнений [1, 2]. С момента первого использования коронарных стентов до настоящего времени произошла смена нескольких поколений устройств, и эти устройства претерпели значительные улучшения [3].

Формирование неоинтимы в стенте связано с повреждением сосудистой стенки и воспалительным ответом. Чрезмерная пролиферация неоинтимы после имплантации стента приводит к рестенозу внутри стента [4]. Минимизировать гиперплазию неоинтимы внутри стента и частоту рестеноза можно, если оптимизировать дизайн стента. Это позволяет уменьшить повреждение интимы и последующую гиперплазию неоинтимы [5, 6]. Кроме того, последующую гиперплазию неоинтимы можно значительно уменьшить, имплантируя стенты, выделяющие лекарственные вещества [7— ], но и у стентов данного типа дизайн каркаса также играет важную роль. Таким образом, дизайн стента играет одну из ключевых ролей в развитие рестеноза внутри него.

Уменьшение толщины балок стента, улучшения в дизайне и материалах стентов способствуют меньшему повреждению интимы, а также облегчают доставку стентов к пораженным участкам артерий [11]. В некоторых исследованиях отмечалось влияние таких параметров стента, как толщина балок и форма раскрытых ячеек стента, на выраженность рестеноза в стенте [12]. Выявлена выраженная корреляция между толщиной балок стента и выраженностью пролиферации гладких мышечных клеток [13]. По мнению A.C. Morton и его коллег, физические параметры стента, такие как материал, гладкость поверхности, толщина балок и их форма, вносят огромный вклад в развитие рестеноза [12].

Одним из первых исследований, в котором изучалось влияние толщины балок стентов на рестеноз, стало рандомизированное многоцентровое исследование ISAR-STEREO [14]. В него был включен 651 пациент со стенозами в нативных коронарных артериях диаметром >2,8 мм. Пациенты, которым имплантировали стандартные металлические стенты (СМС) со сравнимым дизайном, но с разной толщиной балок, были рандомизированы на 2 группы. Так, 326 пациентам были имплантированы стенты с тонкой балкой (50 мкм), а 325 — стенты с толщиной балок 140 мкм. Частота рестеноза в группе стентов с тонкими балками через 1 год наблюдения составила 15% против 25,8% во 2-й группе (относительный риск — ОР 0,58 при 95% доверительном интервале — ДИ от 0,39 до 0,87; р=0,003). Клинический рестеноз реже развивался в группе стентов с тонкими балками, а частота повторных вмешательств составила 8,6% против 13,8% в группе стентов с толстыми балками (ОР 0,62 при 95% ДИ от 0,39 до 0,99; р=0,03). Однако через 1 год наблюдения не было выявлено статистически значимых различий по частоте комбинированного исхода: смерть и инфаркт миокарда. Авторы исследования сделали заключение, что чрескожные коронарные вмешательства с имплантацией стентов с тонкими балками ассоциируются со значительным уменьшением частоты (на 42%) ангиографического и клинического рестеноза.

Двумя годами позже были опубликованы результаты рандомизированного многоцентрового исследования ISAR-STEREO-2 [15], в котором проверялась гипотеза о том, что использование стента с более тонкой балкой приводит к меньшей частоте рестеноза при сравнении двух стентов разного дизайна. В исследование были включены 611 пациентов с клиническими проявлениями коронарной болезни сердца, которым рандомизированно имплантировали либо стент Multilink («Guidant, Advanced Cardiovascular Systems», США) с толщиной балок 50 мкм, либо стент BX Velocity («Cordis Corp.», США) с толщиной балок 140 мкм. Частота ангиографического рестеноза в 1-й группе составила 17,9% против 31,4% в группе стента с толстой балкой (ОР 0,57 при 95% ДИ от 0,39 до 0,84; р<0,001). Реваскуляризация целевого сосуда потребовалась в 12,3% случаев в группе стента с тонкими балками и в 21,9% во 2-й группе (ОР 0,56 при 95% ДИ от 0,38 до 0,84; р=0,002). Статистически значимых различий по частоте смерти и ИМ через 1 год между группами не наблюдалось. Таким образом, при сравнении стентов с разным дизайном стенты с более тонкими балками приводили к ангиографическому и клиническому рестенозу реже, чем стенты с толстыми балками.

S.Z. Rittersma и соавт. установили, что имплантация стентов с более тонкими балками ассоциировалась с меньшей гиперплазией неоинтимы и более низкой частотой рестеноза [16]. По всей видимости, это объясняется меньшим повреждением эндотелия при имплантации стентов с тонкими балками. Для определения влияния толщины балок стента на позднюю потерю просвета сосуда в одноцентровое исследование были включены 663 пациента. За время наблюдения в течение 6—10 мес за 287 пациентами с имплантированными стентами с тонкими балками (50 мкм) была установлена значительно более низкая поздняя потеря просвета сосуда по сравнению с таковой у 376 пациентов, которым имплантировали стенты с толстыми балками (≥90 мкм) (0,92±0,59 против 1,06±0,71 мм; р=0,011). При многофакторном регрессионном анализе было установлено, что толщина балок стента является независимым предиктором поздней потери просвета сосуда.

Неоинтима внутри СМС может трансформироваться в атеросклеротическую бляшку в течение длительного времени после имплантации СМС. H. Kitabata и соавт. [17] при помощи оптической когерентной томографии изучали влияние толщины балок стента на атеросклеротические изменения в неоинтиме через 4 года после имплантации СМС. В исследование был включен 41 пациент с 46 стентированными поражениями с использованием СМС. Балка считалась тонкой при ее толщине менее 100 мкм и толстой при толщине ≥100 мкм. Липиднагруженная интима (70% против 32%; р=0,016), фиброатероматозно измененная интима (59% против 16%; р=0,0056) и разрывы интимы (48% против 16%; р=0,031) чаще были выявлены в группе стентов с толстыми балками. В то же время не выявлено статистически значимых различий по частоте тромбозов. Хотя неоваскуляризация вокруг балок стента была выявлена в обеих группах (при толстых балках стента 81% против 79% в группе стентов с тонкими балками), отмечалась тенденция к более частой внутриинтимальной неоваскуляризации в группе пациентов с толстыми балками стентов (67% против 42%; р=0,135). Авторы исследования сделали заключение, что стенты с более тонкими балками в меньшей мере подвергаются неоинтимальным атеросклеротическим изменениям после имплантации СМС.

Целью исследования, проведенного C. Briguori и соавт. [18], была оценка влияния толщины балок стента на частоту рестеноза после имплантации стентов в коронарные артерии небольшого диаметра. Балки считались тонкими при толщине менее 100 мкм и толстыми при толщине ≥100 мкм. Из 1447 пациентов 821 пациенту проводилась контрольная коронарография и они были включены в исследование. Частота рестеноза составила 28,5% в группе стентов с тонкими балками и 36,6% в группе с толстыми балками (ОР 1,44 при 95% ДИ от 1,09 до 1,90; р=0,009). Толщина балок влияла на частоту рестеноза только в подгруппе пациентов с диаметром коронарных артерий от 2,76 до 2,99 мм. В этой подгруппе частота рестеноза была 23,5% в группе стентов с тонкими балками против 37% в группе стентов с толстыми балками (р=0,006). По результатам логистического регрессионного анализа, предиктором рестеноза оказались длина стента (ОР 1,03 при 95% ДИ от 1,01 до 1,04; р=0,001), толщина балок стента (ОР 1,68 при 95% ДИ от 1,23 до 2,29; р=0,001) и сахарный диабет (ОР 2,10 при 95% ДИ от 1,21 до 3,68; р=0,007). Авторы сделали заключение, что толщина балок стента является независимым предиктором рестеноза после имплантации СМС в артерию меньше 3,0 мм. Имплантация стента с толщиной балок менее 100 мкм может снижать частоту рестеноза в коронарных артериях небольшого диаметра.

Стенты, выделяющие лекарственные вещества, были внедрены в клиническую практику около 10 лет назад, и за это время подробно изучены не только непосредственные, но и отдаленные результаты их применения [19, 20]. Однако на их фоне СМС не потеряли своей актуальности и продолжают широко использоваться в России.

В первую очередь это связано с тем, что стоимость СМС в несколько раз ниже стента, выделяющего лекарственные вещества, а это играет важную роль в условиях ограниченного бюджета ряда лечебных учреждений. Так, в 2012 г. в России СМС были имплантированы в 52,7% всех случаев [21]. В связи с этим выбор СМС, имплантация которого ассоциируется с минимально возможной частотой рестеноза, до сих пор является актуальной проблемой.

В начале 2000-х годов появились данные, что дизайн стента, его структура и толщина балок влияют на ангиографический рестеноз и клинические исходы. Имплантация стентов с тонкими балками приводит к меньшей пролиферации неонтимы. Как показано в ряде клинических исследований, толщина балок стента является предиктором рестеноза [14, 15, 18]. Кроме того, считается, что более тонкие балки создают лучшие условия для реэндотелизации [5]. Например, C. Simon и соавт. оценивали в исследовании влияние толщины балок стента на эндотелизацию стента и установили, что эндотелизация хорошо протекает при толщине балок 75 мкм, более толстые балки эндотелизируются хуже [22].

В клинических исследованиях установлено, что толщина балок стента является независимым предиктором развития рестеноза в стенте [14]. Стенты с тонкими балками демонстрировали более низкую частоту рестеноза, чем стенты с более толстыми балками. В исследовании C. Briguori и соавт., несмотря на то что в группе стентов с тонкими балками было в 2 раза больше больных с сахарным диабетом (11% против 5%; р=0,001), частота рестеноза в группе стентов с тонкими балками составила 23,5% против 37% в группе стентов с толстыми балками [18]. Таким образом, риск развития рестеноза в стенте прямо зависит от толщины балок [23]. В нескольких исследованиях продемонстрировано, что стенты с тонкими балками приводят не только к более низкой частоте рестеноза, обеспечивают лучшую эндотелизацию, но и обладают меньшей тромбогенностью.

Выводы

  1. Использование стандартных металлических стентов с тонкими балками по сравнению со стентами с толстыми балками позволяет значительно снизить частоту неблагоприятных клинических и ангиографических исходов.
  2. При выборе стандартного металлического стента для чрескожных коронарных вмешательств предпочтение целесообразно отдавать стентам с более тонкими балками.

Список литературы

  1. Fischman D.L., Leon M.B., Baim D.S. A randomized comparison of coronary-stent implantation with balloon angioplasty in patients with coronary artery disease. N Engl J Med 1994;331:496—501.
  2. Батыралиев Т.А., Фетцер Д.В., Преображенский Д.В., Сидоренко Б.А. Проблема осложнений при чрескожных коронарных вмешательствах. Часть I. Характер и частота осложнений. Кардиология 2008;1:81—87.
  3. Shedden L., Oldroyd K., Connolly P. Current issues in coronary stent technology. Proc Inst Mech Eng H 2009;223:515—524.
  4. Grewe P.H., Deneke T., Machraoui A. et al. Acute and chronic tissue response to coronary stent implantation: pathologic findings in human specimens. J Am Coll Cardiol 2000;35:157—163.
  5. McLean D.R., Eiger N.L. Stent design: implications for restenosis. Rev Cardiovasc Med 2002;3:S16—22.
  6. Timmins L.H., Moreno M.R., Meyer C.A. et al. Stented artery biomechanics and device design optimization. Med Biol Eng Comput 2007;45:505—513.
  7. Жамгырчиев Ш.Т., Фетцер Д.В., Першуков И.В. и др. Клиническое значение коронарных стентов с лекарственным покрытием. Тер арх 2007;9:79—84.
  8. Byrne R.A., Sarafoff N., Kastrati A., Schomig A. Drug-eluting stents in percutaneous coronary intervention: a benefit-risk assessment. Drug Saf 2009;32:749—770.
  9. Ma X., Wu T., Robich M.P. et al. Drug-eluting stents. Int J Clin Exp Med 2010;3:192—201.
  10. Батыралиев Т.А., Фетцер Д.В., Сидоренко Б.А. и др. Госпитальные и 12-месячные результаты чрескожных коронарных вмешательств с имплантацией стентов, выделяющих паклитаксел, больным с протяженными de novo поражениями коронарных артерий. Кардиология 2010;10:17—21.
  11. Shedden L., Oldroyd K., Connolly P. Current issues in coronary stent technology. Proc Inst Mech Eng H 2009;223:515—524.
  12. Morton A.C., Crossman D., Gunn J. The influence of physical stent parameters upon restenosis. Pathol Biol 2004;52:196—205.
  13. Tahir H., Hoekstra A.G., Lorenz E. et al. Multi-scale simulations of the dynamics of in-stent restenosis: impact of stent deployment and design. Interface Focus 2011;1:365—373.
  14. Kastrati A., Mehilli J., Dirschinger J. et al. Intracoronary Stenting and Angiographic Results: Strut Thickness Effect on Restenosis Outcome (ISAR-STEREO) Trial. Circulation 2001;103:2816—2821.
  15. Pache J., Kastrati A., Mehilli J. et al. Intracoronary stenting and angiographic results: strut thickness effect on restenosis outcome (ISAR-STEREO-2) trial. J Am Coll Cardiol 2003;41:1283—1288.
  16. Rittersma S.Z., de Winter R.J., Koch K.T. et al. Impact of strut thickness on late luminal loss after coronary artery stent placement. Am J Cardiol 2004;93:477—480.
  17. Kitabata H., Kubo T., Komukai K. et al. Effect of strut thickness on neointimal atherosclerotic change over an extended follow-up period (≥4 years) after bare-metal stent implantation: intracoronary optical coherence tomography examination. Am Heart J 2012;163:608—616.
  18. Briguori C., Sarais C., Pagnotta P. et al. In-stent restenosis in small coronary arteries: impact of strut thickness. J Am Coll Cardiol 2002;40:403—409.
  19. Батыралиев Т.А., Фетцер Д.В., Самко А.Н., Сидоренко Б.А. Отдаленные ангиографические и клинические результаты имплантации стента, выделяющего паклитаксел, “Apollo” у больных стабильной стенокардией. Тер арх 2010;8:20—23.
  20. Омаров А.А., Батыралиев Т.А., Рамазанов Д.М. и др. Четырехлетние исходы имплантации стентов, выделяющих лекарства, и стандартных металлических стентов в реальной клинической практике. 16-й Всерос. съезд сердечно-сосудистых хирургов, Москва 28 ноября — 1 декабря 2010 г. Бюл НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН. Сердечно-сосудистые заболевания 2010;6:183.
  21. Бокерия Л.А., Алекян Б.Г. Рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение заболеваний сердца и сосудов в Российской Федерации — 2012 год. М: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН 2013.
  22. Simon C., Palmaz J.C., Sprague E.A. Influence of topography on endothelialization of stents: clues for new designs. J Long Term Eff Med Implants 2000;10:143—151.
  23. Ortolani P., Marzocchi A., Marrozzini C. et al. Randomized comparative trial of a thin-strut bare metal cobalt-chromium stent versus a sirolimus-eluting stent for coronary revascularization. Catheter Cardiovasc Interv 2007;69:790—798.

Об авторах / Для корреспонденции

Университет САНКО, Газиантеп, Турция
Батыралиев Т.А. - д.м.н., проф., директор Департамента кардиологии.
Бодуроглу Я. - н.с.
Докумачи Б. - н.с.
ГУЗ Липецкая областная клиническая больница
Отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения
Фетцер Д.В. - к.м.н., сотрудник.
Учебно-научный медицинский центр Управления Делами Президента РФ, Москва
Сидоренко Б.А. - д.м.н., проф., зав. кафедрой кардиологии и общей терапии.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва
Беленков Ю.Н. - д.м.н., проф., акад. РАМН, член-корр. РАН, директор медицинского научно-образовательного центра.
E-mail: talenthekb@yahoo.com

Также по теме