Анемия у пациентов со спондилоартритами


К.Н. Цатурова, К.Д. Дорогойкина, В.И. Махина, А.П. Ребров

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра госпитальной терапии лечебного факультета, г. Саратов
Цель исследования. Оценка особенностей анемического синдрома при спондилоартритах (СпА) и определение взаимосвязи анемии с клинико-лабораторными показателями заболевания. Материал и методы. У 110 пациентов со СпА произведена оценка показателей гемограммы, феррокинетики, уровня С-реактивного белка (СРБ) и СОЭ. Определялись взаимосвязи между уровнем гемоглобина и величиной индексов BASDAI, ASDAS-СРБ, BASFI, лабораторными показателями активности системного воспаления. Результаты. Анемия выявлена у 39,1% пациентов со СпА, из их числа у 88,4% больных зарегистрирована легкая анемия. У 70,3% пациентов отмечено сочетание анемии хронического заболевания и железодефицитной анемии. Выявлена обратная взаимосвязь между концентрацией гемоглобина и СОЭ, уровнем СРБ. Снижение уровня гемоглобина не зависело от увеличения индексов BASDAI и BASFI. Заключение. Проблема анемии является актуальной для больных СпА. Установлены взаимосвязи между уровнем гемоглобина и СОЭ, уровнем СРБ, отражающие патофизиологические механизмы взаимосвязей между воспалением и анемией.

ВВЕДЕНИЕ

Анемия – клинико-лабораторный синдром, характеризующийся уменьшением количества эритроцитов и/или концентрации гемоглобина (Hb) в единице объема крови. Согласно критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), анемия устанавливается при снижении уровня Hb <130 г/л у мужчин и 120 г/л у женщин [1]. В зависимости от уровня Hb выделяют три степени тяжести анемического синдрома: легкую (100–119 г/л у женщин и 100–129 г/л у мужчин), умеренную (80–99 г/л) и тяжелую (<80 г/л).

По данным ВОЗ (2010), 1,9 млрд (27,9%) населения земного шара страдают анемией. В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 1 млн 360 тыс. случаев анемии. Среди госпитализированных пациентов число больных с анемией составляет 20–80% [2, 3].

Анемия является частым гематологическим нарушением при ряде ревматических заболеваний. Частота встречаемости анемического синдрома у пациентов с ревматоидным артритом варьирует от 30 до 70% [4, 5]. Анемия у больных ревматоидным артритом коррелирует с активностью и длительностью заболевания, функциональным статусом пациента, способствует снижению качества жизни и ухудшению течения основного процесса, ограничивает возможности медикаментозной терапии [4, 6].

Спондилоартриты (СпА) – группа хронических воспалительных заболеваний, характеризующихся поражением крестцово-подвздошных сочленений, позвоночника, периферических суставов по типу моно- или олигоартрита, энтезисов, а также нередко сопровождающихся внесуставными проявлениями – увеитом, псориазом, воспалительными заболеваниями кишечника [7]. Несмотря на высокую распространенность СпА в популяции, данные о встречаемости и особенностях анемического синдрома при этом заболевании ограничены.

Цель исследования – изучение встречаемости и особенностей анемии у пациентов со СпА, определение ее взаимосвязи с клинико-лабораторными показателями этого заболевания.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследование были включены 110 пациентов со СпА, отвечающих критериям ASAS (Assessment of Spondyloarthritis International Society) для аксиального [8] или периферического [9] СпА, находившиеся на стационарном лечении в ревматологическом отделении ГУЗ «Областная клиническая больница» (г. Саратов) в 2017–2018 гг. Средний возраст больных составил 43,27±11,1 года, продолжительность СпА – 16,59±9,85 года, 68 (61,8%) больных – мужчины. Нозологическая структура СпА и основные характеристики пациентов, включенных в исследование, представлены в табл. 1.

Для оценки активности заболевания для всех пациентов рассчитывали индекс BASDAI (the Bath Ankylosing Spondylitis Disease Activity Index), медиана которого составила 6,25 [4,1; 7,3]. Низкая активность установлена у 25 (22,7%) пациентов, высокая – у 85 (77,4%). Дополнительно для больных анкилозирующим спондилитом (АС) и нерентгенологическим аксиальным СпА (НРА-СА) рассчитывали индекс ASDAS (the Ankylosing Spondylitis Disease Activity Score) с использованием С-реактивного белка (СРБ); среднее значение показателя составило 3,47 [2,95; 4,34], при этом высокая активность зарегистрирована у 78 (91,8%) из 85 пациентов. При расчете индекса BASFI (the Bath Ankylosing Spondylitis Functional Index) выраженные функциональные нарушения имелись у 61 (71,8%) пациента с АС и НРА- СпА.

На момент исследования нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) принимали 100 (90,9%) больных СпА. Системную терапию глюкокортикоидами в дозе 2,5–40 мг/сут по преднизолону получали 53 (48,2%) пациента. Терапию базисными противовоспалительными препаратами получали 62 (56,4%) больных. Наиболее часто использовался сульфасалазин у 21 (33,9%) пациента, метотрексат – у 13 (21,0%), комбинация сульфасалазина и метотрексата – у 5 (8,1%), циклоспорин А – у 2 (3,2%) больных. Терапия генно-инженерными биологическими препаратами проводилась у 20 (18,2%) пациентов, из них у 12 больных ингибиторы фактора некроза опухоли α (ФНО-α) были назначены в комбинации с сульфасалазином и метотрексатом или одним сульфасалазином (табл. 2).

У всех пациентов со СпА производилась оценка гемограммы с подсчетом эритроцитарных индексов (MCV – средний объем эритроцита, MCH – среднее содержание гемоглобина в эритроците, MCHC – средняя концентрация гемоглобина в эритроците, RDW – ширина распределения эритроцитов по объему), острофазовых показателей (СРБ, СОЭ). У 59 пациентов (из них у 37 пациентов с анемией) исследованы показатели феррокинетики (железо сыворотки, общая железосвязывающая способность сыворотки, трансферрин, ферритин, насыщение трансферрина железом [НТЖ]).

Статистическую обработку данных проводили с использованием программ Microsoft Exсel 2013, Statistica 8.0. Нормальное распределение определяли с помощью критериев Шапиро–Уилка и Колмогорова–Смирнова. Для признаков с нормальным распределением указано среднее значение признака и среднее квадратичное отклонение (M±SD); для описания распределения признаков, отличающегося от нормального, приведены медиана, верхний и нижний квартили – Ме [Q25; Q75]. Оценка достоверности различий между независимыми группами проводилась с использованием критерия Манна–Уитни. Корреляционная связь определялась методом Спирмена.

Все пациенты дали письменное информированное согласие на участие в исследовании. Исследование одобрено этическим комитетом ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разу­мовского» Минздрава России.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведенного исследования анемия выявлена у 43 (39,1%) пациентов. У 38 (88,4%) из них преобладала анемия легкой степени, только у 5 (11,6%) пациентов диагностирована анемия средней степени тяжести, случаев тяжелой анемии со снижением Hb <80 г/л не зарегистрировано. Пациенты со СпА и наличием анемического синдрома были моложе в среднем на 7 лет (p=0,0022), мужчины среди них составили 55,8%, женщины – 44,2%, у 12 (28%) больных имелись внесуставные проявления СпА (см. табл. 2). Достоверных различий в концентрации Hb у мужчин и женщин не выявлено: средняя концентрация Hb у мужчин составила 122,5 [109,5; 126] г/л, у женщин – 110 [107; 117] г/л.

Показатели MCH, MCV, гематокрит, уровень ферритина в сыворотке крови были достоверно ниже у пациентов с анемией. В то же время при наличии анемического синдрома регистрировались более высокая СОЭ и более высокий уровень СРБ (табл. 3).

Микроцитарная анемия со значением MCV <80 фл установлена у 13 (30,2%) пациентов, из них у 12 больных отмечена гипохромия эритроцитов (MCH <26 пг). В 29 (66,6%) случаях анемия имела нормохромный нормоцитарный характер (MCV 80–100 фл, MCH 26–32 пг). У 1 (2,3%) пациента диагностирована макроцитарная анемия, у 28 (65,1%) – анизоцитоз (RDW >14%).

Для СпА характерно персистирующее системное воспаление, сопровождающееся цитокиновым дисбалансом с увеличением продукции ряда провоспалительных цитокинов – ФНО-a, интерлейкинов 1b, 6, 8, 17А [10–12]. Известно, что в патогенезе анемии хронического заболевания (АХЗ) ключевое место занимает гиперпродукция интерлейкина-6, приводящая к увеличению синтеза гепсидина и последующему развитию функционального перераспределительного дефицита железа [13, 14]. Обычно для АХЗ характерна нормохромная нормоцитарная анемия, однако при наличии истинного железодефицита анемия приобретает более гипохромный характер, развивается микроцитоз. Для АХЗ типично повышение в сыворотке крови острофазовых показателей – уровней СРБ и гаптоглобина, СОЭ [13].

У пациентов с нормо- и микроцитарным типами анемии проводилась дифференциальная диагностика между АХЗ, железодефицитной анемией (ЖДА) и их комбинацией. АХЗ устанавливалась при снижении уровня Hb <130 г/л у мужчин и <120 г/л у женщин, повышении уровня СРБ и/ или снижении НТЖ <20% при уровне ферритина в сыворотке >100 нг/мл. Сочетание АХЗ и истинной ЖДА предполагалось при наличии повышения СРБ и/или снижении НТЖ <20% при уровне ферритина 30–100 нг/мл. Истинная ЖДА устанавливалась в случае снижения ферритина в сыворотке <30 нг/мл и MCH <26 пг (рисунок) [15].

На основании изменения показателей обмена железа у 11 (29,7%) пациентов выявлена АХЗ, а у 26 (70,3%) отмечено сочетание АХЗ и ЖДА. Изолированная ЖДА у пациентов со СпА не зарегистрирована.

У больных СпА отсутствовала взаимосвязь между уровнем Hb и клиническим индексом активности BASDAI, а также индексом BASFI, отражающим функциональный статус пациента. Композитный индекс ASDAS-СРБ был достоверно выше (p=0,0245) у пациентов с анемией (см. табл. 2). Нарастание активности системного воспаления, определяемое по изменению величины лабораторных маркеров (СОЭ и уровня СРБ), достоверно коррелировало со снижением концентрации Hb (r=-0,50 и r=-0,33 соответственно; p <0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анемия выявлена более чем у трети пациентов со СпА, из них в 88,4% случаев зарегистрирована анемия легкой степени. У 70,3% пациентов выявлена анемия смешанного генеза (АХЗ и ЖДА). Снижение уровня гемоглобина было взаимосвязано с увеличением СОЭ и уровня СРБ, но не было связано с величиной индексов BASDAI и BASFI.


Литература


  • World Health Organization. Haemoglobin concentrations for the diagnosis of anaemia and assessment of severity. WHO/NMH/NHD/MNM/11.1. http://www.who.int/vmnis/indicators/haemoglobin.pdf (accessed 28/04/2016).
  • Мартынов С.А., Шестакова М.В., Шилов Е.М., Шамхалова М.Ш., Викулова О.К., Сухарева О.Ю., Трубицина Н.П., Егорова Д.Н., Бондаренко О.Н., Дедов И.И. Распространенность анемии у больных сахарным диабетом 1 и 2 типа с поражением почек. Сахарный диабет. 2017;5(20):318-328.
  • Mentz R.J., Greene S.J., Ambrosy A.P., Vaduganathan M., Subacius H.P., Swedberg K., Maggioni A.P., Nodari S., Ponikowski P., Anker S.D., Butler J., Gheorghiade M. Clinical profile and prognostic value of anemia at the time of admission and discharge among patients hospitalized for heart failure with reduced ejection fraction: findings from the EVEREST trial. Circulation: Heart Failure. 2014;7:401-408.
  • Галушко Е.А., Беленький Д.А. Современные аспекты диагностики и лечения анемии у больных ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2012;54(5):98–105.
  • Никитина Н.М., Афанасьев И.А., Ребров А.П. Коморбидность у больных ревматоидным артритом. Научно-практическая ревматология. 2015;53(2):149–154.
  • Masson C. Rheumatoid anemia. Joint Bone Spine. 2011;78(2):131–137.
  • van der Heijde D., Ramiro S., Landewé R., Baraliakos X., Van den Bosch F., Sepriano A., Regel A., Ciurea A., Dagfinrud H., Dougados M., van Gaalen F., Géher P., van der Horst-Bruinsma I., Inman R.D., Jongkees M., Kiltz U., Kvien T.K., Machado P.M., Marzo-Ortega H., Molto A., Navarro-Compàn V., Ozgocmen S., Pimentel-Santos F.M., Reveille J., Rudwaleit M., Sieper J., Sampaio-Barros P., Wiek D., Braun J. 2016 update of the ASAS-EULAR management recommendations for axial spondyloarthritis. Annals of the Rheumatic Diseases. 2017;76(6):978-991.
  • Rudwaleit M., van der Heijde D., Landewé R., Listing J., Akkoc N., Brandt J., Braun J., Chou C.T., Collantes-Estevez E., Dougados M., Huang F., Gu J., Khan M.A., Kirazli Y., Maksymowych W.P., Mielants H., Sørensen I.J., Ozgocmen S., Roussou E., Valle-Oñate R., Weber U., Wei J., Sieper J. The development of Assessment of SpondyloArthritis international Society classification criteria for axial spondyloarthritis (Part II): validation and final selection. Annals of the Rheumatic Diseases. 2009 Jun;68(6):777–83.
  • Rudwaleit M., van der Heijde D., Landewé R., Akkoc N., Brandt J., Chou C.T., Dougados M., Huang F., Gu J., Kirazli Y., Van den Bosch F., Olivieri I., Roussou E., Scarpato S., Sørensen I.J., Valle-Oñate R., Weber U., Wei J., Sieper J. The Assessment of SpondyloArthritis international Society classification criteria for peripheral spondyloarthritis and for spondyloarthritis in general. Annals of the Rheumatic Diseases. 2011;70(1):25–31.
  • Галушко Е.А., Гордеев А.В. Современный взгляд на патогенез спондилоартритов – молекулярные механизмы. Научно-практическая ревматология. 2015;53(3):299–307.
  • Гайдукова И.З., Ребров А.П., Апаркина А.В., Хондкарян Э.В. Концентрация интерлейкина-17А остается стабильно высокой у больных анкилозирующим спондилитом, получающих ингибиторы фактора некроза опухоли α в течение года. Терапевтический архив. 2017;89(4):80-85.
  • Ki-Jo K., Chul-Soo Ch. Anemia of chronic disease in ankylosing spondylitis: improvement following anti-TNF therapy. Archives of rheumatology. 2012; 27(2):90-97.
  • Nairz M., Theurl I., Wolf D., Weiss G. Iron deficiency or anemia of inflammation? Differential diagnosis and mechanisms of anemia of inflammation. Wiener Medizinische Wochenschrift. 2016;166(13-14):411-423.
  • Щёкотова А.П. Диагностика анемий. Терапия. 2016;5(9):76–86.
  • Muñoz M., Acheson A.G., Auerbach M., Besser M., Habler O., Kehlet H., Liumbruno G.M., Lasocki S., Meybohm P., Rao Baikady R., Richards T., Shander A., So-Osman C., Spahn D.R., Klein A.A. International consensus statement on the peri-operative management of anaemia and iron deficiency. Anaesthesia. 2017;72(2):233-247.

  • Об авторах / Для корреспонденции


    Карина Николаевна Цатурова, ординатор кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России. 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112.
    Тел.: (8452) 49-14-37. E-mail: k.tsaturova@yandex.ru
    Ксения Дмитриевна Дорогойкина, аспирант кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России. 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112.
    Тел.: (8452) 49-14-37. E-mail: axxxinya@mail.ru.
    Виолетта Игоревна Махина, аспирант кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России. 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112.
    Тел.: (8452) 49-14-37. E-mail: violettamakhina@mail.ru
    Андрей Петрович Ребров, д.м.н., проф., завкафедрой госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России. 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 112.
    Тел.: (8452) 49-14-37. E-mail: andreyrebrov@yandex.ru


    Похожие статьи


    Бионика Медиа