Долгосрочная приверженность медикаментозной терапии у больных ишемической болезнью сердца и инфарктом миокарда в сравнении с другими сердечно-сосудистыми заболеваниями


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2019.1.54-59

К.Г. Переверзева, М.М. Лукьянов, С.Ю. Марцевич, Е.Ю. Андреенко, А.В. Загребельный, С.А. Бойцов, С.С. Якушин

1 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет» Минздрава России; 2 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России; 3 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России
Цель исследования – оценка и сравнение динамики приверженности лечению пациентов, включенных в регистр РЕКВАЗА, в течение 24–48 мес наблюдения. Материал и методы. Проанализированы данные 1907 пациентов c различными сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ); сведения о приверженности лечению и жизненном статусе оценивали через 24, 36 и 48 мес после включения. Результаты. Результаты свидетельствуют, что приверженность к лечению пациентов, включенных в регистр РЕКВАЗА, является недостаточной, а отягощенное течение ССЗ не способствует ее повышению. В большинстве случаев на протяжении 48 мес наблюдения приверженность лечению в исследуемых группах менялась волнообразно. При этом число больных ишемической болезнью сердца недостаточно приверженных лечению возрастало с 62,1 до 69,1%, а высоко приверженных лечению снижалось с 31,9 до 26,3%. Число не приверженных лечению пациентов с любым ССЗ снижалось с 8,9 до 6,7%. Заключение. Приверженность больных ССЗ, в том числе имеющих в анамнезе неблагоприятные сердечно-сосудистые события, является недостаточной, а отягощенное течение заболевания не способствует ее повышению. В связи с этим изучение и разработка методов повышения приверженности лечению является перспективным направлением современной науки и практики.

В настоящее время в лечении сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) большое внимание уделяется приверженности врачей соблюдению клинических рекомендаций, а также приверженности пациентов проводимой терапии, ведь во многом успех лечения определяется этими факторами [1].

Доказано, что частота соблюдения врачами клинических рекомендаций оказывает влияние течение ССЗ и риск неблагоприятных исходов [2, 3, 4]. Вместе с тем известно, что пациенты с наиболее тяжелыми проявлениями заболеваний, нуждающиеся в проведении интенсивной терапии лекарственными средствами с доказанной эффективностью, получают ее с наименьшей вероятностью [5].

Что касается приверженности лечению, то, по данным ВОЗ, более половины пациентов с хроническими заболеваниями не выполняют рекомендации лечащего врача [6, 7, 8], в половине случаев прерывая лекарственную терапию в течение первых 6 мес лечения, а в течение 12 мес, по данным S. Carter (2001) и L. Osterberg (2005), лекарственную терапию продолжают только 15% больных [9, 10].

При этом действительно эффективного и доступного инструмента оценки приверженности пациента лечению в реальной клинической практике не существует: наиболее точные методы являются малодоступными и применяются редко, а широко распространенные и доступные оказываются малоинформативными, неадекватно отражающими реальную ситуацию. Тем не менее использование валидированных опросников является общепризнанным методом оценки приверженности лечению.

В современной медицинской науке значительно возросла роль регистровых исследований, позволяющих провести оценку влияния различных факторов на прогноз при ССЗ в условиях реальной клинической практики. При этом в ряде регистров большое внимание уделяется изучению вопросов приверженности. Одним из таких исследований, содержащим проспективный компонент, является РЕгистр КардиоВАскулярных ЗАболеваний (РЕКВАЗА), осуществляемый в условиях амбулаторно-поликлинической практики в Рязанской области [11, 12]. Данные о приверженности лечению, полученные в рамках указанного регистра, послужили клиническим материалом для нашего исследования.

Целью исследования была оценка и сравнение динамики приверженности лечению различных групп пациентов, включенных в регистр РЕКВАЗА, в течение 24–48 мес наблюдения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследование было включено 3690 пациентов, обратившихся в поликлиники по месту жительства в марте–мае, сентябре–ноябре 2012 г. и в январе–феврале 2013 г. по поводу как минимум одного из перечисленных ССЗ: артериальной гипертензии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), фибрилляции предсердий (ФП), хронической сердечной недостаточности (ХСН). Критерии невключения в исследовании не были предусмотрены. После включения в исследование у больных и их родственников ежегодно собирали сведения о жизненном статусе и произошедших неблагоприятных сердечно-сосудистых событиях [острых нарушениях мозгового кровообращения, инфарктах миокарда (ИМ), операциях/интервенционных вмешательствах на сердце или сосудах, госпитализациях]. Через 24, 36 и 48 мес после индексного визита проводилась оценка приверженности лечению с помощью краткого и удобного для практического применения опросника Мориски–Грин–Левине, состоящего из 4 вопросов [13]. Высоко приверженными лечению считались пациенты, ответившие «нет» на каждый вопрос, не приверженными – ответившие «да» на каждый вопрос, а недостаточно приверженными – ответившие «да» хотя бы на один из четырех вопросов.

В данной статье мы приводим сведения, касающиеся только вопросов приверженности лечению пациентов двух поликлиник (одна городская и одна сельская), включенных в регистр, а также подробно анализируем приверженность лечению пациентов с ИБС.

Статистическую обработку данных проводили в программах Microsoft Excel 2007 и STATISTICA 10.0. Данные о частоте встречаемости признаков представлены в процентах. Сравнение двух несвязанных групп по качественному признаку проводилось при помощи таблиц сопряженности с использованием критериев хи-квадрат Пирсона или хи-квадрат с поправкой Йетса на непрерывность, а также точного критерия Фишера при частоте встречаемости хотя бы одного из анализируемых признаков меньше 10 и 5 соответственно. Статистически значимыми считали различия при р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Через два года от начала исследования из 1907 больных, включенных в регистр в указанных поликлиниках, установить контакт удалось с 1790 пациентами. Из них 523 (29,2%) больных были высоко привержены лечению, 159 (8,9%) – не привержены; у 1225 (61,9%) констатирована недостаточная приверженность. Среди включенных в исследование пациентов ИБС имелась у 1170 (61,4%) больных, из которых 373 (31,9%) имели высокую приверженность, 70 (6,0%) были не приверженными, у 816 (62,1%) отмечена недостаточная приверженность лечению. В когорте больных ИБС без инфаркта миокарда (ИМ) в анамнезе стенокардия напряжения различных функциональных классов (ФК) была у 949 человек: из них высоко привержены лечению были 292 (30,8%), не привержены – 59 (6,2%), недостаточно привержены лечению – 598 (63,0%) пациентов. Среди 191 больного ИБС, перенесшего ИМ, 72 (37,7%) были высоко привержены лечению, 10 (5,2%) – не привержены, 127 (57,1%) – недостаточно привержены. При сравнительном анализе изучаемых показателей у пациентов с ИМ в анамнезе и больных стенокардией напряжения различных ФК статистически значимых различий не выявлено. В группе ИБС обнаружена статистически значимо меньшая частота неприверженности лечению, чем у всех анализируемых больных (6,0 против 8,9%, p=0,004).

Через 36 мес после включения в исследование оценка приверженности лечению проведена у 1408 пациентов. Из них у 341 (24,2%) больного выявлена высокая приверженность, у 89 (6,3%) – ее отсутствие, 819 (69,5%) были недостаточно привержены. В когорте ИБС количество высоко приверженных лечению пациентов снизилось с 373 (31,9%) до 253 (25,8%), число неприверженных и недостаточно приверженных лечению составило 37 (3,8%) и 692 (70,5%) пациента соответственно.

Среди больных стенокардией напряжения через 36 мес от индексного визита высоко приверженными лечению были 206 (25,2%) человек, недостаточно приверженными – 577 (70,6%), не приверженными – 34 (4,2%), а среди больных с ИМ в анамнезе – 41 (28,7%), 101 (70,6%) и 1 (0,7%) человек соответственно. При этом не приверженных лечению было статистически значимо меньше среди больных, перенесших ИМ, чем среди больных стабильной стенокардией (0,7 vs 3,8% соответственно, p=0,04).

Через 4 года наблюдения оценка приверженности лечению проведена у 1656 пациентов, среди которых высоко приверженными лечению оставались 446 (26,9%), 111 (6,7%) были не привержены, а 1099 (66,4%) – недостаточно привержены. Среди больных ИБС таковых было 304 (26,3%), 53 (4,6%) и 797 (69,1%) соответственно, причем не приверженных лечению было статистически значимо меньше, чем в общей группе (p=0,02).

Количество больных приверженных, недостаточно приверженных и неприверженных лечению значимо не различалось среди больных стенокардией напряжения и пациентов с ИМ в анамнезе. Динамика приверженности лечению в общей группе включенных в исследование больных представлена на рис. 1, в подгруппах больных ИБС, стенокардией напряжения и ИМ – на рис. 2, 3 и 4 соответственно.

На протяжении 48 мес наблюдения приверженность лечению в исследуемых группах менялась не прямолинейно, а волнообразно. В некоторые моменты времени различия изучаемых показателей достигали статистической значимости в сравнении с предыдущим или последующим годами наблюдения. При этом число неприверженных лечению пациентов в общей группе (пациенты с любым ССЗ) (рис. 1) статистически значимо снижалось. Кроме того, отмечено статистически значимое увеличение количества недостаточно приверженных и снижение количества высоко приверженных лечению больных ИБС (рис. 2).

ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные в ходе нашего исследования результаты, а именно небольшое число пациентов с ССЗ в целом и ИБС в частности, высоко приверженных лечению полностью согласуются с данными других авторов, приводящих такой показатель высоко приверженных лечению лиц с коронарным атеросклерозом до сосудистого события как 3,8% [14].

Больший процент пациентов, недостаточно приверженных к лечению, и более низкий процент пациентов, не приверженных к лечению, в нашем исследовании, вероятно, обусловлен тем, что не приверженными пациентами мы считали только тех, кто ответил «да» на все 4 вопроса опросника Мориски–Грина–Левине, а в ряде других исследований для отнесения пациента в группу не приверженных лечению достаточно было ответить «да» хотя бы на два вопроса. Так, в исследовании А.В. Нелидова с соавт. 92,4% пациентов до возникновения сосудистого события имели низкую приверженность лечению, набрав по опроснику Мориски–Грина–Левине от 0 до 2 баллов. Причем преобладали пациенты, у которых приверженность лечению была крайне низкой – 80% пациентов набрали 0 баллов [14]. В нашем же исследовании таких пациентов было значительно меньше: лишь 6% на момент первичной оценки набрали по этому опроснику 0 баллов. Что касается приверженности пациентов после перенесенного сердечно-сосудистого события, то, например, перенесенный ИМ в 3,5 раза повышал приверженность пациентов лечению [14]. Нами таких данных получено не было, возможно, потому, что мы не оценивали приверженность одной и той же группы пациентов до и после сердечно-сосудистого события, в нашем исследовании это были разные группы. Но тем не менее наши данные согласуются с данными ряда других авторов. В частности, Ф.М. Водяницкой с соавт. (2006) было показано, что у ряда пациентов, перенесших острый коронарный синдром, приверженность лечению, несмотря на интенсивное медицинское наблюдение, как на стационарном, так и на амбулаторном этапе, остается крайне низкой [14]. По данным В.И. Целуйко, через полгода после ИМ только треть больных выполняют рекомендации по приему трех и более стандартных препаратов [15].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приверженность больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе имеющими в анамнезе неблагоприятные сердечно-сосудистые события, является недостаточной, а отягощенное течение заболевания не способствует ее повышению, в связи с чем изучение и разработка методов повышения приверженности лечению является перспективным направлением современной науки и практики.


Литература



  1. Бойцов С.А., Погосова Н.В., Бубнова М.Г. и др. Кардиоваскулярная профилактика 2017. Российские национальные рекомендации. Российский кардиологический журнал. 2018; 23(6): 7– 122.

  2. Peterson, Eric D., Roe, Matthew T., Mulgund, Jyotsna, DeLong, Elizabeth R., Lytle, Barbara L., Brindis, Ralph G., Smith,Sidney C., Pollack, Charles V., Newby, Kristin L., Harrington, Robert A., Gibler, W. Brian, Ohman, E. Magnus. Association between hospital process performance and outcomes among patients with acute coronary syndromes. Journal of the American Medical Association 2006; 295(16): 1912– 20.

  3. Nguyen T., Le K.K., Cao H.T.K., Tran D.T.T., Ho L.M., Thai T.N.D., Pham H.T.K., Pham P.T., Nguyen T.H., Hak E., Pham T.T.,Taxis K. Association between in-hospital guideline adherence and postdischarge major adverse outcomes of patients with acute coronary syndrome in Vietnam: a prospective cohort study. BMJ Open. 2017; 7(10): e017008.

  4. Dores H., Aguiar C., Ferreira J., Mimoso J., Monteiro S., Seixo F., Santos J.F. On behalf of Portuguese Registry on Acute Coronary Syndromes (ProACS) Investigators. Compliance of pharmacological treatment for non-ST-elevation acute coronary syndromes with contemporary guidelines: influence on outcomes. Cardiovasc Diagn Ther 2014; 4(1): 13–20.

  5. Paul W. Armstrong, Finlay A. McAlister searching for adherence can we fulfill the promise of evidence-based medicines? Journal of the American College of Cardiology 2016; 68(8): 802–04.

  6. Stewart A multifaceted pharmacist intervention to improve antihypertensive adherence: a cluster – randomized, controlled trial (HAPPy trial). J Clin Pharm Ther. 2014; 39 (5): 527–34.

  7. Cramer J., Amonkar M., Hebborn A., Altman R. Compliance and persistence with bisphosphonate dosing regimens among women with postmenopausal osteoporosis. Current Medical Research and Opinions 2005; 2 (9): 1453–60.

  8. Cowell W., Fulford-Smith A., Poultney S. Adherence lath awake to bisphosphonate running all for osteoporosis inwardly UK patients. Bone. 2005; 36(2): 409–10.

  9. Carter S., Taylor D., Levenson R. A question of choice – compliance in medicine taking: A preliminary review. 3rd Ed. London: Medicines Partnership, 2005: 101.

  10. Osterberg L., Blaschke T.N. Adherence to medication. Engl J Med. 2005; 353: 487–89.

  11. Бойцов С.А., Якушин С.С., Марцевич С.Ю. и др. Амбулаторно-поликлинический регистр кардиоваскулярных заболеваний в Рязанской области (РЕКВАЗА): основные задачи, опыт создания и первые результаты. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2013; 9(1): 4–14.

  12. Лукьянов М.М., Козминский А.Н., Марцевич С.Ю. и др. Больные с сочетанием хронической сердечной недостаточности, артериальной гипертонии и перенесенного ранее инфаркта миокарда: клинико-анамнестические характеристики и практика назначения ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, блокаторов рецепторов ангиотензина и β-адреноблокаторов, приверженность лечению (данные амбулаторного регистра РЕКВАЗА). Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2017; 13(2): 207–12.

  13. Morisky D.E., Green L.W., Levine D.M. Concurrent and predictive validity of a self-reported measure of medication adherence. Med Care. 1986; 24(1): 67–74.

  14. Нелидова А.В., Усачева Е.В., Замахина О.В., Супрун Е.В. Факторы, влияющие на приверженность к лечению у пациентов с коронарным атеросклерозом в отдаленном периоде сосудистого события. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 364.

  15. Целуйко В.И., Яковлева Л.Н., Строкова С.А. Влияние приверженности к лечению на прогноз у больных, перенесших инфаркт миокарда. Лики Украины 2012; 1(2): 40–43.


Об авторах / Для корреспонденции


Кристина Геннадьевна Переверзева, к.м.н., ассистент кафедры госпитальной терапии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России. Адрес: 390026,
г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: pereverzevakg@gmail.com
Сергей Анатольевич Бойцов, д.м.н., профессор, член-корр. РАН, гендиректор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России. Адрес: 121552, г. Москва, 3-я Черепковская ул., 15А. E-mail: prof.boytsov@gmail.com
Михаил Михайлович Лукьянов, к.м.н., руководитель отдела клинической кардиологии и молекулярной генетики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Адрес: 101990 Москва, Петроверигский пер., 10. E-mail: loukmed@gmail.com
Сергей Юрьевич Марцевич, д.м.н., профессор, руководитель отдела профилактической фармакотерапии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Адрес: 101990 Москва, Петроверигский пер., 10. E-mail: SMartsevich@gnicpm.ru
Александр Васильевич Загребельный, к.м.н., ст.н.с. отдела профилактической фармакотерапии ФГБУ «Нацио­нальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Адрес: 101990, г. Москва, Петроверигский пер., 10. E-mail: AZagrebelny@gnicpm.ru
Елена Юрьевна Андреенко, к.м.н., ст.н.с. отдела клинической кардиологии и молекулярной генетики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Адрес: 101990, г. Москва, Петроверигский пер., 10. E-mail: EAndreenko@gnicpm.ru
Сергей Степанович Якушин, д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова» Минздрава России. Адрес: 390026,
г. Рязань, ул. Стройкова, д.96. E-mail: prof.yakushin@gmail.com


Похожие статьи


Бионика Медиа