Толщина комплекса интима-медиа сонных артерий у пациентов с внескелетными проявлениями спондилоартритов


DOI: https://dx.doi.org/10.18565/therapy.2022.2.19-23

А.П. Ребров, А.В. Апаркина, К.А. Гамаюнова

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Аннотация. Наличие увеита относится к факторам риска развития сердечно-сосудистой патологии у пациентов со спондилоартритами (СпА).
Цель исследования – сравнение толщины комплекса интима-медиа (ТИМ) общей сонной артерии у больных СпА с наличием и без увеитов.
Материал и методы. В исследование вошли 69 пациентов со СпА, отвечающих критериям аксиального спондилоартрита ASIS (2009), в том числе 48 (69,6%) с анкилозирующим спондилитом (АС), 6 (8,7%) – с недифференцированным СпА, 15 (21,7%) – с псориатическим артритом. 30 (43,5%) пациентов наблюдались у офтальмолога по поводу увеитов, длительность увеита составила 10,5 [8; 14,5] лет. На момент включения в исследование у пациентов со СпА не было выявлено активного увеита. Пациенты с увеитами и без увеитов были сопоставимы по полу, возрасту, длительности заболевания, возрасту начала заболевания, ИМТ, уровню систолического и диастолического АД, показателям липидного спектра крови.
Результаты. Средняя ТИМ сонных артерий у всех пациентов со СпА составила 0,67 [0,57; 0,82] мм; у пациентов с увеитом этот показатель равнялся 0,74 [0,58; 0,96] мм, без увеитов – 0,6 [0,55; 0,65] мм (р=0,003). Утолщение комплекса интима-медиа сонных артерий >0,9 мм и наличие атеросклеротических бляшек установлено у 13 (43,3%) пациентов с наличием увеитов и у 7 (17,95%) без увеитов (р=0,041; χ2=4,14). Атеросклеротические бляшки выявлены у 7 пациентов с увеитами и у 4 без увеитов. У 10 (76,9 %) из 13 пациентов с увеитами и наличием утолщения комплекса интима-медиа сонных артерий >0,9 мм и/или наличием атеросклеротических бляшек сторона поражения сонных артерий соответствовала стороне локализации увеита.
Заключение. У пациентов со СпА, имеющих увеит, чаще отмечается увеличение ТИМ сонных артерий, при этом сторона поражения сонных артерий в основном соответствует стороне локализации увеита.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из особенностей спондилоартритов (СпА) – вовлечение в патологический процесс наряду с опорно-двигательным аппаратом других органов и систем. Самым распространенным внескелетным проявлением СпА выступает увеит (воспаление сосудистого тракта глаза). В популяции пациентов со СпА заболеваемость увеитом, по разным данным, составляет 3–20% [1–2], а среди больных с анкилозирующим спондилитом (АС) встречается у 30–50% [3]. В 90% случаев поражение глаз протекает в виде переднего одностороннего увеита [4–5]. При этом его распространенность возрастает с увеличением длительности заболевания вплоть до 20 лет, а затем достигает стабилизации. Распространенность увеита коррелирует с положительностью по HLA-B27 [4]. Острый увеит может за много лет предшествовать первым проявлениям или дебютировать на фоне малосимптомно протекающего СпА [2, 4, 6].

Наличие увеита относится к факторам риска развития сердечно-сосудистой патологии у пациентов со СпА. Увеит достоверно чаще наблюдается у больных, имеющих другие системные проявления болезни, в частности, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы в виде поражения аорты и клапанов, нарушения ритма и проводимости [7].

Увеличение толщины комплекса интима-медиа (ТИМ) сонных артерий служит маркером атеросклеротического поражения сосудов различной локализации. ТИМ сонных артерий рассматривается в качестве независимого прогностического фактора при хронических заболеваниях почек, сахарном диабете, гипертонии, системных воспалительных заболеваниях, таких как системная красная волчанка, болезнь Бехчета, СпА [8–9]. Действительно, в нескольких исследованиях было показано, что ТИМ сонных артерий повышена у больных со СпА даже в отсутствие классических сердечно-сосудистых факторов риска [10–12]. Вместе с тем в настоящее время мало информации о том, как ТИМ общей сонной артерии коррелирует со степенью активности СпА, а также об особенностях изменений этого параметра у пациентов с внескелетными проявлениями заболевания.

Цель настоящего исследования – сравнение ТИМ общей сонной артерии у больных СпА с наличием и без увеитов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследование было включено 69 пациентов со СпА, отвечающих критериям аксиального спондилоартрита Assessment of Spondyloarthritis International Society (2009): 48 из них (69,6%) имели АС, 6 (8,7%) – недифференцированный СпА, 15 (21,7%) – псориатический артрит.

30 (43,5%) пациентов наблюдались у офтальмолога по поводу увеитов, длительность которых составила 10,5 [8; 14,5] лет. На момент вступления в исследование у пациентов с СпА не было выявлено активного увеита. Пациенты с увеитами и без них были сопоставимы по полу, возрасту, длительности заболевания, возрасту начала заболевания, индексу массы тела, уровню систолического и диастолического артериального давления, показателям липидного спектра крови. Для оценки активности болезни у всех пациентов рассчитывались индексы активности BASDAI (Bath Ankylosing Spondylitis Disease Activity Index) и ASDAS (Ankylosing Spondylitis Disease Activity Score), определялись скорость оседания эритроцитов, уровень С-реактивного белка (СРБ) в сыворотке крови (высокочувствительным методом на аппарате Hittachi). По активности заболевания пациенты двух групп были сопоставимы.

Для определения ТИМ сонных артерий выполнялось их ультразвуковое исследование (УЗИ) на комплексе Acuson 128 XP/10. При этом делалось измерение ТИМ правой и левой сонных артерий в трех точках: в области бифуркации общей сонной артерии, в общей и внутренней сонных артериях на 10 мм проксимальнее и 10 мм дистальнее бифуркации.

Статистическая обработка материала проводилась с помощью программ Microsoft Office Exсel 2007 (Microsoft Corp., США) и STATISTICA 8.0 (StatSoft Inc, США). Характер распределения данных оценивался графическим методом и с использованием критерия Шапиро–Уилка. При описании признаков, отличном от нормального распределения, результаты представлены в виде Ме [Q1; Q3], где Me – медиана, Q1 и Q3 – первый и третий квартили. При характере распределения данных, отличном от нормального, применяли непараметрические методы: критерий Манна–Уитни, критерий Вальда–Вольфовица, критерий χ2, критерий Вилкоксона, критерий знаков.

Сравнение достоверности различий количественных значений внутри одной группы рассчитывалось путем определения критерия Вилкоксона. Различия считали достоверными при p <0,05.

Все пациенты подписывали форму информированного согласия на участие в исследовании. Протокол исследования был одобрен этическим комитетом ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Средний возраст пациентов со СпА и наличием увеитов составил 43,5 [37; 50] года, длительность заболевания – 19 [10; 27] лет, возраст начала заболевания – 21,5 [15; 32] года. У больных СпА без увеитов аналогичные показатели равнялись 39,5 [35; 49], 17 [8; 25] и 26,5 [20; 35] лет соответственно (для всех показателей p ≥0,05).

У пациентов с увеитом среднее значение уровня холестерина составило 4,5 [3,8; 5,6] ммоль/л, СРБ – 7,6 [4,8; 19,4] мг/л, у больных без увеита – 4,4 [3,6; 5,4] ммоль/л и 7,4 [3,8; 16,9] мг/л соответственно (для обоих показателей p ≥0,05).

У больных СпА с наличием увеита индекс ASDAS равнялся 3,4 [2,8; 4,0], индекс BASDAI – 5,3 [3,8; 6,5], у пациентов без увеитов – 3,3 [2,7; 3,9] и 5,4 [3,9; 6,8] соответственно (для обоих показателей p ≥0,05).

Лечение на момент исследования у больных СпА с наличием увеитов и без таковых было сопоставимо.

Средняя ТИМ сонных артерий у всех пациентов со СпА составила 0,67 [0,57; 0,82] мм. У пациентов, имеющих увеит, этот параметр был равен 0,74 [0,58; 0,96] мм, а у пациентов без увеитов – 0,6 [0,55; 0,65] мм (р=0,003). Утолщение ТИМ сонных артерий более 0,9 мм и наличие атеросклеротических бляшек было выявлено у 13 (43,3%) пациентов с наличием увеитов и у 7 (17,95%) больных без увеитов (р=0,041; χ2 = 4,14; рис.).

21-1.jpg (70 KB)

ОБСУЖДЕНИЕ

УЗИ сонных артерий, измеряющее ТИМ, служит неинвазивным методом выявления субклинического атеросклероза. Измерение ТИМ имеет прогностическую ценность с точки зрения сердечно-сосудистых событий независимо от наличия традиционных факторов риска [13–14]. ТИМ общей сонной артерии взаимосвязана с длительностью воспалительного заболевания, лабораторными показателями активности процесса, отражающими воспаление, возрастом и традиционными факторами риска кардиоваскулярных заболеваний [15–16]. Van Sijl A.M. et al., проанализировав данные 22 исследований, в которых сравнивалась ТИМ сонных артерий у пациентов с ревматоидным артритом (РА) и лиц контрольной группы, подтвердили увеличение сердечно-сосудистого риска у пациентов с РА при увеличении ТИМ. В связи с этим авторы считают целесообразным исследование ТИМ при обследовании пациентов с данной патологией [15].

В исследовании Ristic G.G. et al. было установлено, что пациенты с РА и субклиническим атеросклерозом чаще были положительными по ревматоидному фактору. Установлена значимая ассоциация активности фактора Виллебранда и субклинического атеросклероза у больных РА с низким сердечно-сосудистым риском, обнаружены взаимосвязи между активностью фактора Виллебранда и маркерами воспаления, активностью заболевания, что указывает на патофизиологическую связь между РА и поражением эндотелия. Взаимосвязь между активностью фактора Виллебранда и РА может быть проявлением процесса, способствующего ускорению атеросклероза при этом заболевании [16].

Кардиологическое сообщество предполагает, что оценка каротидной ТИМ должна быть частью медицинского обследования пациентов с повышенным сердечно-сосудистым риском, а ревматологи рекомендуют пациентам с РА и другими воспалительными заболеваниями суставов проходить УЗИ сонных артерий [17].

В ходе нашего обследования пациентов со СпА выявлено, что у трети из них имеется утолщение ТИМ сонных артерий или наличие атеросклеротической бляшки. Наши результаты подтверждают данные других исследований, в которых у пациентов со СпА чаще наблюдалось утолщение каротидной ТИМ и наличие бляшек, чем у лиц контрольных групп [11, 18]. По данным исследования Skare T.L. et al., при однофакторном анализе более высокая ТИМ отмечалась у больных СпА с большей продолжительностью заболевания, с высокими уровнями триглицеридов и у пациентов пожилого возраста. Авторами было установлено, что пациенты со СпА имеют более высокую степень субклинического атеросклероза, чем лица контрольной группы, что подтверждает клинические данные о повышенном сердечно-сосудистом риске среди пациентов с ревматическими заболеваниями [11]. В нашем исследовании продемонстрировано, что при СпА с наличием увеита чаще встречается утолщение ТИМ сонных артерий. Эти результаты согласуются с данными, полученными А.А. Годзенко с соавт., которые показали, что поражение сердца у больных АС достоверно чаще выявляется при наличии увеита и артрита периферических суставов, увеит и периферический артрит достоверно чаще наблюдаются у больных с изменениями сердца, а нарушения проводимости достоверно чаще имеет место у пациентов с увеитом, чем у пациентов без увеита. Авторами установлено, что эхокардиографические изменения аорты и клапанов сердца также достоверно чаще обнаруживались у пациентов с увеитом, чем у пациентов без этого заболевания [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У пациентов со СпА, имеющих увеит, чаще отмечается увеличение ТИМ сонных артерий, при этом сторона поражения сонных артерий соответствует стороне локализации увеита. Следовательно, у больных с СпА, особенно при развитии увеита, целесообразно контролировать не только активность заболевания на фоне проводимой терапии, но и такой маркер сердечно-сосудистого риска, как ТИМ, поскольку наличие увеита можно рассматривать как фактор риска ускоренного развития атеросклероза.


Литература


1. Garcia-Vicuna R., Zarco P., Gonzalez C.M. et al. Two year incidence of psoriasis, uveitis and inflammatory bowel disease in patients with spondyloarthritis: A study in the AQUILES cohort. Reumatol Clin. 2016; 12(1): 22–26. http://dx.doi.org/10.1016/j.reumae.2015.03.011.


2. Sungur G., Yakin M., Uzman S. et al. Clinical features and prognosis of uveitis in a Turkish patient population with ankylosing spondylitis: Incidence and management of ocular complications. Ocul Immunol Inflamm. 2019; 27(4): 551–59. http://dx.doi.org/10.1080/09273948.2018.1431290.


3. Дубинина Т.В., Эрдес Ш.Ф. Эффективность голимумаба в лечении увеита у больных анкилозирующим спондилитом. Современная ревматология. 2016; 3: 77–80.


4. Van Denderen J.C., Visman I.M., Nurmohamed M.T. et al. Adalimumab significantly reduces the recurrence rate of anterior uveitis in patients with ankylosing spondylitis. J Rheumatol. 2014; 41(9): 1843–48. http://dx.doi.org/10.3899/jrheum.131289.


5. Bacchiega A.B.S., Balbi G.G.M., Ochtrop M.L.G. et al. Ocular involvement in patients with spondyloarthritis. Rheumatology. 2017; 56(12): 2060–67. http://dx.doi.org/10.1093/rheumatology/kex057.


6. Ребров А.П., Апаркина А.В., Акулова И.А. с соавт. Особенности диагностики анкилозирующего спондилита при наличии увеита у лиц разного пола. Современная ревматология. 2014; 4: 14–16.


7. Годзенко А.А., Бочкова А.Г., Румянцева О.А. с соавт. Взаимосвязь между поражением сердца и другими клиническими проявлениями анкилозирующего спондилита. Научно-практическая ревматология. 2010; 5: 32–36.


8. Uslu A.U., Kucuk A., Balta S. et al. The relation between ischemia modified albumin levels and carotid intima media thickness inpatients with rheumatoid arthritis. Int J Rheum Dis. 2019; 22(1): 32–37. http://dx.doi.org/10.1111/1756-185X.12851.


9. Balta S., Aparci M., Ozturk C. et al. Carotid intima media thickness and subclinical early atherosclerosis. Int J Cardiol. 2016; 203: 1146. http://dx.doi.org/10.1016/j.ijcard.2015.11.025.


10. Verma I., Krishan P., Syngle A. Predictors of atherosclerosis in ankylosing spondylitis. Rheumatol Ther. 2015; 2(2): 173–82. http://dx.doi.org/10.1007/s40744-015-0017-8.


11. Skare T.L., Verceze G.C., Oliveira A.A. et al. Carotid intima-media thickness in spondyloarthritis patients. Sao Paulo Med J. 2013; 131(2):100–5. http://dx.doi.org/10.1590/S1516-31802013000100020.


12. Stanek A., Cholewka A., Wielkoszynski T. et al. Increased levels of oxidative stress markers, soluble cd40 ligand, and carotid intima-media thickness reflect acceleration of atherosclerosis in male patients with ankylosing spondylitis inactive phase and without the classical cardiovascular risk factors. Oxid Med Cell Longev. 2017; 2017: 9712536. http://dx.doi.org/10.1155/2017/9712536.


13. Polak J.F., Person S.D., Wei G.S. et al. Segment-specific association of carotid intima-media thickness with cardiovascular riskfactors. The Coronary Artery Risk development in Young Adult (CARDIA) Study. Stroke. 2010; 41(1): 9–15. http://dx.doi.org/10.1161/STROKEAHA.109.56659642.


14. Tyrrell P.N., Beyene J., Feldman B.M. et al. Rheumatic disease and carotid intima-mediathickness: A systematic review and meta-analysis. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 2010; 30(5):1014–26. http://dx.doi.org/10.1161/ATVBAHA.109.198424.


15. van Sijl A.M., Peters M.J., Knol D.K. et al. Carotid intima media thickness in rheumatoid arthritis as compared to control subjects: A meta-analysis. Semin Arthritis Rheum. 2011; 40(5): 389–97. http://dx.doi.org/10.1016/j.semarthrit.2010.06.00644.


16. 1Ristic G.G., Subota V., Lepic T. et al. Subclinical atherosclerosis in patients with rheumatoid arthritis and low cardiovascular risk: The role of von Willebrand factor activity. PLoS One. 2015;10(8): e0130462. http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0130462.


17. Agca R., Heslinga S.C., Rollefstad S. et al. EULAR recommendations for cardiovascular disease risk management in patients with rheumatoid arthritis and other forms of inflammatory joint disorders: 2015/2016 update. Ann Rheum Dis. 2017; 76(1): 17–28. http://dx.doi.org/10.1136/annrheumdis-2016-209775.


18. Gonzalez-Gay M.A., Gonzalez-Juanatey C., Pineiro A. et al. High-grade C-reactive protein elevation correlates with accelerated atherogenesis in patients with rheumatoid arthritis. J Rheumatol. 2005; 32(7): 1219–23.


Об авторах / Для корреспонденции


Андрей Петрович Ребров, д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, полномочный представитель Российского научного медицинского общества терапевтов (РНМОТ) в Приволжском ФО. Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112. E-mail: andreyrebrov@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3463-7734
Алена Васильевна Апаркина, к.м.н., ассистент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112. E-mail: alena437539@yandex.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8463-2379
Кристина Александровна Гамаюнова, аспирант кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112. E-mail: k.a.gamayunova@mail.ru


Похожие статьи


Бионика Медиа